Педагогические коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.

Содержание работы

Введение……………………………………………… 3 стр.
Направленность как психологическая

характеристика личности……………………… 4 стр.
Основные составляющие направленности и

их характеристика……………………………… 9 стр.
Направленность как система…………………… 15 стр.
Методика определения направленности

личности………………………………………… 18 стр.

Заключение…………………………………………… 27 стр.

Список использованной литературы……………….. 28 стр.

Файлы: 1 файл

контрольная по пед.коммуникациям.docx

— 43.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение……………………………………………… 3 стр.

  1. Направленность как психологическая

характеристика личности……………………… 4 стр.

  1. Основные составляющие направленности и

 их характеристика……………………………… 9 стр.

  1. Направленность как система…………………… 15 стр.
  2. Методика определения направленности

личности………………………………………… 18 стр.

Заключение…………………………………………… 27 стр.

Список использованной литературы………………..   28 стр.            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления  и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.

По той причине, что  человек внутренне весьма мало изменился  за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.

Рассматривая историю  развития психики ребёнка, мы не можем  обойтись без анализа потребности в новых впечатлениях и общении. Избирательность восприятия человеком окружающего мира мы также связываем с потребностями и интересами личности; выясняется, что и наша память зависит от направленности личности: что именно запоминается, как и на какой срок опять-таки связано с потребностями и интересами. Без направленности не обойтись при анализе мыслительной деятельности и внимания. В.В. Богословский отмечал: «Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека».

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направленность как психологическая характеристика личности.

В отечественной психологии системообразующей, стержневой характеристикой  личности считается её направленность — устойчивая устремленность мыслей, чувств, желаний, фантазий, психологических  отношений и поступков, которая  является следствием доминирования  ведущих мотивов и ценностных ориентаций.

В работах отечественных  психологов (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов,  Л.И. Божович, В.Э. Чудновский, Б.С.Братусь) разработан подход к исследованию развития личности через понятие направленности.

В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные  школы и направления: теория установки (Д. Н. Узнадзе), отношений личности (В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов), теория значимости (Н. Ф. Добрынин), потребностей и мотивов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович). Все указанные теории в той  или иной степени связаны между  собой.

Понятие «направленность» введено  С. Л. Рубинштейном, который указал, что при психологическом изучении человека очень важно понять, чего он хочет от жизни. В зависимости  от доминирующих мотивов выделяют направленность личности: на себя, на других людей, на деятельность[8].

Т.А. Флоренская, обращаясь  к понятию направленности, пришла к выводу, что при рассмотрении развития личности, нужно всегда иметь  в виду духовную направленность. Духовная направленность является тем вектором, который ориентирует всю жизнедеятельности  человека, особенно проявляясь в профессиях, направленных на взаимодействие с другими  людьми[9].

Анализ представленных подходов к пониманию содержания понятия ''направленность'' и ее роли в структуре  личности позволяет определить следующие признаки направленности личности: системность; устойчивость данной системы; иерархичность внутри системы; связь со всей системой характеристик личности; определяющая роль в активности личности.

Направленность личности современными учеными понимается как  мотивационная обусловленность  действий и поступков человека конкретными  жизненными целями, источниками которых  являются как его базовые потребности, так и требования общества к его  личности. Отметим, что существуют различные  определения понятия «направленность». Так, С. Рубинштейн определял направленность личности как ее «динамическую тенденцию». Ученый считал, что в деятельности проявляется характер человека, что  получает выражение в направленности его действий и поступков, его  темперамент и способности, которые, в свою очередь, обуславливают совершенство исполнения.

Направленность человека по-разному соотносится с различными внешними явлениями, условиями, обстоятельствами жизни и деятельности человека. Она  является интегральной психологической  характеристикой системы субъективных ценностей, эмоционально окрашенных отношений  к окружающему миру, себе, другим людям. Она конкретизируется через  сферу ценностно-смысловых отношений  и определяет выбор мотивов, приемов  и способов общения с другими  людьми. Направленность личности в  общении, функционируя как единое целое, определяет общую ориентацию личности на равноправное, доминирующее, игнорирующее, подчиняющееся или неравноправное общение, с тенденцией получения  выгоды за счет партнера.

Концепция эмоциональной  направленности, разработана отечественным  психологом Б.И.Додоновым, в ней рассматриваются  только те эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве “ценных” переживаний. В данной концепции  эмоциональные переживания человека рассматриваются не только в своей основной, оценочно-отражательной функции, но и дополнительно в функции относительно самостоятельных ценностей для личности[4].

Первоначально возникая в  процессе определенной деятельности  и сигнализируя человеку о значимых для него событиях,  достигаемых  результатах, действиях, поступках и т.п. эмоциональные переживания могут оказаться для человека настолько позитивными, что у него формируется  особое, психологически обусловленное тяготение к их повторным проявлениям. Такое тяготение прочно объединяется с выполнением данного вида деятельности, к которой человек теперь стремится и ради достижения значимых для него  результатов, и ради самого  процесса деятельности, доставляющего ему эмоциональное удовлетворение.

Таким образом, понятие эмоциональной  направленности надо  рассматривать  в двух аспектах. Во-первых, она есть сторона  направленности личности человека, и может рассматриваться как  её проекция на эмоциональную сферу  человека. То есть,  эмоциональная  направленность на определенные переживания, отражает те социальные потребности  и мотивы — альтруистические, коммуникативные, познавательные, эстетические и т.д. —  которые являются доминирующими  в направленности личности человека. Во-вторых, эмоциональная направленность может рассматриваться и в  качестве закрепившейся психологической  установки человека на  переживания  как специфические ценности,  в качестве относительно самостоятельной  потребности в определенных эмоциональных  переживаниях.

На основе сложившихся  представлений о направленности личности в общении выделяется манипулятивная направленность. Она, являясь внутренней характеристикой личности, основана на приемах использования других в собственных целях, лишая их ценности и превращая в объекты.

Передовые отечественные  клиницисты середины и конца XIX и  начала XX в., исходя из принципа нервизма, рассматривали и изучали больного не только как объект, но и как  субъект, неповторимую в своих свойствах  личность, в единстве с внешней  и, прежде всего социальной средой, во всей сложности их взаимосвязи  и взаимообусловленности.

С точки зрения материалистического  учения личность определяется не столько  биологическими, наследственными свойствами, сколько социальными. Основой, определяющей всю личность, является та ее социально  обусловленная сторона, которая  включает в себя направленность личности, ее моральные качества. Направленность личности - это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших  руководящими и в его активной деятельности, направленной на достижение относительно далеких и сложных  жизненно важных для него целей.

А.Н.Леонтьев сопоставлял  понятие направленности личности как  «смыслообразующий мотив» в то время как Б.Г.Ананьев указывал на существование «основной жизненной направленности» личности[6]. Однако чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от сложившейся ситуации.

В основе направленности личности лежит система мотивов, в которой  ведущие мотивы, подчиняя себе остальные, характеризуют строение мотивационной  сферы человека.

Доминирующая система  мотивов обусловливает общественно-гуманистическую  или эгоистически-прагматическую направленность личности. Общественно-гуманистическая  направленность характеризуется преобладанием  мотивов служения общему делу, обществу, духовной удовлетворенности. Эгоистически-прагматическая направленность характеризуется преобладанием мотивов личного благополучия, личной выгоды, престижа.

Направленность в современной  психологии выделяется в качестве ведущей  характеристики личности, определяющая её социальную и нравственную ценность. Основными детерминантами направленности являются преобладающие и устойчивые потребности и интересы, мировоззрение, включающее убеждения и идеалы. В направленности надо различать ее качества и формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные составляющие направленности и их характеристика.                     

В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности  бывают биологические (отражающие нужду  организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически  сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье  и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут  приобретать различные формы  в зависимости от степени осознания  цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления убеждения, мировоззрения.

В процессе совершения поведенческих  актов мотивы, будучи динамическими  образованиями, могут изменяться, что  возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт  нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив  поведения человека и цели поведения  могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому  стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины  своего поведения. К неосознанным мотивам  относятся установки и влечения.

Направленность всегда социально  обусловлена и формируется в  онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется  в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

- влечение - недостаточно  полное осознанное стремление  к достижению чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида; Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

Некоторые авторы к неосознанным массивам относят также гипнотические  внушения, но они носят искусственный  характер, сформированный «извне», в  то время как установки и влечения формируются естественным путём  в течение жизни человека. К  осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

- склонность - проявление  потребностно-мотивационной сферы  личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

- интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием);

- идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;

Информация о работе Педагогические коммуникации