Педагогические коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.

Содержание работы

Введение……………………………………………… 3 стр.
Направленность как психологическая

характеристика личности……………………… 4 стр.
Основные составляющие направленности и

их характеристика……………………………… 9 стр.
Направленность как система…………………… 15 стр.
Методика определения направленности

личности………………………………………… 18 стр.

Заключение…………………………………………… 27 стр.

Список использованной литературы……………….. 28 стр.

Файлы: 1 файл

контрольная по пед.коммуникациям.docx

— 43.87 Кб (Скачать файл)

- желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна;

- стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец;

- намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства их достижения;

- убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание;

- мировоззрение - система  взглядов и представлений о  мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе;

- установка - это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения;

Установка как не осознаваемая готовность воспринимать окружающий мир  под определённым углом зрения и  реагировать определённым образом, без полного объективного анализа  конкретной ситуации, формируется как  на основе личного прошлого опыта  человека, так и под влиянием других людей.

Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например в беседе отрицательная  установка может быть направлена:

- лично на самого собеседника;

- на суть беседы;

- на обстоятельства разговора и т.д.

Явлению психологической  установки посвящено большое  число экспериментальных исследований {источники?}, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) — образ  того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную —  комплекс симпатий и антипатий к  объекту установки; поведенческую  — готовность определённым образом  действовать в отношении объекта  установки, осуществлять волевые усилия;

Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и  действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:

- убеждение - высшая форма  направленности личности, проявляющаяся  в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;

- позиция - устойчивая  система отношений человека к  определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

- цель - желаемый и представляемый  результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направленность как система.

Направленность как система  отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как  членам коллектива; отношение к труду  и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей  личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его  мировоззрение, особенности характера  и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают  направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника  имеет важнейшее значение для  практики кадровой работы, поскольку  от этого зависит эффективность  подбора, расстановки и дальнейшего  использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после  ознакомления с характеристиками различных  видов направленности.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая. Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

     Направленность  на взаимные действия – имеет  место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

     Деловая направленность  – отражает преобладание мотивов  порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Установлено что лица с  направленностью на себя имеют такие  черты характера:

– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

–  делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях

–  пытаются навязать свою волю группе

–  окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно.

Люди с направленностью  на взаимные действия:

–  избегают прямого решения проблемы

–  уступают давлению группы

–   не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить

– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач.

Люди с деловой направленностью:

–   помогают отдельным членам группы выражать свои мысли

–   поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

–   легко и доступно излагают свои мысли и соображения

–    берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

–       не уклоняются от непосредственного решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика определения направленности личности.

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение  и удовлетворение безотносительно  работы и сотрудников, агрессивность  в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность,  тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение  (О) - стремление при любых условиях  поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению  конкретных заданий или оказанию  искренней помощи людям, ориентация  на социальное одобрение, зависимость  от группы, потребность в привязанности  и эмоциональных отношениях с  людьми.

3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении  деловых проблем, выполнение работы  как можно лучше, ориентация  на деловое сотрудничество, способность  отстаивать в интересах дела  собственное мнение, которое полезно  для достижения общей цели.

 

Инструкция: Опросный лист состоит  из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый  из пунктов выберите тот, который  лучше всего выражает Вашу  точку зрения по данному вопросу.  Возможно, что какие-то из вариантов  ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас  отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей  степени отвечает Вашему мнению  и более всего ценен для  Вас. Букву, которой обозначен  ответ (А, Б, В), напишите на  листе для записи ответов рядом  с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".

2. Затем из ответов  на каждый из пунктов выберите  тот, который дальше всего стоит  от Вашей точки зрения, наименее  для Вас ценен. Букву, которой  обозначен ответ, вновь напишите  на листе для записи ответов  рядом с номером соответствующего  пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".

3. Таким образом, для  ответа на каждый из вопросов  Вы используете две буквы, которые  и запишите в соответствующие  столбцы. Остальные ответы нигде  не записываются. Старайтесь быть  максимально правдивым. Среди  вариантов ответа нет "хороших"  или "плохих", поэтому не  старайтесь угадать, какой из  ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.

Тестовый материал.

1. Наибольшее удовлетворение  я получаю от:

А. Одобрения моей работы.

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо.

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл  в футбол (волейбол, баскетбол), то  я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает  тактику игры.

Б. Известным игроком.

В. Выбранным капитаном  команды.

3. По-моему, лучшим педагогом  является тот, кто:

А. Проявляет интерес к  учащимся и к каждому имеет  индивидуальный подход.

Б. Вызывает интерес к  предмету так, что учащиеся с удовольствием  углубляют свои знания в этом предмете.

В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой  никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда  люди:

А. Радуются выполненной  работе.

Б. С удовольствием работают в коллективе.

В. Стремятся выполнить  свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы  мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляется  возможность.

Б. Были верны и преданны мне.

Информация о работе Педагогические коммуникации