Педагогические условия развития театрализованных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Что же это такое театр? Это - те же самые сказки-драматизации, только ориентированы на какую-либо проблему. Это - рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

1. ХАРАКТАРИСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

3.1 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ПОДРАЖАНИЕ.

3.2. ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ.

3.3. ИГРЫ-ИНСЦЕНИРОВКИ.

3.4. ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ.

4. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 59.09 Кб (Скачать файл)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ.

 

ТЕМА: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР»

 

ПЛАН.

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

1. ХАРАКТАРИСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

 

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

 

3.1 ИГРЫ  И УПРАЖНЕНИЯ НА ПОДРАЖАНИЕ.

 

3.2. ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ.

 

3.3. ИГРЫ-ИНСЦЕНИРОВКИ.

 

3.4.  ИГРЫ-ИМПРОВИЗАЦИИ.

 

4. СОДЕРЖАНИЕ  И  ОСОБЕННОСТИ  РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  ДЕТЕЙ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием, что способствует повышению самооценки, адаптивных возможностей организма и  стрессоустойчивости. Морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, умение самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, особенно ярко  проявляются и закрепляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни. И здесь на помощь приходят  разные виды  искусств, среди которых особое место занимает театр и театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность -универсальна: она  выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи.

Что же это такое театр? Это - те же самые сказки-драматизации, только ориентированы на какую-либо проблему. Это - рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, общечеловеческую универсальную способность к  межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.

 

 

 

 

 

 

1.ХАРАКТАРИСТИКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

 

Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. [2]

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л.С.Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л.Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация», В.Н.Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин и др.).

Вечканова И.Г. понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.). [4]

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л.С.Выготский, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин). Исследователи (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров и др.) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она  носит репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества.В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами. Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Игровое действие может носить разный характер. В режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху».«Роль» обозначает человека или животного, для которого характерны типичные проявления; игровой образ, скорее, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время.

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина). В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов (Д.В. Менджерицкая).

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. Б.М.Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили). В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

 

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.Оба вида игры развиваются параллельно, но с\р игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд педагогических условий:

1. Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

2. Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированное должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

3. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. ( «Что с ним? Почему он плачет?» и т. д. ) При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.

4. Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

5. Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей. Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д. В группе для детей 2-4 лет должен быть уголок ряженья и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

Таким образом, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

 

В педагогической литературе театрализованные игры классифицируются по-разному:

1.В зависимости от художественного оформления: игры-драматизации, игры с настольным театром, фланелеграфом, театром теней, Петрушек, игры с марионетками.

2. В зависимости от средств изображения: настольные, стендовые, игры-драматизации (с мальчиками, куклами би-ба-бо, с шапочками, импровизации).

Информация о работе Педагогические условия развития театрализованных игр