Педагогические взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

В.С. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм".

Содержание работы

Педагогические взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского 3
Функции обучения, условия их эффективной реализации в педагогическом процессе. 6
Физическая культура и спорт как фактор социализации. Роль занятий физической культурой и спортом в становлении личности юного спортсмена. 11
Социализация спортсмена 12
Социальная ответственность спортсмена 15
Литература 18

Файлы: 1 файл

Контрольная педагогика.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

 «Белорусский государственный  университет физической культуры»

 

 

 

Кафедра педагогики

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по педагогике

 

 

 

 

 

Подготовила:

Студентка 3-го курса, з/об

Факультета  ОФКиТ

Группы №032 

Слуцкая Марина Владимировна

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 

Оглавление

Педагогические  взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского 3

Функции обучения, условия их эффективной реализации в педагогическом процессе. 6

Физическая  культура и спорт как фактор социализации. Роль занятий физической культурой  и спортом в становлении личности юного спортсмена. 11

Социализация  спортсмена 12

Социальная  ответственность спортсмена 15

Литература 18

 

  

Педагогические  взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского

В.С. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм". В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967) и др. произведениях.

Его идеи воплощены в практику школ. Созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975). Книга его жизни - "Сердце отдаю детям". Его жизнь - воспитание детей, личности, рождения гражданина. В условиях жестокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина. В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского педагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Он изложил свое исследовательское наследие в книге "Сердце отдаю детям".

Исчерпаны ли его педагогические достижения? Они неисчерпаемы. Многие его идеи оказались чрезвычайно полезными  для общества зернами, которые дали и будут давать плоды.

В.А.Сухомлинский имел свои взгляды  на роль и значение учителя в жизни  ребенка. У педагога должно быть призвание. Беспредельная вера в человека, в  силу воспитания.

Отношение детей к объектам природы  известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш  родной край, земля, которая нас вырастила  и кормит, земля, преобразованная  нашим трудом.

В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие  в ней. Сухомлинский предлагает для  реального воплощения этого положения  в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в  уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. По мнению авторов, высокая культура воспитателей и владение разнообразными средствами общения - эффективный способ воздействия на воспитанников, на развитие их личности. В построении диалогического общения видели суть воспитания В.А. Сухомлинский и Я. Корчак, выделяя ряд следующих его характеристик. Во-первых, равенство позиций воспитателя и воспитуемого, которое выражается в том, что ученик является активным субъектом воспитания и самовоспитания, имеет возможность воздействия на воспитателя. Во-вторых, познание, изучение ребенка является основным стержнем, на котором строится все общение с ним. В-третьих, результаты общения не сводятся к оцениванию, подход к воспитаннику через усиление положительных личностных качеств и устремлений, сильных сторон на борьбу с собственными слабостями таким образом, чтобы ребенок, получая от воспитателя сведения о себе, учился давать себе оценки сам. В-четвертых, подчеркивается необходимость искренности и естественности в проявлении эмоций. Центральная роль в реализации принципа самовоспитания принадлежит воспитателю. Опыт работы В.А. Сухомлинского показывает, что общение-диалог развивает у воспитателя и воспитанников уверенность в собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательность к окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в возможность их решения.

В.А.Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения  взаимного интереса педагога и учащегося.

Можно ещё раз подчеркнуть, что  В.А.Сухомлинский - талантливый педагог  и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям  и раздумьям об их воспитании. Его  книги явились редким в 60-70-е гг. XX в. примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работы его "Школы радости". Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время.

Деятельность В. А. Сухомлинского  оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного  воспитания.

 

Функции обучения, условия  их эффективной реализации в педагогическом процессе.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Анализ образовательной  функции обучения естественно ведет  к выделению и описанию тесно  связанной с ней развивающей функции.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно - мотивационной области. Развивающая функция обучения составляет проблему взаимоотношения обучения и развития — один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, содержанию образования и, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.

Однако психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая  функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную  направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в  активную и сознательную разнообразную  деятельность. Развивающая функция  обучения реализуется в ряде специальных  технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для  этого имеется специальный термин «развивающее обучение». В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других, отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Благодаря этим исследованиям, отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.

Все это ведет к тому, что современная организация  обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь  умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации  и пр., об учение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.


Надо отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной  сфер личности в обучении отстает  от интеллектуального развития. Между  тем, очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность  тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы  ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.

Развитие двигательной сферы  ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать  произвольные сложные движения в  учении, труде, игре. С другой стороны, следует обеспечить активное и всестороннее физическое развитие школьников, поскольку  оно важно и для здоровья, и  для интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности.

Развитие эмоциональной  сферы, тонкости и богатства чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей, всех вообще явлений жизни является также  одной из задач обучения. В дидактике  имеются примеры таких методических систем, которые на это направлены (Д.Кабалевский, Б.Неменский, И.Волков).

Таким образом, еще раз  следует напомнить: всякое учение ведет  к развитию, но обучение носит развивающий  характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической  организации учебного процесса.

Процесс обучения носит также  и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего, содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать  систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения  учителя и школьников, психологический  климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя - осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Информация о работе Педагогические взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского