Педагогические взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

В.С. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм".

Содержание работы

Педагогические взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского 3
Функции обучения, условия их эффективной реализации в педагогическом процессе. 6
Физическая культура и спорт как фактор социализации. Роль занятий физической культурой и спортом в становлении личности юного спортсмена. 11
Социализация спортсмена 12
Социальная ответственность спортсмена 15
Литература 18

Файлы: 1 файл

Контрольная педагогика.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю  недостаточно знать об объективном  характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее  воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать  и отбирать учебный материал с  точки зрения его воспитательного  учения способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.


Надо, однако, помнить, что  воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается  в ней. Поэтому не рекомендуется  полностью подчинить процесс  обучения целям воспитания. Необходимо создавать условия для благоприятного формирования школьников, оставив им право, свободу и самостоятельность  в анализе действительности и  выборе системы взглядов. Не случайно некоторые направления в педагогике (например, экзистенциализм) считают, что  школа не должна формировать взглядов учащихся, а только давать информацию для их свободного выбора. Думается, что это утопия: как уже было сказано, любая система обучения прямо или косвенно формирует  личность ученика.

Следует также иметь в  виду, что не только воспитание зависит  от обучения, но и, наоборот: без определенного  уровня воспитанности, желания ученика  учиться, наличия элементарных навыков  поведения и общения, принятия учащимися  этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы. 

Физическая культура и спорт  как фактор социализации. Роль занятий  физической культурой и спортом  в становлении личности юного  спортсмена.

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое  воздействие на основные сферы жизнедеятельности  общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.

Анализ развития спорта в странах мира показывает, что активная позиция населения по отношению к спорту формируется как следствие хорошей пропаганды СМИ. Именно от СМИ, и в первую очередь от TV, зависит популяризация видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью рассматриваются как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.

Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует  первоначальное представление о  жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие  важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Люди, прошедшие "школу  спорта", убеждены, что спорт помог  им воспитать веру в свои силы и  возможности, а также умение ими  воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные  юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в  жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них  человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется  принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков. Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности.

Однако, говоря о положительных  моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые  серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела  к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие  и т.д. Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый характер. В конце XX века профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие исследования для массового и детского спорта.

Социализация  спортсмена

Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые  агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное  освоение новой социальной роли, в  которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна  первичная социализация, когда закладываются  основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов  первичной социализации далеко не все  играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к  ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны - ровесники, а с другой - родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.

Ценностный потенциал  спорта позволяет решать целый ряд  воспитательных задач. Нами уже отмечалось, что спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко  возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Термин "вторичная социализация" охватывает те социальные роли, которые  стоят во втором эшелоне влияния, оказывают менее важное воздействие  на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной  социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее  глубокое, чем у первичных агентов.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда  он сталкивается с формальными организациями  и учреждениями, называемыми институтом вторичной социализации - Госкомспортом, федерациями, СМИ и т.д.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (спортсмен - тренер), вторичная социализация - сфера социальных отношений (спортсмен - федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.

Классификацию стадий социализации спортсмена путем включения его  в спортивную деятельность можно  связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять  этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации:

1. Включение субъекта  в спортивную деятельность.

2. Занятия детско-юношеским  спортом.

3. Переход из любительского в профессиональный спорт.

4. Завершение спортивной  карьеры и переход к другой  карьере.

Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время формируются  интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного  отношения к спортивной деятельности . Этот период очень важен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие города и страны, получение первых гонораров, спортивные победы позволяют спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена.

Возрастает количество соревнований, переезды, сборы, новые спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за границей, формируют  новый социальный опыт, создают новые  ценности и ориентации. Большую роль в данной стадии социализации играют экономические отношения, которые  складываются между спортсменом  и тренером.

Третью стадию социализации символизирует расцвет спортивной карьеры. Спортсмен подчиняет образ  жизни интересам спортивного  клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры.

Для четвертой стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и переход к другой профессиональной карьере. Как правило, у спортсменов это один из сложных  жизненных периодов. Решение закончить  спортивную карьеру часто связывается  с травмой, снижением спортивных результатов, отбором в сборные  команды и т.д. Негативные ситуации провоцируют спортсмена на психологический  кризис. Важную роль в преодолении  негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного  клуба, тренеры, близкое окружение.

Социальная ответственность  спортсмена

Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач, начиная с  укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные  услуги, экономических стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма  и т.д. Многообразие социальных функций  стало основанием для классификации  и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:

- массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");

- спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

- профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает  свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или  иной разновидности спорта.

Так, массовый спорт позволяет  человеку независимо от возраста сохранить  здоровье, интересно проводить свободное  время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственности, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортивную деятельность. Особенно это касается юных спортсменов. Необходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры должны и заботиться о спортивной форме юных спортсменов, и воспитывать у них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим - необходимые условия для формирования личности спортсмена.

Высокая социальная ответственность  ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не говоря уже о членах сборной команды  страны. Победы на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах  страны приносят спортсмену заслуженные  славу, известность, почет. Он становится героем, кумиром молодежи. Образ  жизни спортсмена становится моделью  социального поведения. В этой связи  необходимо помнить о социальной ответственности спортсмена. Нужно  понимать, что если он использует допинг, рекламирует некачественные товары, курит, употребляет наркотики или  алкоголь, то тем самым "тиражирует" девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поколение, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни своих кумиров. Поэтому в детско-юношеском спорте так часто присутствуют социальные пороки, присущие большому спорту.

Другая сторона социальной ответственности спортсмена связана  с противоречиями, которые обуславливаются  личными и общественными интересами в сфере спорта. Спортсмен всегда стоит перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время  сохранить спортивную форму для  успешного выступления за сборную  страны. Некоторые спортсмены в погоне за гонорарами отказываются выступать  даже на Олимпийских играх (как это  было в Атланте с Евгением Кафельниковым).

Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с интересами спортивного клуба. Переход из одной  команды в другую, отъезд в заграничный  спортивный клуб также требуют от спортсмена социальной ответственности за сделанный им выбор. Сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортивному клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстра-класса, с другой - заграничный клуб предоставляет спортсмену новые возможности для спортивной карьеры.

Вот почему социальная ответственность  в спорте должна не только формироваться  с помощью эффективного воспитательного  процесса, но и регламентироваться нормативно-правовыми документами. Например, необходимо законодатель, но признать, что выступления за сборные команды поощряются денежными выплатами. Спортсменам, которые приносят славу российскому спорту, даются гарантии получения высшего образования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования. Таким образом, можно найти выход из этой сложной ситуации: предоставляя спортсменам социальные гарантии, подкрепляя спортивную деятельность законодательно-правовой базой, можно повышать их социальную ответственность перед обществом.

Информация о работе Педагогические взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского