Педагогический эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время педагогический эксперимент - это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Знание особенностей организации иметодики проведения педагогического эксперимента как метода научного исследования позволяет улучшить подготовку специалистов в системе физического воспитания. Рассмотрение данного этапа в теории и методики физической культуры имеет большое значение на современном этапе развития системы физического воспитания и подготовки кадров.

Файлы: 1 файл

контрольная по онмд.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

В теории и практике исследовательской работы определилось несколько видов педагогических экспериментов. Каждый из них характеризуется несколькими признаками. Поэтому можно говорить лишь о группировке видов и их взаимных связях, а не о классификации в строгом значении этого слова.

В соответствии с целью, которую ставит перед  собой исследователь, может быть применен или преобразующий эксперимент  или констатирующий.

Преобразующий эксперимент (встречаются и другие названия: созидательный, формирующий, научно-исследовательский) предусматривает разработку нового в науке и практике педагогического положения в соответствии с выдвинутой оригинальной гипотезой. Примером эксперимента подобного рода могут служить исследования эффективности программированного обучения.

Констатирующий  эксперимент (его можно назвать  еще контролирующим, практическим) предполагает проверку уже имеющихся  знаний о том или ином факте, явлении. Констатирующий эксперимент очень  часто проводится для проверки действия того или иного известного факта, явления при работе в новых условиях, с другим возрастным контингентом занимающихся, с представителями других видов спорта. К этой же категории экспериментов относятся и те, которые призваны обосновать, раскрыть связи, установить меру факта, явления, уже существующих в практике и оправдавших себя многолетним использованием.

Необходимость уравнивания сопутствующих факторов требует изменения (в различной  степени) обычных условий процесса физического воспитания.

По степени  изменения этих условий педагогические эксперименты принято подразделять на естественный, модельный и лабораторный.

Естественный  эксперимент характеризуется настолько  незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания, что они могут быть даже не замечены участниками эксперимента.

Примером естественного  педагогического эксперимента может  служить исследование нового содержания программного материала для учащихся общеобразовательных школ, когда в экспериментальных классах применяются разработанные исследователем физические упражнения. В подобном эксперименте, как правило, условия проведения уроков настолько типичны, что дети даже не осознают своего участия в научной работе, хотя содержание занятий и специально организовано[1].

В зависимости от способа комплектования экспериментальных и контрольных групп по их количественномусоставу естественный эксперимент может проводиться в виде экспериментальных занятий и в виде опытных уроков[1].

Экспериментальные занятия призваны способствовать решению исследовательской задачи в естественных условиях учебно-воспитательного процесса, но с меньшим, чем принято обычно, составом учащихся. Это позволяет больше выдерживать в «чистом виде» определенное исследователем направление в обучении и воспитании, способствует улучшению контроля за реакцией занимающихся.

Слабой стороной этой разновидности естественного  эксперимента является некоторая искусственность  условий, что затрудняет распространение  полученных выводов на педагогический процесс с обычным количественным составом занимающихся. Чаще всего проведение экспериментальных занятий предшествует опытным урокам.

Проведение  эксперимента в виде опытных уроков характеризуется тем, что обучение и воспитание осуществляются в плане  обычной системы классно-урочных занятий с полным составом занимающихся. Этим и определяются большие достоинства данной разновидности эксперимента. К недостаткам ее относятся трудности, связанные с многочисленностью учащихся: контроль за ними и вынужденные отступления от запланированного хода урока.

Опытные уроки  используются для организации учебно-воспитательного  процесса с полным составом занимающихся. К недостаткам опытных уроков можно отнести те, которые возникают вследствие трудности управления большим количеством занимающихся, контроля правильности выполнения запланированной программы, а также из-за вынужденных отступлений от нее[14,10].

 Экспериментальные  занятия проводятся, как правило,  в открытой форме.

Открытый эксперимент  предусматривает достаточно подробное  объяснение занимающимся задач и содержания всего исследования. Экспериментатор стремится сделать всех исследуемых активными и сознательными участниками работы, признающими значение экспериментального поиска в улучшении учебно-воспитательного процесса.

Активная реакция, казалось бы, также может быть оценена как благоприятная для решения задач исследования. Однако стремление занимающихся как можно лучше выполнить задание привносит в учебно-воспитательный процесс элемент искусственности, делает их поведение неестественным.

Негативная реакция занимающихся является крайне нежелательной. По существу, при подобном их отношении к работе ставится под угрозу весь ход исследования. Правда, если и в этих условиях будет получен положительный эффект, то он явится лучшим доказательством сильных сторон изучаемого педагогического фактора.

В каждой группе исследуемых могут быть лица с  различными видами реакций[1,6].

Закрытый эксперимент  проводится при полной неосведомленности  занимающихся о том, что они являются участниками исследовательской работы. Это придает их поведению ту непринужденность, которая может в наибольшей мере отразить преимущества и недостатки изучаемых педагогических факторов.

Однако осуществить  полную «конспирацию» эксперимента бывает чрезвычайно трудно, а порою просто невозможно. Даже когда учебные занятия ведет обычный преподаватель, не исключается некоторая необычность внешней обстановки, так как на любых опытных занятиях должен присутствовать исследователь, чтобы вести наблюдение и регистрацию. А это уже не может не вызывать соответствующей реакции занимающихся. Даже период привыкания исследуемых к постороннему лицу не снимает полностью этой проблемы. Необходимость проведения различных измерений делает еще более явной необычность учебного процесса, хотя и можно подвести. их под категорию обычных медицинских обследовании или зачетных нормативов.

Каждая из охарактеризованных разновидностей должна применяться  в зависимости от поставленных задач. Так, если разрабатываются новые методы организации школьного урока, целесообразнее применять опытные уроки, так как сама природа решаемого вопроса требует полного количественного состава класса.

Наиболее ценные результаты могут быть получены в том случае, когда в эксперименте сочетаются обе разновидности. Однако по характеру изучаемого материала к этому не всегда можно прибегнуть[1].

Модельный эксперимент характеризуется  значительным изменением типичных условий физического воспитания, что позволяет изолировать изучаемое явление от побочных влияний. Примером подобного эксперимента могут служит исследования результативности различных отягощений для развития силы. Чтобы исключить влияние техники жима на результат, в эксперименте прибегают к выполнению жима в положении лежа[3].

Лабораторный эксперимент  характеризуется строгой стандартизацией условий, позволяющей максимальноизолировать исследуемых от влияния изменяющихся условий окружающей среды. При решении педагогических задач его роль сводится к подсобной (в плане разработки физиологических и психологических вопросов). Например, для определения эффективности комплексов гигиенической гимнастики предварительно изучается реакция организма на нагрузку по некоторым физиологическим показателям в условиях лаборатории.

Перекрестный эксперимент  имеет неоспоримые преимущества. Он позволяет поставить примерно в равные условия различные учебные группы. Это тем более важно, что достичь полного уравнивания исследуемых контингентов учащихся в экспериментальных и контрольных группах практически невозможно. Следовательно, становится менее значимым вопрос сравнительного анализа данных общей и специальной подготовленности исследуемых, их типологических особенностей и т. д.

В перекрестном эксперименте отпадает необходимость  в создании контрольных групп, ибо каждая из пары групп поочередно бывает то контрольной, то экспериментальной.

Если у одних  и тех же исследуемых, поочередно подвергающихся действию то одного педагогического  фактора, то другого, взаимно изменяются изучаемые показатели, возможность говорить о действии случая, естественно, уменьшается. А это освобождает работу от дополнительной математической обработки собранного материала и позволяет получить достоверные данные при сравнительно меньшем количестве исследуемых[1].

Общим недостатком перекрестных экспериментов является различная очередность воздействия факторов. Именно поэтому так редко встречаются эксперименты с четырьмя (и более) сравниваемыми факторами. Подобные эксперименты применяются только в тех случаях, когда длительность каждого этапа небольшая и не может существенно изменить уровня подготовленности занимающихся к моменту проведения последнего этапа[13].

Глава 2. Эксперимент  как основа научного исследования в  области

физической  культуры и спорта

2.1 Особенности  организации педагогического эксперимента как

метода научного исследования в физическом воспитании

Организуя педагогическое исследование, нельзя забывать, что  любой эксперимент в области физического воспитания представляет собой сложное сочетание реализации научных интересов и практических (учебно-воспитательных).

Для исследователя  ведущим является поиск новых  педагогических закономерностей, но он протекает в рамках реального педагогического процесса, с конкретными людьми, за обучение, воспитание и здоровье которых научный работник несет ответственность.

Особенно важное значение имеет проверка полученных в ходе педагогического эксперимента результатов на практике, в повседневной работе. Дело в том, что экспериментатор независимо от желания всегда находится в лучших условиях для проведения учебно-воспитательной работы, чем обычный преподаватель[12,16].

Высокая педагогическая квалификация, большая заинтересованность и целеустремленность в решении какого-то частного вопроса (разрабатываемого в эксперименте), меньшая загруженность учебно-воспитательной работой, лучшее оборудование и пр. -- все это может сыграть решающую роль в получении результатов исследования. Проверенные на практике, они становятся более ценными, поскольку позволяют шире использовать их, вносить необходимые коррективы.

Педагогические  результаты эксперимента целесообразно  разделять на частные и общие.

Частный педагогический результат порождается действием  какого-то одного педагогического фактора..

Каждый эксперимент, как правило, разрабатываетчастный педагогический результат. Однако улучшение частного педагогического результата при прочих равных условиях влечет за собой повышение общего педагогического результата.

Каких-либо норм продолжительности педагогического  эксперимента не существует. Она определяется в каждом конкретном случае в зависимости от задачи исследования, от сложности решаемого вопроса.

Глубокое знание теории предмета, природы изучаемого педагогического явления поможет исследователю точнее определить целесообразную длительность эксперимента[1].

Если в исследовании, связанном с разработкой новых методов развития двигательных качеств, участвуют спортсмены высокой квалификации, то следует предусмотреть более длительный эксперимент, чем при участии спортсменов «массовых» разрядов. Объясняется это тем, что при высоком исходном уровне развития двигательных качеств достичь достоверных сдвигов гораздо труднее, чем при более низком исходном уровне[8].

Организуя эксперимент  с участием школьников или студентов, необходимо учитывать структуру  и календарные сроки учебного года. Было бы опрометчиво планировать эксперимент на дни контрольных работ, зачетов, экзаменов, больших общественных мероприятий и каникул (если по тематике он не связан с этими сроками)[1].

Запланированные сроки эксперимента в некоторых  случаях изменяются в ходе самого исследования. Это может быть вызвано, во-первых, тем, что нельзя абсолютно точно предвидеть длительность эксперимента, а во-вторых, тем, что часто возникает потребность удлинить или сократить его продолжительность в соответствии с итогами текущей обработки собираемого материала, которая проводится сразу же после каждого исследования. Это позволяет продолжать эксперимент именно до того времени, когда получаемые показатели приобретут положенную достоверность.

С другой стороны, устанавливая предполагаемую длительность эксперимента, целесообразно заранее определить критерии его окончания. Например, если исследуется сравнительная эффективность методов разучивания двигательных действий в целом и по частям, то в плане следует предусмотреть, до какого уровня контрольных оценок будет продолжаться обучение.

Окончанием  эксперимента можно считать такую  стадию обучения, когда самый слабый ученик добьется удовлетворительной оценки; можно и повысить требования до реального уровня подготовленности данного контингента занимающихся.

В связи с  тем, что педагогический эксперимент  включает в себя как проведение учебных занятий, так и регистрацию их эффективности, он всегда строится по следующей схеме:

начальное исследование > проведение занятий > промежуточное исследование > проведение занятий > конечное исследование.

Начальные, промежуточные  и конечные исследования предусматривают  получение определенных показателей с помощью методов сбора текущей информации, а проведение занятий обеспечивает непосредственную реализацию намеченного учебно-воспитательного процесса (применение новых средств, методов и пр.).

Временные интервалы  между начальными, промежуточными и  конечными исследованиями крайне изменчивы  и зависят от многих причин (задач  и методов исследования, реальных условий организации эксперимента и т. д.). Например, в экспериментах, определяющих эффективность активного отдыха в процессе классных занятий, рекомендуется проводить исследования с промежутком в 3-6 месяцев, причем существенные сдвиги в ее показателях могут появиться лишь через 6-7 месяцев.

Определение оптимального числа промежуточных исследований, с одной стороны, экономит силы и  время экспериментатора (не проводятся лишние измерения), с другой -- позволяет  достичь максимума достоверности  результатов. Максимальный эффект при минимальных затратах времени будет достигнут при учете характерных признаков изучаемого фактора, и прежде всего его изменчивости под влиянием различных внешних и внутренних воздействий. Чем больше вариативность фактора,тем большее число промежуточных исследований необходимо провести, чтобы получить достоверный материал для педагогических выводов.

Информация о работе Педагогический эксперимент