Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:20, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время педагогический эксперимент - это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Знание особенностей организации иметодики проведения педагогического эксперимента как метода научного исследования позволяет улучшить подготовку специалистов в системе физического воспитания. Рассмотрение данного этапа в теории и методики физической культуры имеет большое значение на современном этапе развития системы физического воспитания и подготовки кадров.
Предположим, требуется изучить два способа повышения физической нагрузки. Определено, что об их эффективности следует судить не только по спортивному результату, но и по некоторым функциональным показателям.
Надо установить,
как часто целесообразно
При вариативном показателе (например, времени двигательной реакции) невозможно характеризовать педагогический фактор на основе одного-двух промежуточных исследований, так как колебания функции между начальным, одним промежуточным и конечным исследованиями могут в корне изменить его оценку.
При проведении эксперимента на базе школы, техникума или вуза минимальное число промежуточных исследований определяется структурой учебного года в данном учебном заведении. Например, в вузе после проведения исследований в начале учебного года необходимо организовать одно промежуточное исследование в конце первого семестра (перед зимней сессий),а второе -- в начале следующего семестра (чтобы получить исходный фон для второго этапа экспериментальных занятий). В пределах этих требований число промежуточных исследований может увеличиваться в соответствии со степенью вариативности регистрируемого признака[1].
2.2 Методика
проведения педагогического
Педагогический эксперимент как метод исследования процесса физического воспитания обычно применяется в ходе педагогических исследований. Его цель -выявление взаимозависимости между последующими явлениями. Он требует активного вмешательства и точного определения педагогической структуры. При этом необходимо наиболее точно описывать условия эксперимента, целенаправленно создавать побудительные стимулы в данной ситуации, наблюдать результаты поведения, которые были вызваны этими стимулами. Момент эксперимента содержится в любом приеме исследования, ибо исследователь включается в моделируемую ситуацию[17].
Научный эксперимент имеет свои особенности, он требует:
-максимального знания
всех условий данной
-исключения или нейтрализации всех побочных, незапланированных последствий; - активного вмешательства при отклонении от запланированного хода эксперимента.
Основная функция
Чтобы обнаружить правильность
предпосылок о причине
Видами педагогического эксперимента являются: естественный, лабораторный, констатирующий и др., которые, в свою очередь, имеют много подвидов[5].
Отличительной особенностью педагогического эксперимента, в том числе наиболее распространенного -- естественного, является то, что в нем мы имеем дело с многомерными величинами. Отсюда вытекает сложность измерений на входе и выходе исследования. Эта сложность усугубляется необходимостью количественного измерения информации в педагогической системе деятельности учащихся и педагогов[18].
Вследствие этого результаты педагогического эксперимента в полной мере могут быть оценены лишь с помощью многомерного статического анализа.
Таким образом, эксперимент предполагает выполнение следующих действий.
1.Выбор и обоснование
техники проведения
-постановка задачи;
-выбор зависимой переменной и отклика;
-выбор варьируемых
факторов или независимых
-выбор уровней этих факторов (количественные или качественные, фиксированные или случайные).
2.Планирование:
-необходимое число наблюдений;
-порядок проведения эксперимента;
-используемый метод ранжирования;
-математическая модель эксперимента.
3.Анализ:
-сбор и обработка данных;
-вычисление статических данных для проверки гипотезы и их проверка;
-интерпретация результатов.
Существенным требованием к эксперименту в условиях комплексного исследования является, наряду с другими, обязательное использование показателей, принятых в качестве условных стандартов.
Методика проведения эксперимента включает ряд этапов.
Первый этап реализуется в следующем виде.
1.Определение уровня
теоретической оснащенности
2.Изучение условий
и состояния учебно-спортивной
базы в образовательном
3.Комплектование
4.Подведение итогов
подготовительной работы, обеспечение
документацией для проведения
педагогического эксперимента
Второй этап - организация и проведение педагогического эксперимента в период теоретического обучения.
1.Ознакомление с контингентом учащихся, учебной документацией, состоянием и возможностями учебно-спортивной базы и организацией учебного процесса.
2.Графический анализ экспериментального учебного плана для установления оптимального соотношения учебного времени на обучение.
3.Организация и проведение
систематических проверок. Анализ
содержания учебных программ
по физическому воспитанию
-преемственности обучения в общеобразовательной школе и вузах;
-взаимосвязи общего и специального образования;
-взаимосвязи обучения и воспитания (содержание исследовательской работы);
-тренировочной направленности
в обучении физическим упражнен
4.Организация и проведение
систематической проверки
5.Анализ учебно-программной
документации с целью
Методы экспериментальной работы очень разнообразны. В процессе педагогического эксперимента предполагается:
I.Посещение и фиксация
занятий, анализ физического
2.Анализ уроков, теории и практического обучения в процессе занятий физической культурой и спортом.
3.Проведение контрольных работ с анализом успеваемости учащихся по результатам измерения.
4.Ведение дневника
экспертной работы преподавател
5.Анкетирование учащихся, преподавателей.
6.Проведение бесед руководителем эксперимента с преподавателями и учащимися.
7.Составление логических
анкет и графиков
8.Обсуждение результатов
эксперимента на заседаниях
9.Наблюдение за проведением
занятий с фиксацией их
10.Выполнение обучаемыми
специальных контрольных
II.Монографическое наблюдение
за внедрением различных
12. Обобщение результатов
эксперимента по структуре
Третий этап -- организация и проведение экспериментального обучения.
Целью эксперимента является совершенствование системы обучения в процессе физического воспитания. Для этого необходимо:
-выявить возможности
самостоятельной деятельности
-определить целесообразность применения таких заданий.
Четвертый этап - завершающий этап педагогического эксперимента.
1.Систематизация и
обработка материалов
2.Составление итогового отчета по экспериментальной работе с научно обоснованными рекомендациями по совершенствованию организации учебного процесса по физической культуре и спорту.
3.Разработка окончательного
варианта учебной программной д
Основными формами контроля
изучаемых вопросов в экспериментальных
учебных группах для получения
объективных результатов
-проведение контрольных срезов, определяющих фактический уровень физической подготовки обучаемых;
-проведение проверочных
работ для определения уровня
знаний, умений и навыков, полученных
в образовательных учреждениях
в процессе обучения по
По итогам эксперимента для преподавателей составляются анкеты, которые обсуждаются на заседаниях предметных комиссий. Письменные отчеты должны содержать:
-общую характеристику
подготовки экспериментальных
-роль общего образования по физическому воспитанию в формировании знаний, умений и навыков учащихся;
-недостатки в программе физического воспитания и пути их устранения;
-связь теоретического и практического обучения;
-основные трудности
в организации процесса
Заключение
Педагогический эксперимент - основа развития теории и методики физического воспитания. Следует различать дидактический и физический педагогический эксперимент. Дидактический педагогический эксперимент направлен на формирование личности человека, в частности, передачу совокупности знаний. Физический педагогический эксперимент связан с решением проблем физического воспитания, т.е. формированием двигательных навыков и развитием физических возможностей(способностей)[3].
Формулировка рабочей гипотезы педагогического эксперимента может выполняться на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Как правило, при проведении педагогического эксперимента трудно учесть влияние всех факторов, поэтому результаты его всегда неоднозначны. Иная ситуация возникает, когда в основу педагогического эксперимента заложено теоретическое исследование[16].
В педагогических исследованиях эксперимент играет особую роль. Эксперимент -- это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности,- это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов[7].
Основная функция
Список использованных источников
1. Ашмарин, Б.А. Теория
и методика педагогических
2. Бабанский, Ю.К. Введение
в научное исследование по
педагогике.Учебное пособие
3. Баскаков, А.Я. Методология научного исследования: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. / А.Я. Баскаков, Н.В. Туленков. - К.: МАУП, 2004. 216 с., ил.
4. Батищев, Г.И. Педагогическое
экспериментирование /Г.И.
5. Белоус, В.А. Организация научных исследований по физической культуре в вузе: учебно-методическое пособие / В.А. Белоус, В.А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин. - СПб: СПбГУИТМО, 2005. - 72 с.