Педагогический эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время педагогический эксперимент - это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Знание особенностей организации иметодики проведения педагогического эксперимента как метода научного исследования позволяет улучшить подготовку специалистов в системе физического воспитания. Рассмотрение данного этапа в теории и методики физической культуры имеет большое значение на современном этапе развития системы физического воспитания и подготовки кадров.

Файлы: 1 файл

контрольная по онмд.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Предположим, требуется  изучить два способа повышения  физической нагрузки. Определено, что об их эффективности следует судить не только по спортивному результату, но и по некоторым функциональным показателям.

Надо установить, как часто целесообразно проводить  промежуточные исследования, чтобы по функциональным показателям дать оценку изучаемым способам повышения нагрузки. Для этого необходимо знать степень вариативности данных функциональных показателей. Например, промежуточных исследований уровня максимального потребления кислорода можно провести сравнительно небольшое число, так как сам этот показатель не подвержен резким колебаниям под влиянием кратковременно действующих факторов.

При вариативном  показателе (например, времени двигательной реакции) невозможно характеризовать педагогический фактор на основе одного-двух промежуточных исследований, так как колебания функции между начальным, одним промежуточным и конечным исследованиями могут в корне изменить его оценку.

При проведении эксперимента на базе школы, техникума  или вуза минимальное число промежуточных исследований определяется структурой учебного года в данном учебном заведении. Например, в вузе после проведения исследований в начале учебного года необходимо организовать одно промежуточное исследование в конце первого семестра (перед зимней сессий),а второе -- в начале следующего семестра (чтобы получить исходный фон для второго этапа экспериментальных занятий). В пределах этих требований число промежуточных исследований может увеличиваться в соответствии со степенью вариативности регистрируемого признака[1].

2.2 Методика  проведения педагогического эксперимента  в условияхкомплексного исследования

Педагогический эксперимент  как метод исследования процесса физического воспитания обычно применяется  в ходе педагогических исследований. Его цель -выявление взаимозависимости  между последующими явлениями. Он требует  активного вмешательства и точного определения педагогической структуры. При этом необходимо наиболее точно описывать условия эксперимента, целенаправленно создавать побудительные стимулы в данной ситуации, наблюдать результаты поведения, которые были вызваны этими стимулами. Момент эксперимента содержится в любом приеме исследования, ибо исследователь включается в моделируемую ситуацию[17].

Научный эксперимент  имеет свои особенности, он требует:

-максимального знания  всех условий данной педагогической  ситуации и способов ее контролирования;

-исключения или нейтрализации  всех побочных, незапланированных  последствий; - активного вмешательства при отклонении от запланированного хода эксперимента.

Основная функция педагогического  эксперимента по физическому воспитанию состоит в проверке гипотез о связях элементов педагогической системы воздействия и его результатов. Речь идет об открытии функциональных и других зависимостей, но особенно - причинных связей.

Чтобы обнаружить правильность предпосылок о причине зависимости  между двумя факторами, проводится наблюдение в двух ситуациях, которые отличаются хотя бы одним (иногда специально введенным, иногда исключительным) обстоятельством, в то время как другие обстоятельства одинаковы. Для этого необходимы средства наиболее строгого контроля за ними. Если мы с достоверностью убедились, что устранение или введение нового обстоятельства не приводят к изменениям прежних факторов, исчезновению или появлению нового фактора, то между ними нет причинной зависимости. В противном случае подтверждается, что один фактор находится с другим в причинной зависимости или они взаимно влияют друг на друга. Так проверяется правильность гипотезы о причинной зависимости.

Видами педагогического  эксперимента являются: естественный, лабораторный, констатирующий и др., которые, в свою очередь, имеют много подвидов[5].

Отличительной особенностью педагогического эксперимента, в  том числе наиболее распространенного -- естественного, является то, что в  нем мы имеем дело с многомерными величинами. Отсюда вытекает сложность измерений на входе и выходе исследования. Эта сложность усугубляется необходимостью количественного измерения информации в педагогической системе деятельности учащихся и педагогов[18].

Вследствие этого результаты педагогического эксперимента в  полной мере могут быть оценены лишь с помощью многомерного статического анализа.

Таким образом, эксперимент  предполагает выполнение следующих  действий.

1.Выбор и обоснование  техники проведения эксперимента:

-постановка задачи;

-выбор зависимой переменной  и отклика;

-выбор варьируемых  факторов или независимых переменных;

-выбор уровней этих факторов (количественные или качественные, фиксированные или случайные).

2.Планирование:

-необходимое число  наблюдений;

-порядок проведения  эксперимента;

-используемый метод  ранжирования;

-математическая модель  эксперимента.

3.Анализ:

-сбор и обработка данных;

-вычисление статических  данных для проверки гипотезы  и их проверка;

-интерпретация результатов.

Существенным требованием  к эксперименту в условиях комплексного исследования является, наряду с другими, обязательное использование показателей, принятых в качестве условных стандартов.

Методика проведения эксперимента включает ряд этапов.

Первый этап реализуется  в следующем виде.

1.Определение уровня  теоретической оснащенности эксперимента (наличие нормативной, правовой, учебной и методической документации).

2.Изучение условий  и состояния учебно-спортивной  базы в образовательном учреждении  для проведения педагогического  эксперимента.

3.Комплектование экспериментальных  учебных групп, моделирование  учебного процесса по экспериментальным учебным планам и программам, закрепление преподавателей, тренеров для проведения педагогического эксперимента.

4.Подведение итогов  подготовительной работы, обеспечение  документацией для проведения  педагогического эксперимента и  проведения инструктажа с участниками  эксперимента.

Второй этап - организация  и проведение педагогического эксперимента в период теоретического обучения.

1.Ознакомление с контингентом  учащихся, учебной документацией,  состоянием и возможностями учебно-спортивной базы и организацией учебного процесса.

2.Графический анализ экспериментального учебного плана для установления оптимального соотношения учебного времени на обучение.

3.Организация и проведение  систематических проверок. Анализ  содержания учебных программ  по физическому воспитанию проводится  с целью достижения:

-преемственности обучения  в общеобразовательной школе  и вузах;

-взаимосвязи общего  и специального образования;

-взаимосвязи обучения  и воспитания (содержание исследовательской  работы);

-тренировочной направленности  в обучении физическим упражнениям.

4.Организация и проведение  систематической проверки содержания  и структуры обучения, а также определение рациональных методических приемов в процессе занятий физической культурой.

5.Анализ учебно-программной  документации с целью выявления  соотношения подготовленности обучаемых требованиям цели и содержания обучения.

Методы экспериментальной  работы очень разнообразны. В процессе педагогического эксперимента предполагается:

I.Посещение и фиксация  занятий, анализ физического развития  учащихся, беседы с преподавателями.

2.Анализ уроков, теории  и практического обучения в  процессе занятий физической культурой и спортом.

3.Проведение контрольных  работ с анализом успеваемости  учащихся по результатам измерения.

4.Ведение дневника  экспертной работы преподавателя.

5.Анкетирование учащихся, преподавателей.

6.Проведение бесед  руководителем эксперимента с  преподавателями и учащимися.

7.Составление логических  анкет и графиков последовательности  обучения.

8.Обсуждение результатов  эксперимента на заседаниях учебно-методических комиссий и педагогических советов.

9.Наблюдение за проведением  занятий с фиксацией их содержания.

10.Выполнение обучаемыми  специальных контрольных заданий.

II.Монографическое наблюдение  за внедрением различных передовых  приемов обучения в процессе занятий физической культурой.

12. Обобщение результатов  эксперимента по структуре учебных  планов, программ и обсуждение их на заседаниях учебно-методических комиссий.

Третий этап -- организация  и проведение экспериментального обучения.

Целью эксперимента является совершенствование системы обучения в процессе физического воспитания. Для этого необходимо:

-выявить возможности  самостоятельной деятельности обучаемых; -определить направления совершенствования  разработанных заданий;

-определить целесообразность применения таких заданий.

Четвертый этап - завершающий  этап педагогического эксперимента.

1.Систематизация и  обработка материалов педагогического  эксперимента на всех этапах  путем анализа и обобщения  материалов по содержанию и  организационным формам обучения и воспитания.

2.Составление итогового  отчета по экспериментальной  работе с научно обоснованными рекомендациями по совершенствованию организации учебного процесса по физической культуре и спорту.

3.Разработка окончательного  варианта учебной программной документации с внесением в нее поправок и уточнений по результатам педагогического эксперимента.

Основными формами контроля изучаемых вопросов в экспериментальных  учебных группах для получения  объективных результатов педагогического  эксперимента являются:

-проведение контрольных  срезов, определяющих фактический  уровень физической подготовки обучаемых;

-проведение проверочных  работ для определения уровня  знаний, умений и навыков, полученных  в образовательных учреждениях  в процессе обучения по физической  культуре и спорту.

По итогам эксперимента для преподавателей составляются анкеты, которые обсуждаются на заседаниях предметных комиссий. Письменные отчеты должны содержать:

-общую характеристику  подготовки экспериментальных учебных  групп;

-роль общего образования по физическому воспитанию в формировании знаний, умений и навыков учащихся;

-недостатки в программе  физического воспитания и пути  их устранения;

-связь теоретического  и практического обучения;

-основные трудности  в организации процесса физического  совершенствования и пути их преодоления.Для подведения итогов экспериментальной работы преподаватели, ведущие занятия в экспериментальных группах представляют отчет в сроки, указанные руководителями эксперимента. К отчетам прилагаются материалы, содержащие анализ результатов исследований[5].

 

Заключение

Педагогический эксперимент - основа развития теории и методики физического воспитания. Следует различать дидактический и физический педагогический эксперимент. Дидактический педагогический эксперимент направлен на формирование личности человека, в частности, передачу совокупности знаний. Физический педагогический эксперимент связан с решением проблем физического воспитания, т.е. формированием двигательных навыков и развитием физических возможностей(способностей)[3].

Формулировка рабочей  гипотезы педагогического эксперимента может выполняться на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Как правило, при проведении педагогического эксперимента трудно учесть влияние всех факторов, поэтому результаты его всегда неоднозначны. Иная ситуация возникает, когда в основу педагогического эксперимента заложено теоретическое исследование[16].

В педагогических исследованиях  эксперимент играет особую роль. Эксперимент -- это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности,- это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов[7].

Основная функция педагогического эксперимента по физическому воспитанию состоит в проверке гипотез о связях элементов педагогической системы воздействия и его результатов. Именно поэтому проведение любого педагогического эксперимента должно отвечать обязательному правилу: его содержание и методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам обучения и воспитания[11].

 

Список использованных источников

1. Ашмарин, Б.А. Теория  и методика педагогических исследований  в физическом воспитании. Пособие для студентов и препод. ин-тов физической культуры /Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. -- 224 с.

2. Бабанский, Ю.К. Введение  в научное исследование по  педагогике.Учебное пособие для  студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев  и др. М.: Сов. педагогика, 1986.

3. Баскаков, А.Я. Методология  научного исследования: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. / А.Я. Баскаков, Н.В.  Туленков. - К.: МАУП, 2004. 216 с., ил.

4. Батищев, Г.И. Педагогическое  экспериментирование /Г.И. Батищев. -М.: Сов. Педагогика, 1990.

5. Белоус, В.А. Организация научных исследований по физической культуре в вузе: учебно-методическое пособие / В.А. Белоус, В.А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин. - СПб: СПбГУИТМО, 2005. - 72 с.

Информация о работе Педагогический эксперимент