Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:02, контрольная работа
Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности педагогических инноваций и технологий.
Сложность педагогических явлений, а также наличие большого числа факторов, в том числе случайных, которые влияют на педагогический процесс и его результаты, приводят к тому, что педагогический процесс нельзя рассматривать как полностью детерминированный. При самой совершенной организации педагогического процесса мы не можем однозначно предсказать, каковы будут результаты обучения для каждого отдельного ученика.
1. Педагогический контроль -как необходимое условие оценки качества образовательных достижений обучающихся
2. Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения
3. Накопительная оценка «Портфолио»
4. Единый государственный экзамен
5.Зачет – как система оценивания знаний
6. Тестирование -как метод педагогического контроля
7.Приложение
Список литературы
Вместе с тем следует отметить и некоторые затруднения введения портфолио:
-высокий уровень субъективности оценки, связанной с трудностью формализации критериев оценивания ряда материалов портфолио;
-неготовность учителей одобрить и принять эту инновацию в связи с расширением их функционала;
-необходимость систематической работы по повышению квалификации учителей.
Несмотря на реальные трудности и противоречия реализации данной инновации в учебном процессе, следует отметить, что введение портфолио для оценки индивидуальных достижений учащихся является одним из направлений обновления традиционной системы оценивания образовательного результата, формирует новое понимание самого процесса обучения.
Рекомендуется ориентироваться на три основных типа портфолио:
-Портфолио документов;
-Портфолио работ;
-Портфолио отзывов.
-Портфолио документов. В портфолио документов входят сертифицированные (документированные) результаты индивидуальных образовательных достижений школьника:
-копии дипломов олимпиад, конкурсов, соревнований, грантов (международного, федерального, республиканского, муниципального, городского, школьного уровней), копии выписок, грамот, свидетельств,
сертификаты учреждений дополнительного образования и др.
Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
Достоинством данного типа портфолио является возможность исчисления итоговой балльной оценки, которая может стать составляющей образовательного рейтинга ученика (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).
Портфолио работ - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Портфолио ученика – это, так называемая, накопительная оценка или «папка», в которой заключены документы, дипломы, грамоты и другие подтверждения успеваемости ученика в школе и за ее пределами, которая помогает последнему оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их в высшем учебном заведении.
Материал портфолио собирается не один год, а в течении всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Таким образом, портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:
поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить
цели, планировать и организовывать
собственную учебную
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации.
R
4.Единый государственный экзамен
С 2001 года в нашей стране проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и поступающих в высшие учебные заведения.
Причины введения ЕГЭ
В результате реформ конца 80-90-х годов российское образование перестало носить унифицированный характер и перешло к использованию вариативных программ, учебников и пособий, что, с одной стороны, увеличило возможности системы образования: реализация идей развивающего обучения, профессиональной ориентации, возможности индивидуального подхода, но, с другой стороны, усложнило контроль за качеством получаемого образования. «В условиях резко возросшего разнообразия средств, методов и содержания обучения школьников со всей остротой встала задача обеспечения единого уровня и содержания базового ядра общего и среднего образования для всех выпускников школ» . ЕГЭ может стать эффективным надежным и объективным средством контроля за качеством знаний и умений учащихся, в случае успешного завершения эксперимента.
Таким образом, в данный момент ЕГЭ рассматривается как одно из средств модернизации современного образования в России.
Задачи единого экзамена: рас
· совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов;
· снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения вступительных экзаменов в вузы;
· объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы;
· стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ.
Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля
1. Объективность.
Использование ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в средней школе и его результатов для поступления в высшие учебные заведения имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами. Прежде всего, это объективность оценивания. В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, то есть исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки. Благодаря стандартизации - единой форме предъявления контрольно-измерительных материалов (КИМ) и единого метода обработки полученных результатов достигается высокий уровень объективности оценивания учебных достижений выпускников.
2. Надежность.
Разработка тестов и анализ результатов тестирования в соответствии с принципами классической или современной теорий тестов позволяют обеспечить точность и надежность оценивания уровня учебных достижений. Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.
3. Достоверность.
Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. Нельзя не согласиться, что без обеспечения высокой достоверности единого экзамена, без гарантий его информационной безопасности невозможно завоевать доверие к результатам ЕГЭ, что, безусловно, резко снизит эффективность этого нововведения.
Выделяют ряд возможностей, которые могут способствовать снижению достоверности. Это рассекречивание, подставка, подсказка, подтасовка.
Чтобы не произошло рассекречивания КИМов, существует система информационной безопасности, которая защищает тестовые материалы от преждевременного доступа.
Один из возможных способов защиты - это создание большого банка калиброванных тестовых заданий и обеспечение свободного доступа к этому банку (например, через интернет или печатные издания). Знакомство учащихся с множеством заданий банка позволит им лучше подготовиться к сдаче теста. Для самого экзамена формируются многочисленные варианты теста в компьютерном режиме из существующего банка заданий (калиброванных) индивидуально для каждого испытуемого.
5. Зачет – как система оценивания знаний
Зачеты как форма текущей аттестации используются при оценке уровня знаний, практических профессиональных умений и навыков (компетенции) студентов, результатов выполнения студентами предусмотренных учебным планом специальности лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых работ (проектов), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также являются формой проверки прохождения учебных и производственных практик (дифференцированный зачет) и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с учебной программой, утвержденной Министерством образования.
Зачеты по практическим и лабораторным работам принимаются по мере их выполнения. По отдельным дисциплинам зачеты могут быть проведены в форме контрольных работ на практических занятиях. Зачеты по семинарским занятиям могут быть выставлены на основе рефератов (докладов) или выступлений студентов на семинарах. Зачеты по дисциплинам, по которым учебным планом не предусмотрены экзамены, проводятся, как правило, после окончания чтения лекций и проведения практических (семинарских) занятий до начала экзаменационной сессии.
Зачеты принимаются
6. Тестирование -как
метод педагогического контроля
Для диагностики
успешности обучения разрабатываются
специальные методы,которые разными авторами
называются тестами учебных достижений,
тестами успешности, дидактическими тестами
и даже тестами учителя (под последними
могут также подразумеваться тесты, предназначенные
для диагностики профессиональных качеств
педагогов).
Тесты достижений
отличаются от собственно психологических
тестов
(способностей, интеллекта). Их отличие
от тестов способностей состоит, во-
первых, в том, что с их помощью изучают
успешность овладения конкретным,ограниченным
определенными рамками, учебным материалом,
например, разделом математики или курсом
английского языка. На формирование способностей
(например, пространственных) влияние
обучения также сказывается, но оно не
является единственным фактором, определяющим
уровень их развития.Во-вторых, различие
между тестами определяются целями их
применения.
Тесты
достижений применяются для оценки успешности
овладения конкретными знаниями с целью
определения эффективности программ,
учебников и методов обучения, особенностей
работы отдельных учителей, педагогических
коллективов и т.д., т.е. с помощью этих
тестов диагностируют прошлый опыт,результат
усвоения тех или иных дисциплин или их
разделов.Вместе с тем нельзя отрицать,
что тесты достижений также могут в определенной
степени предсказывать темпы продвижения
учащегося в той или иной дисциплине, поскольку
имеющийся на момент тестирования высокий
или невысокий уровень овладения знаниями
не может не отразиться на дальнейшем
процессе обучения.
Для того, чтобы правильно
ответить на вопросы, входящие в тест
достижений, необходимы знания конкретных
фактов, дат и др. Старательный
студент, обладающий хорошей памятью,
без труда может найти правильные
ответы в заданиях теста достижений. Наряду
с тестами достижений, предназначенными
для оценки усвоения
знаний по конкретным дисциплинам или
их циклам, разрабатываются и более
широко ориентированные тесты. Это, например,
тесты на оценку отдельных навыков. Еще
более широко ориентированными являются
тесты для изучения умений, которые могут
пригодиться при овладении рядом дисциплин,
например,навыки работы с учебником, математическими
таблицами, энциклопедиями и словарями.
Существуют также
тесты, направленные на оценку влияния
обучения на
формирование логического мышления, способности
рассуждать, строить выводы на основе
анализа определенного круга данных и
т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются
по своему содержанию к тестам интеллекта
и высоко корректируют с последними. Поскольку
тесты достижений предназначены для оценки
эффективности обучения по конкретным
предметам, то обязательным участником
формулирования отдельных заданий должен
стать преподаватель.
Отдельные тесты
достижений можно объединять в тестовые
батареи, что
позволяет получать профили показателей
успешности обучения по разным
дисциплинам. Обычно тестовые батареи
предназначаются для разных
образовательно-возрастных уровней и
не всегда дают результаты, которые
можно сопоставлять друг с другом для
получения целостной картины успешности
обучения от курса к курсу. Однако в последнее
время созданы батареи ,позволяющие получать
и такие данные.
По форме проведения
тесты могут быть индивидуальными и групповыми,
устными и письменными, бланковыми, предметными,
аппаратурными и
компьютерными, вербальными и невербальными.
При этом каждый тест имеет несколько
составных частей: руководство по работе
с тестом, тестовую
тетрадь с заданиями.
Качестве выявлений знаний, умений и навыков будем рассматривать тестирование, как способ получения объективной информации об уровне и качестве индивидуальных учебных достижений учащихся, как способ обеспечения возможности индивидуализации учебного процесса, как способ развития новых форм, методов и средств контроля. Благодаря созданию педагогического теста будут решены проблемы времени и большой объем обучающихся.
7.Приложение
Рассмотрим тестовое задание на примере урока ЮБЖ 8 класса
ТЕМА : Деловая игра «Опасности вокруг нас»
(подведение итогов пройденной
темы «Опасности химических
ЦЕЛИ: 1.Ознакомить учащихся с возможными последствиями при авариях и катастрофах на объектах со СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества ).
2. Выработать умения действовать самостоятельно в случае непредвиденной ситуации.
3. Воспитать интерес к предмету и самоорганизацию.
ПЛАН УРОКА : Комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ : Мультимедийный проектор, аудиомагнитофон, плакаты, схемы
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ : География, биология
ХОД УРОКА :
- Приветствие
- Знакомство с темой (на экране проектора высвечивается тема деловой игры )
(Общее время 1-2 минуты. Дети
входя в класс сразу
Учитель напоминает материал о производственных авариях с помощью тестовых заданий ( мультипроектор ) используя Конструктор,на основе шаблона – выбор одного варианта из нескольких предложенных.
Вопрос для второй группы : «Что такое аммиак ? Где он используется и как воздействует на организм человека ?»
Вопрос третей группе : «Что представляет из себя хлор и где он применяется ?»
Вопрос четвертой группе : «Какую угрозу представляют производственные аварии для населения, проживающего вблизи предприятий химической , текстильной, мясомолочной промышленности и атомной энергетики» .