Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:29, реферат
Данная проблема является актуальной для образовательных учреждений РБ, так как на сегодняшний день реально существует лишь механизм удовлетворения образовательных интересов государства Органы государственного управления образованием (министерства, департаменты, управления) достаточно конкретно формулируют свои требования к результатам деятельности образовательных учреждений, а руководители учреждений обеспечивают их выполнение. С интересами личности в образовании у руководителя учреждения возникают определенные сложности. Далеко не всегда люди (особенно дети) могут конкретно сформулировать свои образовательные потребности, и нет отлаженных механизмов согласования интересов личности с возможностями образовательного учреждения.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Педагогический менеджмент…………………………………………4
Понятие педагогического менеджмента, Принципы и функции педагогического менеджмента…………………………………………..4
Управление высшими учебными заведениями РБ. Студенческое и преподавательское самоуправление………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………..…14
Список используемой литературы…………………………………………….15
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Педагогический менеджмент…………………………………………4
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….15
Введение
Темой данного реферата является педагогический менеджмент. В работе рассмотрены такие вопросы, как функции и принципы педагогического менеджмента, а также особенности осуществления управления в высшей школе Республики Беларусь.
Данная проблема является актуальной для образовательных учреждений РБ, так как на сегодняшний день реально существует лишь механизм удовлетворения образовательных интересов государства Органы государственного управления образованием (министерства, департаменты, управления) достаточно конкретно формулируют свои требования к результатам деятельности образовательных учреждений, а руководители учреждений обеспечивают их выполнение. С интересами личности в образовании у руководителя учреждения возникают определенные сложности. Далеко не всегда люди (особенно дети) могут конкретно сформулировать свои образовательные потребности, и нет отлаженных механизмов согласования интересов личности с возможностями образовательного учреждения.
Поэтому одной из важнейших
проблем развития образования сегодня
можно рассматривать
Идеи и концепции управления образованием разрабатываются учеными-педагогами и используются руководителями организаций образования для повышения эффективности управления учреждениями образования: идея проблемно-ориентированного управления, позволяющая перейти от эпизодических мер в управлении деятельностью педагогов к созданию стабильного механизма целевой ориентации участников образовательного процесса на решение совокупности проблем (Ю.А.Конаржевский, В.С.Лазарев, А.М.Моисеев); концепция рефлексивного управления, рассматривающая управление как рефлексивное взаимодействие его участников (Т.М. Давыденко, А.Я.Найн, Т.И.Шамова); концепция профессионального управления (Л.А.Шипилина); теория внутришкольного управления (В.М.Лизинский, Н.В.Немова, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, И.К.Шалаев и др.); идея исследовательского подхода в управлении (Ю.М.Коротков, Т.И.Шамова и др.).
Несмотря на достаточно глубокое
освещение данного вопроса
Глава 1. Педагогический менеджмент.
Менеджмент насчитывает в своей истории около ста лет, и он прошел апробацию в странах с самыми различными культурами и уровнями экономического развития, несмотря на это во всех системах доказал свою жизнеспособность и эффективность. В современном мире менеджмент как профессия, как область знаний стал поистине интернациональным, его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории и практики, а тем более обучения управлению наиболее велико.
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Управление этим процессом представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие его участников на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие субъектов образовательного процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования.
Традиционное представление
об управлении образовательным
процессом раскрывалось в таких
характеристиках, как целенаправленное
воздействие субъекта на объект
управления; влияние управляющей
системы на управляемую систему
с целью перевода последней
в качественно новое состояние;
внедрение элементов научной
организации педагогического
Педагогический менеджмент пробивает свою дорогу в практику как особая отрасль менеджмента, которая имеет свою специфику и свойственные только ей закономерности. Эта специфика заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда менеджера образовательного процесса. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность субъекта управления, продуктом труда – информация об учебно-воспитательном процессе. Орудие труда – слово, речь. Результатом труда менеджера является уровень грамотности (обученности), воспитанности и развития объекта педагогического менеджмента – обучаемых [Крыжко 2001: 32].
Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности:
– теория управления в образовательном учреждении (В. И. Загвязинский,Л. Е. Капто, М. М. Поташник и др.);
– система управления образовательным учреждением, связанная с необходимостью поиска путей его развития непринятия стратегических и оперативных решений (Б. С. Гершунский, С. В. Лазарев, Е. В. Яковлев и др.);
– управление образовательной деятельностью (A. M. Моисеев, В. П. Симонов);
– комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (Н. В. Кузьмина, Е. Ю. Никитина и др.).
Исследователь Л. В.
Горюнова с учетом всех аспектов
понимания менеджмента дает следующее
определение понятию «
В. П. Симонов под педагогическим менеджментом понимает комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение их функционирования и развития [Симонов 2009: 3].
Педагогический менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности педагога в группе, направленный на организацию учебного процесса, управление учебной информацией, организацию учебно-воспитательной работы, а также обеспечение коммуникации с целью формирования учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающей достижение развития личности учащегося, готовой к жизни в новых социальных условиях.
Таким образом, менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации, образовательного учреждения. Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью людей. В работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.
Педагогический менеджмент имеет присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.
Предметом труда менеджера
образовательного процесса является деятельность
управляемого субъекта, продуктом труда
– информация, орудием труда –
язык, слово, речь. Результатом труда
менеджера учебно-
Понятие «менеджмент» несет более специфическую по сравнению с универсальным значением «управление» смысловую нагрузку.
Так, понятие управление
относится ко всем видам систем (техническим,
биологическим, социально-экономическим
и проч.), а современное понятие
менеджмент распространяется лишь на
социально-экономические
Одной из важнейших проблем
развития образования сегодня можно
рассматривать недостаточную
На сегодняшний день реально существует лишь механизм удовлетворения интересов государства. Органы государственного управления образованием (министерства, департаменты, управления) достаточно конкретно формулируют свои требования к результатам деятельности образовательных учреждений, а руководители учреждений обеспечивают их выполнение. С интересами личности в образовании у руководителя учреждения возникают определенные сложности. Далеко не всегда люди (особенно дети) могут конкретно сформулировать свои образовательные потребности, и нет отлаженных механизмов согласования интересов личности с возможностями образовательного учреждения.
В этих условиях и появляется
настоятельная необходимость
Однако, впечатление это
весьма обманчиво, ибо менеджеры
в системе образования были всегда.
Для доказательства приведем лишь один
пример иерархической системы
Педагогический менеджмент характеризует направленность на интересы, потребности, мотивы субъектов образовательного процесса.
Цель педагогического менеджмента - оптимизация управления образовательным учреждением. В ОУ все процессы взаимосвязаны, так как это педагогическая система. Поэтому, чем эффективнее будет управление этой системой, тем успешнее будет каждый ученик и педагог, то есть именно через управление реализуются основные цели образовательного учреждения.
Основная задача управленца (директора, зам. директора, учителя) как менеджера образовательного процесса - создание условий для реализации целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением. Важным фактором выступает единство целей всех субъектов управления. Прийти к общим целям возможно лишь при создании условий для самореализации каждого участника этого процесса.
Важным понятием педагогического менеджмента является понятие о его функциях.
Функция – это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.
Исходя из теории менеджмента и анализа практики управления средними учебными заведениями, можно выделить следующие основные функции педагогического менеджмента.
Функция планирования, или
принятия решения (распоряжения, приказы,
рекомендации, планы и т.д.). Планирование
учебно-воспитательного