Педагогический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:29, реферат

Описание работы

Данная проблема является актуальной для образовательных учреждений РБ, так как на сегодняшний день реально существует лишь механизм удовлетворения образовательных интересов государства Органы государственного управления образованием (министерства, департаменты, управления) достаточно конкретно формулируют свои требования к результатам деятельности образовательных учреждений, а руководители учреждений обеспечивают их выполнение. С интересами личности в образовании у руководителя учреждения возникают определенные сложности. Далеко не всегда люди (особенно дети) могут конкретно сформулировать свои образовательные потребности, и нет отлаженных механизмов согласования интересов личности с возможностями образовательного учреждения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Педагогический менеджмент…………………………………………4
Понятие педагогического менеджмента, Принципы и функции педагогического менеджмента…………………………………………..4
Управление высшими учебными заведениями РБ. Студенческое и преподавательское самоуправление………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………..…14
Список используемой литературы…………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)
  • иметь целевую направленность, т.е. полностью соответствовать цели педагогического менеджмента;
  • быть обоснованным, адресным (кто будет претворять его в жизнь и нести ответственность за его эффективную реализацию) и правомочным;
  • быть непротиворечивым, т.е. отражать единство и согласованность с общей системой принимаемых управленческих решений;
  • отвечать условию конкретности по времени его реализации и предусматривать критерий эффективности его реализации с учетом оптимальности затрачиваемых сил, средств  времени;
  • быть актуальным и современным;
  • быть полным, кратко и четко изложенным.

Функция организации выполнения принятых решений и планов включает в себя:

  • доведение принятого решения (плана) до исполнения;
  • материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения (плана);
  • согласование данного решения (плана) с установками  и потребностями личности исполнителя (второго субъекта менеджмента).

Организация выполнения принятых решений и планов – второй базовый  компонент (вторая функция) педагогического  менеджмента, основой которого являются принципы научной организации труда.

Функция мотивации. Члены  организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными  им обязанностями. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации, порой  даже не сознавая этого.

Функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового  контроля. Предварительный контроль предполагает проверку планов, остальные  виды контроля – координирование  деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого  контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценку ее эффективности  на основании результатов этого  контроля.

Контроль – третий основной компонент (функция) педагогического  менеджмента, процесс получения  и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного  процесса и принятия на ее основе управленческого  решения. Контроль включает в себя наблюдение, изучение, анализ, диагностику и  оценку эффективности деятельности исполнителей.

Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении идей педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений.

С позиций педагогического  менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:

- принцип уважения и  доверия к человеку;

- принцип целостного взгляда  человека;

- принцип сотрудничества;

- принцип социальной справедливости;

- принцип индивидуального  подхода в управлении;

- принцип обогащения работы  педагога;

- принцип личного стимулирования;

- принцип консенсуса;

- принцип коллективного  принятия решения;

- принцип целевой гармонизации;

- принцип горизонтальных  связей;

- принцип автономизации  управления;

- принцип постоянного  обновления.

Принцип уважения и доверия  к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического  коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его  поведение, и насквозь пронизывающий  жизнедеятельность педагогического  коллектива и всей школы. 

Принцип целостного взгляда  человека –  очень важная позиция  в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает  каждого члена педагогического  коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог  рассматривает ребенка не просто как воспитанника  образовательного учреждения или ученика, а как  личность.

Принцип сотрудничества предусматривает  перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход  от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям.

Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором  каждый педагог находится в равном положении с другими, а его  взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как  цели управления, а не его средства.

Принцип индивидуального  подхода в управлении предусматривает  учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и  социального опыта.

Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение  профессионального интереса и поддержку  его профессиональной уверенности.

Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед  образовательным учреждением и  коллективом. Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных  взглядов и различных точек зрения привести коллектив к согласию, перевести  людей от конфронтации к сотрудничеству.

Принцип коллективного принятия решения – это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят  быть вечными исполнителями.

Принцип целевой гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую  работу руководителя с целями, в  результате которой в образовательном  учреждении появляется целевая целостность, т.е. такое положение, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива соответствуют  общим целям образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой.

Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между  всеми членами педагогического  коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально  обособиться в коллективе.

Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления, являясь  необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных  руководителей внутри образовательного учреждения).

Принцип постоянного обновления обусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип  – основное руководящее положение  для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных  и психологических структур, иных изменений в образовательном  учреждении.

Представленные  принципы системны, - для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ними также.

 

    1. Управление высшим учебным заведением РБ. Студенческое и преподавательское самоуправление.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с  законодательством Республики Беларусь и уставом высшего учебного заведения  и строится на сочетании принципов  единоначалия и самоуправления. 

Руководство деятельностью государственного высшего учебного заведения осуществляет его руководитель (ректор, начальник), назначаемый на должность и освобождаемый  от должности в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Руководитель высшего учебного заведения действует от имени  высшего учебного заведения и  несет персональную ответственность  за его деятельность.

Высшее учебное заведение обладает правом самостоятельно формировать  органы самоуправления, проводить подбор, прием, увольнение кадров, осуществлять образовательную, научную, финансово-хозяйственную  и иную деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом высшего учебного заведения.

В высших учебных заведениях управленческий аппарат представлен  на трёх уровнях: вузы, факультета, кафедры.

На уровне вузы в администрацию  входят декан, его заместители, работники  деканата, на уровне кафедры – заведующий кафедрой, его заместители.

Ректор избирается советом  университета и утверждается соответствующим  министерством. Этим же министерством  назначается и главный бухгалтер. Проректоры, начальники управлений и  отделов, руководители других подразделений  общевузовского уровня назначаются  приказом ректора.

Совет высшего учебного заведения  вправе создавать иные органы самоуправления высшего учебного заведения и  передавать им часть своих полномочий.

Руководство деятельностью кафедры  осуществляет заведующий кафедрой, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности руководителем высшего  учебного заведения. Заведующий кафедрой назначается на должность после  его избрания советом высшего  учебного заведения.

Руководство деятельностью факультета осуществляет декан факультета, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности руководителем высшего  учебного заведения. Декан факультета назначается на должность по представлению  совета высшего учебного заведения.

Деканы избираются советом  факультета, затем утверждаются приказом ректора. Заведующие кафедрами избираются на конкурсной основе в установленном  порядке.

Коллегиальными органами вуза являются ректорат, совет вуза, советы факультетов, учебно-методические советы, редакционно-издательский совет  т др. Коллегиальные органы управления – каждый на своём уровне и в  пределах своей компетенции –  решают различные вопросы жизнедеятельности  вуза, его структурных подразделений; утверждают перспективные и текущие  планы работы; слушают отчёты подразделений (факультетов, кафедр, лабораторий); обсуждают  проблемные вопросы научного характера  и др.. Так реализуется коллегиальная  форма управления вузом.

На протяжении веков существования  высших учебных заведений шло  становление и развитие университетского самоуправления, как профессорско-преподавательского, так и студенческого. На заре становления  университетского образования самоуправление носило смешанный характер: профессоры и магистры участвовали в нём  на паритетных началах. По мере развития университетов самоуправление приобрело  всё более глубокое содержание и  нормативный статус (находило отражение  в уставе как элемент университетской  жизни). Оно всегда было связано с  общественной активностью субъектов  самоуправления, с уровнем развития их сознания, общей и политической культура.

Сегодня университетское  самоуправление в чём-то наследует  старые традиции, развивает их, но в  то же время приобретает новый  облик, связанный с современными общественными тенденциями, с особенностями  вузовской жизни.

Университетское самоуправление – многофункциональное явление  с широкой сферой реализации, что  включает в себя:

  • способ организации жизнедеятельности вуза;
  • принцип воспитания и самовоспитания;
  • фактор развития и углубления демократических основ вузовской жизни;
  • средство подготовки студентов и преподавателей к управлению делами общества;
  • пусть развития социальной активности субъектов самоуправления.

Коллегиальным органом самоуправления факультета является совет факультета. Порядок формирования, компетенция  и состав совета факультета определяются Положением о совете факультета высшего  учебного заведения, утверждаемым Министерством  образования Республики Беларусь, и  уставом высшего учебного заведения.  

Для выработки рекомендаций по вопросам высшего образования, совершенствования  процесса обучения и воспитания, развития науки и улучшения материально-технической  базы высших учебных заведений создается  Республиканский совет ректоров высших учебных заведений.

Компетенция, состав и порядок организации деятельности Республиканского совета ректоров высших учебных заведений определяются Президентом Республики Беларусь.

Для повышения качества подготовки специалистов Министерством образования  Республики Беларусь могут создаваться  на базе ведущих высших учебных заведений  учебно-методические объединения по профилям (направлениям образования, специальностям) подготовки специалистов.

В состав учебно-методических объединений  входят ведущие преподаватели, научные  работники государственных высших учебных заведений Республики Беларусь, аккредитованных частных высших учебных заведений, представители  органов государственного управления и других организаций, заинтересованных в подготовке специалистов определенных профилей (направлений образования, специальностей).

Основными функциями учебно-методических объединений являются:

1. участие в разработке и совершенствовании образовательных стандартов высшего образования;

2. участие в разработке и совершенствовании типовых учебных планов и типовых учебных программ;

Информация о работе Педагогический менеджмент