Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:29, реферат
Данная проблема является актуальной для образовательных учреждений РБ, так как на сегодняшний день реально существует лишь механизм удовлетворения образовательных интересов государства Органы государственного управления образованием (министерства, департаменты, управления) достаточно конкретно формулируют свои требования к результатам деятельности образовательных учреждений, а руководители учреждений обеспечивают их выполнение. С интересами личности в образовании у руководителя учреждения возникают определенные сложности. Далеко не всегда люди (особенно дети) могут конкретно сформулировать свои образовательные потребности, и нет отлаженных механизмов согласования интересов личности с возможностями образовательного учреждения.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Педагогический менеджмент…………………………………………4
Понятие педагогического менеджмента, Принципы и функции педагогического менеджмента…………………………………………..4
Управление высшими учебными заведениями РБ. Студенческое и преподавательское самоуправление………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………..…14
Список используемой литературы…………………………………………….15
Функция организации выполнения принятых решений и планов включает в себя:
Организация выполнения принятых решений и планов – второй базовый компонент (вторая функция) педагогического менеджмента, основой которого являются принципы научной организации труда.
Функция мотивации. Члены организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации, порой даже не сознавая этого.
Функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового контроля. Предварительный контроль предполагает проверку планов, остальные виды контроля – координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценку ее эффективности на основании результатов этого контроля.
Контроль – третий основной
компонент (функция) педагогического
менеджмента, процесс получения
и переработки информации о ходе
и результатах учебно-
Традиционная система принципов
С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:
- принцип уважения и доверия к человеку;
- принцип целостного взгляда человека;
- принцип сотрудничества;
- принцип социальной
- принцип индивидуального подхода в управлении;
- принцип обогащения работы педагога;
- принцип личного
- принцип консенсуса;
- принцип коллективного принятия решения;
- принцип целевой гармонизации;
- принцип горизонтальных связей;
- принцип автономизации управления;
- принцип постоянного обновления.
Принцип уважения и доверия
к человеку выступает как основополагающий
принцип управленца и педагогического
коллектива, отраженный в убеждениях
каждого педагога, мотивирующих его
поведение, и насквозь пронизывающий
жизнедеятельность
Принцип целостного взгляда
человека – очень важная позиция
в системе ценностей
Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям.
Принцип социальной справедливости
предусматривает такое
Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта.
Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности.
Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных взглядов и различных точек зрения привести коллектив к согласию, перевести людей от конфронтации к сотрудничеству.
Принцип коллективного принятия решения – это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями.
Принцип целевой гармонизации
предусматривает
Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально обособиться в коллективе.
Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления, являясь необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения).
Принцип постоянного обновления
обусловливает перевод
Представленные принципы системны, - для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ними также.
Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом высшего учебного заведения и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
Руководство деятельностью государственного высшего учебного заведения осуществляет его руководитель (ректор, начальник), назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Руководитель высшего учебного заведения действует от имени высшего учебного заведения и несет персональную ответственность за его деятельность.
Высшее учебное заведение
В высших учебных заведениях управленческий аппарат представлен на трёх уровнях: вузы, факультета, кафедры.
На уровне вузы в администрацию входят декан, его заместители, работники деканата, на уровне кафедры – заведующий кафедрой, его заместители.
Ректор избирается советом
университета и утверждается соответствующим
министерством. Этим же министерством
назначается и главный
Совет высшего учебного заведения вправе создавать иные органы самоуправления высшего учебного заведения и передавать им часть своих полномочий.
Руководство деятельностью кафедры
осуществляет заведующий кафедрой, назначаемый
на должность и освобождаемый
от должности руководителем
Руководство деятельностью факультета
осуществляет декан факультета, назначаемый
на должность и освобождаемый
от должности руководителем
Деканы избираются советом факультета, затем утверждаются приказом ректора. Заведующие кафедрами избираются на конкурсной основе в установленном порядке.
Коллегиальными органами
вуза являются ректорат, совет вуза,
советы факультетов, учебно-методические
советы, редакционно-издательский совет
т др. Коллегиальные органы управления
– каждый на своём уровне и в
пределах своей компетенции –
решают различные вопросы
На протяжении веков существования
высших учебных заведений шло
становление и развитие университетского
самоуправления, как профессорско-
Сегодня университетское самоуправление в чём-то наследует старые традиции, развивает их, но в то же время приобретает новый облик, связанный с современными общественными тенденциями, с особенностями вузовской жизни.
Университетское самоуправление – многофункциональное явление с широкой сферой реализации, что включает в себя:
Коллегиальным органом самоуправления факультета является совет факультета. Порядок формирования, компетенция и состав совета факультета определяются Положением о совете факультета высшего учебного заведения, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь, и уставом высшего учебного заведения.
Для выработки рекомендаций по вопросам
высшего образования, совершенствования
процесса обучения и воспитания, развития
науки и улучшения материально-
Компетенция, состав и порядок организации деятельности Республиканского совета ректоров высших учебных заведений определяются Президентом Республики Беларусь.
Для повышения качества подготовки специалистов Министерством образования Республики Беларусь могут создаваться на базе ведущих высших учебных заведений учебно-методические объединения по профилям (направлениям образования, специальностям) подготовки специалистов.
В состав учебно-методических объединений
входят ведущие преподаватели, научные
работники государственных
Основными функциями учебно-методических объединений являются:
1. участие в разработке и совершенствовании образовательных стандартов высшего образования;
2. участие в разработке и совершенствовании типовых учебных планов и типовых учебных программ;