Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:44, реферат

Описание работы

Каждый человек за свою жизнь много раз побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому профессия педагога - одна из древнейших в мире.
В становлении личности человека важнейшее значение имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности каждого человека, его самобытности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность ………………...5
2. Основные психолого-педагогические условия формирования педагогического мастерства ……………………………..……………………………....8
Заключение………………………………………………………………………...16
Список использованной литературы…………………………………………….18
Приложения……………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Педагогическое мастерство и пути его формирования.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Педагогическое  мастерство и педагогическая деятельность ………………...5

2. Основные психолого-педагогические условия формирования педагогического мастерства ……………………………..……………………………....8

Заключение………………………………………………………………………...16

Список  использованной литературы…………………………………………….18

Приложения……………………………………………………………………….19

 

Введение

 

Каждый  человек за свою жизнь много раз  побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому профессия педагога - одна из древнейших в мире.

В становлении  личности человека важнейшее значение имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности каждого человека, его самобытности.

Еще С.И.Гессен ставил актуальную и в наши дни  проблему взаимоотношения образования  и культуры. Необходимым условием этой связи является взаимопроникновение  образования в культуру и, наоборот, культуры в образование.

Образование — часть культуры, оно влияет на ее сохранение и развитие. Образовательный процесс обеспечивает познание мира, развивает личность в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии, дает возможность осваивать все богатство мировой культуры.

По  словам Е.В.Бондаревской, человек свободен для культурного саморазвития и жизнетворчества, ибо человек культуры — свободная личность, способная к самоопределению; человек культуры — гуманная личность, так как он свободен в нравственном и эстетическом самосовершенствовании; человек культуры — духовная личность.

Воспитание  такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и  самопознании, рефлексии; потребностей в красоте, общении с родными, друзьями, природой; потребностей в  творчестве, автономии своего внутреннего  мира, поисках смысла жизни, счастья, идеала; человек культуры — личность творческая и адаптивная, вариативно мыслящая, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию.

Перестройка системы образования в России дала новые целевые ориентиры  учебно-воспитательного процесса: «поворот» к личности, создание условий для ее развития.

 

 

Профессиональная  подготовка современного специалиста  включает в себя фундаментальные  общеобразовательные, психологопедагогические  и специальные знания, изучение современных  педагогических технологий, формирование установки на инновации и творчество. В связи с этим важнейшей стороной профессионального становления учителя является постижение педагогического мастерства. Путь к его вершине сложный, но удивительно интересный!

Студенческая  скамья — отличное время для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Бесполезных знаний нет. Это уже само по себе важно. А процесс получения знаний — прекрасное условие для всестороннего развития. Студенчество — особая социальная категория, отличающаяся высоким уровнем образования и познавательной мотивации, активным потреблением культуры.

Развитие  способности к творческому и  внутреннему преображению по канонам  истины, добра и красоты — это  путь воспитания духовности, путь возрождения  российской интеллигенции.

 

 

  1. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность

 

Подготовка  конкурентоспособного и востребованного  на рынке труда специалиста требует  большого педагогического мастерства.

Педагогическое  мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Педагогическое  мастерство — это высокий уровень  профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных  педагогических задач, в эффективном  достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.

Его более  конкретными внешними показателями являются: высокий уровень исполнения, качество работы преподавателя; целесообразные, адекватные педагогическим ситуациям  действия преподавателя; достижение результатов  обучения, воспитания, самостоятельной работы студентов; развитие у них способности самостоятельно учиться, добывать знания, привлечение к самостоятельному проведению научных исследований.

С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая система  знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое мастерство — выражение личности преподавателя, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.

Внутренняя  сторона педагогического мастерства включает знания, навыки, умения, профессионально  важные качества преподавателя, положительное  отношение к педагогическому  труду, интерес и любовь к нему, педагогические и организаторские способности, адекватные требованиям профессии черты характера, проявления темперамента, особенности психических процессов, психологическую готовность (длительную и ситуативную) к деятельности.

Поскольку воспитание, обучение, руководство  выступают в деятельности преподавателя в единстве, педагогическое мастерство имеет своей психологической основой систему знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств, необходимую для успешного и творческого решения задач воспитания, обучения, управления умственной деятельностью студентов и организации их самостоятельной работы.

Мастер  — это человек, «особенно сведущий или искусный в деле своем». Педагог-мастер — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.

Сущность  педагогического мастерства (рис. 1) заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя  эту работу, обеспечивает ее успешность.

Уникальный  пример владения педагогическим мастерством  в отечественной педагогике представляет деятельность А.С.Макаренко, который  сумел из трудных, искалеченных детских  судеб создать удивительный коллектив, самозабвенно совершенствующий себя, воспринимающий труд как радость.

Педагогическое  мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется  высоким уровнем развития специальных  умений, но и это не главное. Главное  — в позиции педагога, способности  виртуозно управлять деятельностью своих учеников.

Как и  любая другая, педагогическая деятельность включает следующие компоненты: цель, средства, объект, субъект, отличающийся своей спецификой.

Цели  деятельности преподавателя определяются обществом. Он не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия направлены на всестороннее развитие личности обучающегося.

Педагогическая  деятельность способствует осуществлению  социальной преемственности поколений, включению молодежи в систему  социальных связей, помогает реализовывать природные возможности человека в овладении общественным опытом.

Управление  деятельностью другого человека (воспитание, обучение) возможно потому, что цель педагога всегда объективируется  в будущем воспитанника. Она близка и понятна преподавателю, который строит будущее. Осознавая, как это сложно, педагоги-мастера всегда выстраивают логику своей деятельности с опорой на потребности учащихся.

Специфика цели педагогической деятельности требует  от учителя личностного принятия социальной задачи общества, когда цели общества «отражаются» в педагогической позиции учителя; она требует творческого понимания конкретных задач; умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.

В.А.Сухомлинский утверждал, что к тончайшим сферах духовной жизни формирующейся личности принадлежат ум, чувства, воля, убежденность, самосознание.

Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем.

Человек — активное существо с неповторимыми  индивидуальными качествами, с собственным пониманием происходящих событий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и ее субъектом, деятелем. Он может относиться по-своему к педагогическому воздействию, воспринимая его через свой внутренний мир и свои установки.

Педагог имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому неприменимы  шаблонные подходы и стереотипные действия. А это требует постоянного творческого поиска.

Одновременно  с педагогами на учащегося, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в разных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию воспитания, перевоспитания и самовоспитания личности.

 

 

2. Основные психолого-педагогические  условия формирования педагогического  мастерства

 

Главные средства воспитания — различные виды деятельности. Прежде всего, это — формирование базовой культуры личности. Без нее немыслим ни один специалист в области образования.

Формированию  базовой культуры личности способствует воспитание отношения к важнейшим  составляющим человеческого бытия: 

  • природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качеств личности);
  • жизни (декларирование ценностных категорий: счастья, свободы, совести, справедливости, равенства, братства и др.);
  • обществу (знакомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы личностной роли в обществе: современное «Я» и общество; патриотическое воспитание);
  • труду (научение трудовым навыкам).

В традиционной педагогике различают несколько  подходов к воспитательной деятельности по формированию базовой культуры личности. Ученые-педагоги Б.Т. Лихачев, В.А.Сластенин, И.П.Подласый и другие выделяют следующие направления воспитательной деятельности:

  • формирование научного мировоззрения;
  • гражданское воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание;
  • экологическое воспитание;
  • профессиональную ориентацию.

Педагогическое  мастерство начинается с гуманистической  позиции и педагогического общения.

Педагогическое  общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива.

Педагогическое  общение создает среду, которая  окрашивает педагогическое сотрудничество и оптимизирует учебно- воспитательный процесс. В педагогической деятельности развивается и реализуется мастерство преподавателя. Мастерство обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, оно включает в себя: гуманистическую направленность, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

Педагогическое  мастерство предполагает наличие гуманистической  направленности, которая позволяет  целесообразно, в соответствии с  требованиями современного общества выстраивать  образовательный процесс.

Фундаментом развития профессионального мастерства педагога выступает профессиональное знание. Оно составляет «каркас» профессионализма и дает возможность постоянно совершенствовать его.

Педагогическая  техника опирается на знания, способности,  позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.

Все эти элементы взаимосвязаны в системе педагогического  мастерства. Им присуще саморазвитие, основу которого составляет синтез знаний и направленности; важным условием успешности являются способности, а средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, — умения в области педагогической техники.

Важнейшими качествами личности педагога являются его ценностные ориентации. Это основные критерии профессионализма педагога — человека знающего, требовательного, творческого. Гуманистическая направленность определяет смысл деятельности, активную позицию педагога-мастера.

Информация о работе Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность