Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 23:44, реферат

Описание работы

Каждый человек за свою жизнь много раз побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому профессия педагога - одна из древнейших в мире.
В становлении личности человека важнейшее значение имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности каждого человека, его самобытности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность ………………...5
2. Основные психолого-педагогические условия формирования педагогического мастерства ……………………………..……………………………....8
Заключение………………………………………………………………………...16
Список использованной литературы…………………………………………….18
Приложения……………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Педагогическое мастерство и пути его формирования.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Основой становления  педагогического мастерства является профессиональное знание. Знания преподавателя обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой — к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии.

Важная особенность  профессионального педагогического знания — комплексность и интеграция. Прежде всего, это способность педагога синтезировать изучаемые науки.

Стержень синтеза  — решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов взаимодействия на основании познанных законов формирования личности.

Решение каждой педагогической задачи актуализирует всю систему  педагогических знаний педагога, которые  проявляются как единое целое. Помимо комплексности, обобщенности профессиональное знание мастера-педагога характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы.

На основании  профессионального знания формируется  педагогическое сознание — принципы и правила, определяющие действия и поступки педагога.

Педагог учится всю  жизнь, «навечно вызванный к доске» — так говорят о нем в  народе. Постоянно повышать профессиональный уровень — первостепенная задача преподавателя.

Педагогическое  мастерство составляют не только профессиональные знания, но и способности к педагогической деятельности.

Они указывают на особенности протекания психических  процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Анализ педагогических способностей отражен  в ряде исследований.

Способности к педагогической деятельности, как и к любой другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приемами и способами педагогической деятельности.

Способности можно охарактеризовать как индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и определяют успешность ее выполнения. От способностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Исследованиями  установлено, что способности —  прижизненные образования, они развиваются  в процессе индивидуальной жизни, что  среда, воспитание активно формируют  их. Способности — понятие динамическое, их формирование происходит в процессе организованной деятельности.

По  мнению Б.М.Теплова под способностями  подразумеваются, во-первых, индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого, во-вторых, не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. А в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

На  формирование способностей влияет ряд условий. Это — теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Б.М.Теплов считал, что способности находятся  в постоянном развитии. Если они  не развиваются на практике, то со временем гаснут. 

Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности. Различают:

  • общие способности (индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);
  • специальные способности (свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.

 

 

Каждая  способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и  вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются следующие:

  • в литературных — особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитые эстетические чувства; чувство языка;
  • в математических — умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;
  • в педагогических — педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний;
  • в художественных — особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.

Специфичны  пути развития специальных способностей. Также выделяют уровни способностей:

  • репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью);
  • творческий (обеспечивает создание нового, оригинального)

Талант  — высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности.

Гениальность  — высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью  в соответствующей сфере деятельности.

Принадлежность  человека к одному из трех типов: художественному, мыслительному и промежуточному (по терминологии И.П.Павлова) — определяет в значительной мере особенности его способностей.

Относительное преобладание первой сигнальной системы  в психической деятельности человека характеризует художественный тип, второй сигнальной системы — мыслительный тип, примерно равное их представительство — средний тип людей.

Эти различия в современной науке связывают  с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий  головного мозга.

Для художественного  типа свойственна яркость образов, для мыслительного — преобладание абстракций, логических построений.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может  быть более значительной, чем другие. В то же время у разных людей  могут быть одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.

Успешность  выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а своеобразным для каждого человека сочетанием способностей, характеризующим  его как личность.

Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться различными путями. Недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение деятельности.

Выделяют  конструктивные, организаторские, коммуникативные компоненты психолого-педагогической деятельности.

Конструктивные  способности проявляются в желании  и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить  учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

Общительность, коммуникабельность — это не только потребность в общении, но и чувство  удовлетворения от самого процесса общения, сохраняющее работоспособность и дающее подпитку творческому самочувствию педагога. Коммуникабельность помогает развитию персептивных способностей, таких, как профессиональная зоркость и наблюдательность.

 

 

Способность наблюдать — сложное качество. Она проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличии интереса к тому, на что направлено наше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации.

Быть  мастером — значит предугадывать  ход педагогического процесса, возможные  осложнения, т.е. владеть педагогическим чутьем. Ничего мистического в этом нет. Такая способность может быть развита, однако ее формирование требует определенных усилий.

Еще один элемент педагогического мастерства — форма организации поведения  преподавателя. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий, т.е. педагогической техникой, невозможны. Без них немыслимы высокие результаты деятельности педагога.

Педагогическая  техника — это совокупность способов и приемов, повышающих эффективность  применяемых принципов, средств и методов воспитания и обучения. К. С. Станиславский говорил, что мало таланта — нужна техника. Преподаватель обязан обладать безупречной техникой.

Большое значение педагогической технике придавал А. С. Макаренко. Он писал: «Не может быть хорошим воспитателем тот, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент».

Педагогическая  техника включает умения управлять  собой и взаимодействовать в  процессе решения педагогических задач.

Первая  группа умений — владение своим  телом, эмоциональным состоянием, техникой речи.

Вторая  — дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.

Критериями  мастерства педагога выступают:

  • целесообразность(направленность);
  • продуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся);
  • оптимальность (выбор средств);
  • творчество (содержание деятельности).

Одной из основ педагогического мастерства является педагогическая задача. Ее решение  отражает уровень профессионализма педагога. 

Педагогическая  задача — это осмысление сложившейся  ситуации с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности (рис. 1). Вся педагогическая деятельность состоит из цепи ситуаций. Они создаются как педагогом, так и обучающимися спонтанно и специально.

Мастерство  педагога заключается в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, тем самым направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая педагога к поставленной цели.

Ситуация  может не стать задачей, если педагог  не замечает или игнорирует ее, подчас не придавая ей значения. Она может восприниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если он реагирует на возникшую ситуацию окриком, подчас не разрешая конфликт, а усугубляя его.

Первый  этап решения педагогической задачи — анализ ситуации и осознания  проблемы.

Второй  этап — анализ исходных данных, таких, как место ситуации в целостном процессе педагогической деятельности, характеристика воспитанников, воспитателей, их взаимоотношений. В результате осознаются мотивы поступков, цели деятельности, специфика условий, особенности взаимоотношений. Увлеченный своей позицией педагог может не разглядеть истинных мотивов поведения учащихся (студентов).

Заключительный  этап — выдвижение гипотезы, когда  педагог выбирает из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные приемы, требующие активного мышления и воображения.

После того как пройдены все фазы решения  педагогической задачи, выбирается система  методов, ибо один прием оказывается  малодейственным.

Существует  народная поговорка: «Не корми меня тем, чего я не ем». Ибо нельзя научить — можно только научиться.

 

 

 

Заключение

 

Педагогическое  мастерство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый  и ответственный. Педагог обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Однако, педагог - мастер в гораздо более  высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать  формированию мировоззрения своих  подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.

Информация о работе Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность