Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Общение в педагогической работе очень важно. Порой именно сложности общения определяют наше отношение к педагогической работе и отношение учащихся к учителям. Школа – это тот этап в жизни каждого человека, пройдя который он обязательно решает, кем будет. Конечно, учебный процесс в школе подводит выпускника к профессиональному выбору. Однако всегда ли этот выбор заставляет человека задуматься над тем, каким он будет сам и, более того, каков он уже есть? Каким он был на протяжении всех школьных лет, каким становится к окончанию школы – все это существенно влияет на его нравственный выбор, социальные ожидания. И чтобы состоялись эти ожидания, учитель с самых первых шагов своего общения с воспитанниками приучает их ощущать в себе возвышающее чувство человеческого достоинства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…….3
Понятие стиля педагогического общения……………………….…..5
Виды стилей педагогического общения……………………………..7
Структура педагогического общения……………………………….16
Заключение…………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………….….22

Файлы: 1 файл

педаг 7.docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение………………………………………………………….…….3

Понятие стиля педагогического  общения……………………….…..5

Виды стилей педагогического  общения……………………………..7

Структура педагогического  общения……………………………….16

Заключение…………………………………………………………….21

Список используемой литературы……………………………….….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Труд, познание, общение… Важнейшие  области человеческой жизнедеятельности. Мы часто говорим о них, анализируем… Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это "роскошь", а в другом – профессиональная необходимость. Ведь некоторые виды человеческого труда просто невозможны без общения. Именно таким видом деятельности является работа педагога. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов, но одной из самых сложных его сторон является общение, когда происходит воздействие личности на личность.

Общение в педагогической работе очень важно. Порой именно сложности общения определяют наше отношение к педагогической работе и отношение учащихся к учителям. Школа – это тот этап в жизни  каждого человека, пройдя который  он обязательно решает, кем будет. Конечно, учебный процесс в школе подводит выпускника к профессиональному выбору. Однако всегда ли этот выбор заставляет человека задуматься над тем, каким он будет сам и, более того, каков он уже есть? Каким он был на протяжении всех школьных лет, каким становится к окончанию школы – все это существенно влияет на его нравственный выбор, социальные ожидания. И чтобы состоялись эти ожидания, учитель с самых первых шагов своего общения с воспитанниками приучает их ощущать в себе возвышающее чувство человеческого достоинства. И если не всем выпускникам удается сохранить его и действовать в жизни сообразно ему, то есть в этом и доля вины учителя. Когда возникает она? С первым окриком? С равнодушным взглядом, невниманием к ученику?

Еще 20 лет назад психолого–педагогическая наука убедительно доказала, что для того чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений, общения.

Педагогическое общение  имеет определенную структуру, специфику  и технологию реализации, которыми педагоги порой овладевают стихийно. Но можно с уверенностью сказать  – учиться педагогическому общению  нужно и необходимо. Именно в незаметной и кропотливой работе по познанию самого себя в общении с детьми, освоению основ педагогического  общения формируется творческая индивидуальность педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие стиля педагогического общения

Общение пронизывает всю  систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На уроке  педагогу необходимо овладеть коммуникативной  структурой всего педагогического  процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно  соотносить избранные методы педагогического  воздействия с особенностями  общения на данном этапе. Все это  требует от учителя умения одновременно решать две проблемы: 1) конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих  отношений, с учащимися, т.е. стиль  общения; 2) конструировать выразительные  средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных  задач. В выборе системы выразительных  средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений  педагога с учащимися.

Можно выделить следующие  характеристики общения в процессе педагогической деятельности (В.А. Канн – Калик):

·общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);

·  система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;

· ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.1

Стиль педагогического общения  – это устойчивая форма способов и средств педагогического взаимодействия людей друг с другом. А.А. Лобанов  под стилем педагогического общения  понимает специфическую систему  способов воздействия на школьников со стороны учителя.

В.А. Канн – Калик определяет стиль общения как индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения, по его мнению, находят выражение: а) особенности коммуникативных возможностей учителя; б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; в) творческая индивидуальность педагога; г) особенности ученического коллектива. Он подчеркивает, что стиль общения педагога с детьми - категория социально и нравственно насыщенная и воплощающая в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

В стиле отражаются характерная  для педагога манера обращения к  ученикам, особенности предъявления им своих требований, отношение к  учащимся со стороны учителя.

Стиль характеризуется такими параметрами: тон речевого обращения  к учащимся (доброжелательным, безразличным или официальным) и форма речевого обращения (приказ, требование, совет, просьба).

Стиль педагогического общения  проявляется также в особенностях педагогом поощрений и наказаний  к своим воспитанникам и ученикам, установлении с ними определенной дистанции  общения.2

Различные особенности стиля  общения учителя оказывают неодинаковое воздействие на характер эмоциональных  переживаний учащихся, на их поведение  на уроке и в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды стилей педагогического общения

В психолого–педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Для педагогов, которым свойственен  авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и  бесцеремонностью в способах отдачи приказов и распоряжений. Такие педагоги любят командовать, навязывать свое мнение, свою волю не только школьникам, но также их родителям и своим  коллегам. Мнения окружающих их мало волнуют, поэтому они предпочитают единоличное  принятие решений и настойчивые  требования по их выполнению либо "организуют" чисто формальное участие коллектива в поддержке собственных решений. Сторонники этого стиля считают, что одной из самых главных  ценностей, которая должна быть сформирована у ребенка, является подчинение авторитету педагога (а также родителя, начальника, представителя власти). Каждый ученик обязан уважать любого учителя, а  каждый педагог должен всячески поддерживать авторитет коллег. За четкое выполнение требований ученик заслуживает поощрения, за непослушание – наказания.

Для педагогов, ориентирующихся  на демократический стиль руководства, характерно стремление к опоре на мнение своих подопечных, к учету  их интересов, желаний и особенностей, к тактичному и корректному решению  с ними всех возникающих вопросов и противоречий. В отличие от авторитарного  требования предъявляются в тактичной, не оскорбляющей достоинства учеников корректной форме. Следует отметить, что термин "демократический стиль" - это не дань современной моде, так  как понятие демократического стиля  встречалось в психолого–педагогической литературе задолго до 90-х годов прошлого столетия, когда в России стали бурно нарастать демократические процессы.3

Для представителей либерального стиля характерно стремление к уходу  от конфликтных ситуаций, от столкновения с окружающими, в том числе  и со своими учениками. Вместо требований они предпочитают уговоры и увещевания воспитанников, а порой просто выполняют  за них какую-нибудь часть поручений. Этот стиль может проявляться  в попустительстве или бездеятельности  педагога, в его самоустранении от жизни классного коллектива, от ответственности  за все происходящее в нем.

В.А. Канн Калик установил  наиболее распространенные стили педагогического  общения. Пожалуй, самым плодотворным, по его мнению, является общение  на основе увлеченности совместной творческой деятельностью:

В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и  его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только ком- муникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Такой стиль общения отличал  деятельность В.А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношений  с детьми В.Ф. Шаталов, И.П. Волков и  др.

Достаточно продуктивным является и стиль педагогического  общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно  рассматривать как предпосылку  успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Ведь дружеское расположение - важнейший регулятор общения  вообще, а делового педагогического  общения особенно. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений  педагога с учащимися. Дружественность  и увлеченность совместным делом - стили  общения, тесно связанные между  собой. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Размышляя о вариантах  взаимоотношений воспитателя с  детьми, А.С. Макаренко отмечал, что  никогда педагоги и руководство  не должны допускать со своей стороны  фривольного тона, зубоскальства, рассказывания  анекдотов, никаких вольностей в  языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми.

Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить  общей системе взаимоотношений  педагога с детьми.

Довольно распространенным является общение-дистанция. Этот стиль  общения используют как опытные  педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что  в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь  нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.4

Превращение "дистанционного показателя" в доминанту педагогического  общения резко снижает общий  творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет  к утверждению авторитарного  принципа в системе взаимоотношений  педагога с детьми, который в конечном счете отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В. Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника.

В чем популярность этого  стиля общения? Дело в том, что  начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как  педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как  средство самоутверждения в ученической да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.

Авторитет, по мнению Н.Д. Никандрова, должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через  взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь  чрезвычайно важно найти как  общий стиль общения, так и  ситуативный подход к человеку.

Авторитет педагога можно  рассматривать как итог его творческой отдачи.

В системе школьного обучения стиль общения влияет не только на отношение учащихся к предмету, но и на общее настроение детей, атмосферу  их эмоционального благополучия в деятельности. Так, по данным А.А. Бодалева и Л.И. Криволапа, состояние спокойного удовлетворения и радости относительно чаще возникает у учащихся из тех классных коллективов, во главе которых стоит воспитатель, придерживающийся демократических принципов в своем общении со школьниками-подростками.

Демократичные формы общения  педагога с учащимися положительно сказываются на эффективности учебно-воспитательного  процесса прежде всего потому, что они более подвижны, гибки, позволяют постоянно прилаживать к методике воздействия необходимую систему общения, а главное, создают социально-психологическое единство педагога и обучающихся, необходимое для продуктивной совместной деятельности.

Общение-дистанция в известной  степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Этот стиль  общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

Информация о работе Педагогическое общение