Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Общение в педагогической работе очень важно. Порой именно сложности общения определяют наше отношение к педагогической работе и отношение учащихся к учителям. Школа – это тот этап в жизни каждого человека, пройдя который он обязательно решает, кем будет. Конечно, учебный процесс в школе подводит выпускника к профессиональному выбору. Однако всегда ли этот выбор заставляет человека задуматься над тем, каким он будет сам и, более того, каков он уже есть? Каким он был на протяжении всех школьных лет, каким становится к окончанию школы – все это существенно влияет на его нравственный выбор, социальные ожидания. И чтобы состоялись эти ожидания, учитель с самых первых шагов своего общения с воспитанниками приучает их ощущать в себе возвышающее чувство человеческого достоинства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…….3
Понятие стиля педагогического общения……………………….…..5
Виды стилей педагогического общения……………………………..7
Структура педагогического общения……………………………….16
Заключение…………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………….….22

Файлы: 1 файл

педаг 7.docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)

Коммуникативная атака - это  своеобразная борьба за инициативу в  общении. Удастся педагогу взять  ее в свои руки - значит он начнет управлять ходом урока и сможет реализовать свои задумки. Если же учитель отдаст инициативу в общении ученикам, то ему сложно будет руководить процессом, так как придется плестись в хвосте событий.

Третий этап - управление общением в развивающемся педагогическом процессе - является самым продолжительным  по времени непосредственного взаимодействия учителя и учеников и, очевидно, самым  сложным.

Эта сложность обусловливается прежде всего тем, что каждый этап урока (организационный момент, опрос учащихся, объяснение нового материала, закрепление и т.п.) отличается спецификой решаемых на нем задач и особенностями взаимодействия учителя с классом.

Сложность данного этапа  обусловливается также и тем, что педагог не только намечает и  реализует свои дидактические и  коммуникативные задумки, как это  имеет место на 1-ми 2-м этапах, но также встречается с новыми, незапланированными ситуациями.

На этом этапе педагог  вынужден довольно быстро реагировать  на неожиданно возникающие в классе ситуации и постоянно решать новые  для себя коммуникативные задачи. Именно поэтому педагогическое общение  является процессом творческим.

Четвертый этап - анализ осуществленной системы общения и моделирование  системы. общения предстоящей деятельности. Суть этого этапа заключается в том, чтобы проанализировать состоявшееся общение со школьниками, отметить его основные тенденции и понять причины успешного взаимодействия с ними, а также трудностей, с которыми пришлось столкнуться педагогу.

На этом этапе педагогу важно поставить перед собой  следующие вопросы: удался ли урок в  плане общения с учащимися? Правильно  ли он взаимодействовал с аудиторией? Что способствовало и что препятствовало налаживанию контактов с учащимися на уроке? Какие непредвиденные ситуации возникали на уроке? Насколько удачно найдены выходы из этих ситуаций? За счет каких средств удавалось управлять вниманием учащихся, включать их в познавательную и практическую деятельность? Насколько голос, внешний облик, мимика и жесты помогали в общении с классом? Какие неточности, просчеты и ошибки в общении были допущены на уроке и что необходимо сделать, чтобы больше не повторять их? Не менее важно как можно честнее ответить на эти вопросы.

Структура педагогического  общения представляет собой развернутые  во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками и воспитанниками. Здесь можно говорить о временных  интервалах каждого из этих этапов (например, о сведении к минимуму коммуникативной атаки), но вряд ли можно поменять их местами или  исключить какой-либо. Учитель вначале  продумывает ход урока и особенности  своего общения с классом, а затем  входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала  осуществляет коммуникативную атаку  и управление процессом общения  в ходе урока и только после  этого проводит анализ состоявшегося  взаимодействия с учащимися.

Аналогичная структура общения  возможна при взаимодействии преподавателя не только на уроках со своими учениками. Очевидно, что описанные выше этапы имеют место при общении учителя со своими коллегами, а также с родителями учащихся и с представителями школьной администрации. Во многих контактах педагога с любым из субъектов общения можно выделить и прогностический этап, и коммуникативную атаку, и управление протекающим общением, и анализ завершенного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Личность человека формируется  в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с которыми он общается. Человек таким образом обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздействий.

Очевидно, что педагогическое общение как феномен учебно–воспитательного процесса существует столько. Сколько существует школа как социальный институт по обучению и воспитанию людей. Везде, где хотя бы один человек начинает взаимодействовать с другим человеком (или группой людей) как учитель – ученик или воспитатель – воспитанник, там непременно возникают проблемы педагогического общения.

Важной характеристикой  педагогического общения является его стиль. Необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с  детьми – это категория социальная и нравственная. Наиболее плодотворно  общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения  складывается на основе высоких профессионально  – этических установок, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Овладение  основами педагогического общения  – это творческая задача учителя. Он должен решать ее, находя свой индивидуальный стиль общения.

Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые  возникают в процессе воспитательной деятельности. Недаром древние греки  говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает  до значительной глубины. А это проникновение  возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя.

 

Список использованных источников и литературы

1.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.

2.Бодалев А.А. Психология общения. – М., 1996.

3.Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – 4-е доп. испр. и перер. – М.: Логос, 2008.

5.Канн – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., "Педагогика"., 1990.

6.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.

7.Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Пед. соч.: в 8 т. – М., 1984. – Т.4.

8.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург, 1999.

9.Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.

 

1 Канн – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., "Педагогика"., 1990. С.89

2 Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург, 1999.С.155

3 Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998.С.148

4 Зимняя И.А. Педагогическая психология. – 4-е доп. испр. и перер. – М.: Логос, 2008.С.214

5 Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Пед. соч.: в 8 т. – М., 1984. – Т.4.С.174

6 Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.С.171

7 Бодалев А.А. Психология общения. – М., 1996.С.154

8 Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.С.183

9 Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.С.121


Информация о работе Педагогическое общение