Педагогическое взаимодействие в процессе игровой деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение игры как средства педагогического воздействия.
Гипотеза исследования: игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы.
Объект исследования: игровая деятельность младшего дошкольника.
Предмет исследования: педагогическое воздействие в процессе игровой деятельности.
При написании данной работы использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- анализ используемых методов и результатов практических исследований по данной теме;
- наблюдение;
- беседа.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблема педагогического воздействия в процессе игровой деятельности в научной литературе 4
1.1. Понятие и классификация игр 4
1.2. Роль игровой деятельности в развитии младших дошкольников 9
1.3. Педагогическое воздействие в процессе игры 15
1.4. Пример педагогического воздействия в процессе игровой деятельности с целью формирования этических представлений у дошкольников 24
Глава 2. Исследование игровых предпочтений мальчиков младшего дошкольного возраста 29
2.1. Методы и организация исследования 29
2.2. Результаты исследования 29
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ДП_4.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Игровой деятельности принадлежит огромная роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества.

В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.

Цель исследования: изучение игры как средства педагогического воздействия.

Гипотеза исследования: игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы.

Объект исследования: игровая деятельность младшего дошкольника.

Предмет исследования: педагогическое воздействие в процессе игровой деятельности.

При написании данной работы использовались следующие методы:

- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- анализ используемых  методов и результатов практических  исследований по данной теме;

- наблюдение;

- беседа.

 

Глава 1. Проблема педагогического воздействия в процессе игровой деятельности в научной литературе

1.1. Понятие и классификация игр

Вопрос о природе  и сущности игры волновал и до сих  пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.

Разные подходы к  детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской  игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в  конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Для дошкольника игра – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, человеческая игра – «это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно-утилитарной деятельности». [16]

Ф. Фребель, первый среди педагогов, выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации он положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н. К.Крупской.

П.Ф.Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н.К.Крупской детские  игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил. Но эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер.

В последние годы проблема классификации  детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой [13]:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), – самостоятельные игры:

игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;

досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически  сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:

традиционные  или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Известно огромное многообразие игр дошкольников. Наиболее актуальными в этом возрасте являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

Сюжетно-ролевые  игры имеют два структурных компонента: сюжет и содержание.

Сюжет – это действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).

Содержание – это тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

На протяжении дошкольного  детства происходит усложнение, как  сюжета, так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых  игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

  • познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;
  • воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель дидактической  игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Например – развитие сочувствия, вежливости, чуткости. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее – он помогает преодолевать затруднения, оценивает  действия ребенка.

Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях.

Игра должна давать ребенку  возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать  к усвоению нового. Среди дидактических  игр можно выделить:

  1. игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях;
  2. игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины). Они актуальны для младших дошкольников, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов. Играя, ребенок учится приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом, т.е. у него формируются сенсорные эталоны, которые являются основой для полноценного восприятия окружающей действительности;
  3. игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь).

В каждой дидактической игре есть два начала: одно носит развлекательный, другое – серьезный характер. Соотношение этих двух начал определяет вид игры. [1]

Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

Театрализованные  игры делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Театрализованные игры требуют специального вмешательства взрослого и обладают высокой педагогической ценностью.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским  относят  настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

1.2. Роль игровой деятельности в развитии младших дошкольников

В программе «Детство»  сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении  развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». [6]

Наиболее близкие и  естественные для ребенка виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально – личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства.

Развитие как биологический процесс есть реализация тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез), то есть предполагает качественные и количественные изменения. При развитии ребёнка не только растет масса тела и происходит активизация его физических возможностей. Одновременно ребёнок развивается и психически, познает мир, действительность, вступает с ним в общение. И здесь, основой общения ребенка с миром становится игра.

В первые 2-3 месяца жизни  ребенка игра и игрушки (предметы игры) важны для развития органов  чувств ребенка, накопления зрительных и слуховых впечатлений, поддержания положительного эмоционального состояния. Для этих целей необходимы яркие, крупные, контрастных цветов игрушки. Ребенок учится их хватать, обследовать, доставать из разных положений. Затем он подползает к игрушкам, играет с ними сидя, стоя и ходит с ними. Именно так с помощью основ игры развиваются первые физические и познавательные навыки ребенка.

В этом возрасте важно  постоянно общаться с ребенком, играть с ним, что будет способствовать развитию у него первоначальных предпосылок  двигательных навыков, навыков общения  и других способностей.

В возрасте от 3 до 7 лет ребёнок в игре начинает уже подражать деятельности взрослых. Здесь важны такие игры, которые позволяют познавать назначения предметов, их функции, учат детей пользоваться предметами как орудиями труда. Занятия с пирамидками, куклами, строительными наборами расширяют представления детей о величине, форме, цвете, положении предметов в пространстве, а занятия с игрушками на колесах, лопатками, совками, которыми можно копать снег, песок, повышают двигательную активность, улучшают координацию движения. Ребенок в игре начинает подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлеченного мышления.

Информация о работе Педагогическое взаимодействие в процессе игровой деятельности дошкольников