Педагогическое взаимодействие в процессе игровой деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение игры как средства педагогического воздействия.
Гипотеза исследования: игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы.
Объект исследования: игровая деятельность младшего дошкольника.
Предмет исследования: педагогическое воздействие в процессе игровой деятельности.
При написании данной работы использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- анализ используемых методов и результатов практических исследований по данной теме;
- наблюдение;
- беседа.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблема педагогического воздействия в процессе игровой деятельности в научной литературе 4
1.1. Понятие и классификация игр 4
1.2. Роль игровой деятельности в развитии младших дошкольников 9
1.3. Педагогическое воздействие в процессе игры 15
1.4. Пример педагогического воздействия в процессе игровой деятельности с целью формирования этических представлений у дошкольников 24
Глава 2. Исследование игровых предпочтений мальчиков младшего дошкольного возраста 29
2.1. Методы и организация исследования 29
2.2. Результаты исследования 29
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_ДП_4.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

По Фребелю, детская  игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к  природе». Природа представлялась Фребелю  в виде единой и многообразной  сферы.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Игра всегда выступает  как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Ярчайший образец игровой  позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».

Сущность игры как  ведущего вида деятельности дошкольника заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Игровая деятельность, как  доказано А. В. Запорожцем, В. В.Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил  в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет, ролевые игры, типичные для дошкольника. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это ролевая игра.

Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного  возраста, Н.К.Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

В процессе игры между  детьми складываются два вида отношений:

- отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры;

- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (распределение ролей, установление правил и пр.).

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив  лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую  игру можно рассматривать как  форму организации учебного процесса. Для воспитателя и учителя цель игры - формирование и развитие различных навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема.

Ролевую игру можно отнести  к обучающим играм, поскольку  она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение и поведение детей в различных ситуациях, другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Особое значение для  развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в игровой, трудовой, учебной деятельности детей. Усиление такой мотивации приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется весьма полезная личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка. [3]

Достаточно много психолого-педагогических экспериментов было поставлено для оценки влияния сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей. Они доказали, что применение сюжетно-ролевых игр, развивающих речь детей, является целесообразными, достаточно эффективным и практически оправданным педагогическим методом.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Возникновению роли ребенка  в игре посвящено исследование Н.Я. Михайленко «Педагогические принципы организации сюжетной игры». В нем осуществлялись разные стратегии формирования ролевой игры: пересказ простого сюжета, показ игровой ситуации, эмоциональное подключение ребёнка к сюжетной игре и др.

Главный вывод из этого  исследования: переход к роли в  игре требует руководства со стороны  воспитателей и родителей. Для того чтобы сформировать ролевую игру, необходимо проводить совместные игры с детьми, фиксировать все произведённые ребёнком действия: «ты играл в доктора», «ты играл в почтальона». После совместных игр, дети охотно играют при простом сюжете и легко берут на себя роли.

Самое важное – сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнёра через игровой образ.

Содержанием игры старших  дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет внимательно следят, насколько  их действия и действия партнёров  соответствуют общепринятым правилам поведения – бывает так или  не бывает: «мамы так не делают» или «суп после второго не едят». Игра с правилами способствует  продуктивному для ребёнка общению, его социализации.

Склонность к игровой  деятельности присуща не всем детям  и зависит от темперамента. Поэтому, чтобы научить детей играть в традиционные сюжетные игры, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Начать играть с ребёнком самим, рассказать, как играли вы, ваши родители, в какие игры;
  • Придумать или пригласить посредника – куклу, партнёра по игре;
  • Поощрять в ребёнке все проявления инициативы и фантазии: новые слова, образы, ассоциации, новые роли;
  • Использовать театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или театра масок (для застенчивых детей важно, что не видно их лица);
  • Не привлекать в игру ребёнка вопреки его желанию, важно, чтобы ему было комфортно.

Умение играть – это  не просто возрастной навык, это элемент  жизненной философии, делающей жизнь  человека более лёгкой и радостной. К концу дошкольного возраста игра изменяется и достигает высокого уровня развития.

В развитии игры выделяются две основные фазы. Для первой фазы (3-5 лет) характерно воспроизведение  логики реальных действий людей, содержанием  игры являются предметные действия. Во второй фазе (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Для того чтобы сюжетно-ролевые  игры привлекали детей своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к  ним, так как новое в игре - это  то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления.

При планировании игры следует  помнить, что желание играть у  дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Атрибуты игры желательно изготавливать из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения. В том случае, если у большинства детей интересы сходны относительно игры, не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо искать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре.

При взаимодействии с  неиграющим дошкольником педагог интересуется причиной того, почему ребенок не играет. Если он устал, воспитатель предлагает ему отдохнуть и поговорить на любую интересную для ребенка  тему. Тем самым у педагога появляется возможность выяснить интересы ребенка, которые могут помочь в активизации игровой деятельности воспитанника. Если ребенок отвергается коллективом или еще не знаком ему - «новенький в группе», - воспитатель просит поиграть с ним лидера группы или спокойного, контактного ребенка или сам начинает осуществлять игровые действия с ним. Цель педагогического взаимодействия - вызывать желание у ребенка к совместной с другими детьми деятельности, желание играть, налаживать контакт со сверстниками.

Положительными результатами при этом будут следующие:

- проявление позитивных  эмоциональных реакций, радости,  интереса при проведении игр,  сюжетно-ролевых, в частности;

- улучшение контактов  с педагогом и со своими  сверстниками;

- заинтересованность родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развитий.

Таким образом, при проведении сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной, познавательной, коммуникативной сфер у детей  улучшается общий эмоциональный фон группы. Дети общаются между собой, чаще ребенок идет на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

В дошкольном возрасте, особенно старшем, важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми. Они выступают в качестве переходных форм деятельности между игрой и учебой. Задача воспитателя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.

Дидактическая игра важна как средство нравственного развития (Д.В. Менджерицкая, В.Р. Беспалова, Т. М. Бабунова, М.И. Богомолова и др.), как средство, влияющее на формирование положительных взаимоотношений детей, культуры поведения, формирования моральных представлений нравственно-волевых качеств.

Система специально подобранных  дидактических игр позволяет  наладить позитивные взаимоотношения  с окружающими и на этой основе изжить проявления негативных аффектов, а также способствует развитию у  ребенка положительных эмоций.

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Однако большей эффективности  можно достичь при участии  самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам [4].

Таким образом, хорошо организованные игры являются необходимым условием правильного воспитания.

1.4. Пример педагогического  взаимодействия в процессе игровой деятельности с целью формирования этических представлений у дошкольников

Целью рассматриваемого исследования было изучение игры, как средства нравственного формирования личности дошкольника.

Игра является ведущей  деятельностью дошкольника, приводящей к возникновению психологических новообразований, и средством педагогического воздействия, направленного на конкретную цель (в данном случае на формирование этических представлений). Особое внимание в исследовании было уделено сюжетно-ролевым и дидактическим играм, а также и другим играм, которые способствуют развитию личности дошкольника.

Условием нравственного  развития является развитие произвольности психических процессов и поведения  ребенка, а также развитие его  самооценки.

Но нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. В значительной мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение.

Информация о работе Педагогическое взаимодействие в процессе игровой деятельности дошкольников