Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель исследования: изучение игры как средства педагогического воздействия.
Гипотеза исследования: игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы.
Объект исследования: игровая деятельность младшего дошкольника.
Предмет исследования: педагогическое воздействие в процессе игровой деятельности.
При написании данной работы использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- анализ используемых методов и результатов практических исследований по данной теме;
- наблюдение;
- беседа.
Введение 3
Глава 1. Проблема педагогического воздействия в процессе игровой деятельности в научной литературе 4
1.1. Понятие и классификация игр 4
1.2. Роль игровой деятельности в развитии младших дошкольников 9
1.3. Педагогическое воздействие в процессе игры 15
1.4. Пример педагогического воздействия в процессе игровой деятельности с целью формирования этических представлений у дошкольников 24
Глава 2. Исследование игровых предпочтений мальчиков младшего дошкольного возраста 29
2.1. Методы и организация исследования 29
2.2. Результаты исследования 29
Заключение 30
Список литературы 31
По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».
Сущность игры как ведущего вида деятельности дошкольника заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В.Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.
Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет, ролевые игры, типичные для дошкольника. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это ролевая игра.
Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
- отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры;
- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (распределение ролей, установление правил и пр.).
Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя и учителя цель игры - формирование и развитие различных навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение и поведение детей в различных ситуациях, другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в игровой, трудовой, учебной деятельности детей. Усиление такой мотивации приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется весьма полезная личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка. [3]
Достаточно много психолого-
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Возникновению роли ребенка в игре посвящено исследование Н.Я. Михайленко «Педагогические принципы организации сюжетной игры». В нем осуществлялись разные стратегии формирования ролевой игры: пересказ простого сюжета, показ игровой ситуации, эмоциональное подключение ребёнка к сюжетной игре и др.
Главный вывод из этого исследования: переход к роли в игре требует руководства со стороны воспитателей и родителей. Для того чтобы сформировать ролевую игру, необходимо проводить совместные игры с детьми, фиксировать все произведённые ребёнком действия: «ты играл в доктора», «ты играл в почтальона». После совместных игр, дети охотно играют при простом сюжете и легко берут на себя роли.
Самое важное – сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнёра через игровой образ.
Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет внимательно следят, насколько их действия и действия партнёров соответствуют общепринятым правилам поведения – бывает так или не бывает: «мамы так не делают» или «суп после второго не едят». Игра с правилами способствует продуктивному для ребёнка общению, его социализации.
Склонность к игровой деятельности присуща не всем детям и зависит от темперамента. Поэтому, чтобы научить детей играть в традиционные сюжетные игры, необходимо придерживаться следующих принципов:
Умение играть – это не просто возрастной навык, это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более лёгкой и радостной. К концу дошкольного возраста игра изменяется и достигает высокого уровня развития.
В развитии игры выделяются две основные фазы. Для первой фазы (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия. Во второй фазе (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре - это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления.
При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. Атрибуты игры желательно изготавливать из подручных материалов вместе с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения. В том случае, если у большинства детей интересы сходны относительно игры, не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо искать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре.
При взаимодействии с неиграющим дошкольником педагог интересуется причиной того, почему ребенок не играет. Если он устал, воспитатель предлагает ему отдохнуть и поговорить на любую интересную для ребенка тему. Тем самым у педагога появляется возможность выяснить интересы ребенка, которые могут помочь в активизации игровой деятельности воспитанника. Если ребенок отвергается коллективом или еще не знаком ему - «новенький в группе», - воспитатель просит поиграть с ним лидера группы или спокойного, контактного ребенка или сам начинает осуществлять игровые действия с ним. Цель педагогического взаимодействия - вызывать желание у ребенка к совместной с другими детьми деятельности, желание играть, налаживать контакт со сверстниками.
Положительными результатами при этом будут следующие:
- проявление позитивных
эмоциональных реакций,
- улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками;
- заинтересованность родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развитий.
Таким образом, при проведении сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие эмоциональной, познавательной, коммуникативной сфер у детей улучшается общий эмоциональный фон группы. Дети общаются между собой, чаще ребенок идет на контакт с педагогом, формируются отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
В дошкольном возрасте, особенно старшем, важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми. Они выступают в качестве переходных форм деятельности между игрой и учебой. Задача воспитателя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.
Дидактическая игра важна как средство нравственного развития (Д.В. Менджерицкая, В.Р. Беспалова, Т. М. Бабунова, М.И. Богомолова и др.), как средство, влияющее на формирование положительных взаимоотношений детей, культуры поведения, формирования моральных представлений нравственно-волевых качеств.
Система специально подобранных дидактических игр позволяет наладить позитивные взаимоотношения с окружающими и на этой основе изжить проявления негативных аффектов, а также способствует развитию у ребенка положительных эмоций.
Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.
Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам [4].
Таким образом, хорошо организованные игры являются необходимым условием правильного воспитания.
Целью рассматриваемого исследования было изучение игры, как средства нравственного формирования личности дошкольника.
Игра является ведущей
деятельностью дошкольника, приводящей
к возникновению
Условием нравственного
развития является развитие произвольности
психических процессов и
Но нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения, существующие в обществе. В значительной мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение.
Информация о работе Педагогическое взаимодействие в процессе игровой деятельности дошкольников