Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель исследования: изучение игры как средства педагогического воздействия.
Гипотеза исследования: игра является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее эффективным средством воспитательно-образовательной работы.
Объект исследования: игровая деятельность младшего дошкольника.
Предмет исследования: педагогическое воздействие в процессе игровой деятельности.
При написании данной работы использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- анализ используемых методов и результатов практических исследований по данной теме;
- наблюдение;
- беседа.
Введение 3
Глава 1. Проблема педагогического воздействия в процессе игровой деятельности в научной литературе 4
1.1. Понятие и классификация игр 4
1.2. Роль игровой деятельности в развитии младших дошкольников 9
1.3. Педагогическое воздействие в процессе игры 15
1.4. Пример педагогического воздействия в процессе игровой деятельности с целью формирования этических представлений у дошкольников 24
Глава 2. Исследование игровых предпочтений мальчиков младшего дошкольного возраста 29
2.1. Методы и организация исследования 29
2.2. Результаты исследования 29
Заключение 30
Список литературы 31
Для того чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности, необходимо рассмотреть строение игры:
1) Игра как единое целое. В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений и план отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае следует говорить об организации игр с “хорошим нравственным содержанием”, многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления. Данный подход в целом соответствует дидактическим играм.
2) Игра как средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Эта сторона игры обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений детей к предметам и отношений между действующими лицами. Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с предметами. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка.
Нравственное формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому особенно эффективным является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая игра) ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь.
Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на котором моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно.
В процессе разработки практического занятия игровая деятельность (актуальная для личности дошкольника) была интегрирована с педагогическим процессом, поэтому для такого игрового занятия была характерна цель, задачи и педагогический замысел. В процессе занятий ставилась задача формирования нравственных представлений дошкольника в дидактической игре путем ознакомления его со способами нравственного поведения, в том числе:
– углублять представления детей о значении доброжелательного отношения в семье;
– упражнять в определении настроения по выражению лица;
– упражнять детей в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены настроения близких людей;
– упражнять в составлении фраз-комплиментов, коротких рассказов о добрых поступках по отношению к родным и близким людям;
– учить проявлять внимание к родным и знакомым.
Игровое занятие включало в себя следующие этапы:
Детям предлагались различные ситуации, и акцентировалось их внимание на эмоциональном переживании этих ситуаций (мальчик толкнул девочку в лужу – девочка плачет). Проводилась беседа на тему настроения людей и от чего оно зависит, как можно влиять на настроение окружающих людей и близких.
Теоретический блок работы был подкреплен практическим занятием по методике “Чудо-дерево”: детям показывают изображение «сухого дерева», символизирующего отсутствие в семье уважения и внимания друг к другу. Дети по одному подходят к корзине с зелеными листочками, символизирующими добрые дела, коротко рассказывают о каком-либо деле для близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточкам дерева.
Также детям предлагается
составить диалоги-комплименты
Игровой комплекс был нацелен на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками. Целью занятия было в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение, и он посредством добрых поступков может повлиять на него. Умение прочувствовать эмоции других людей и нести за них ответственность при совершении поступков является прочной предпосылкой усвоения норм нравственного поведения (т.е. поведение, которое не должно усугублять состояние других людей, приводить к разочарованию). Умение повысить настроение, оценив положительные качества другого человека, было отработано в игре «Сделай комплимент».
Через восприятие «сухого дерева» детям показали безрадостность жизни человека в плохом настроении. Дети украшали дерево листочками из добрых поступков, проецируя тем самым нравственное поведение на реальную жизнь.
Несмотря на некоторую трудность в понимании определенных моментов игрового комплекса, дети охотно выполняли задания. Думается, что именно игровые элементы вносили ясность и пробуждали у детей интерес к выполнению методики.
Проведенное игровое занятие было направлено на формирование этических представлений ребенка (в частности: умения сочувствовать, видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих и нести за него ответственность). В результате проведенной работы можно сделать вывод об эффективности интеграции игровой деятельности с педагогическим процессом.
Для выявления игровых интересов мальчиков 3-хлетнего возраста использовались методы наблюдения и беседы.
Исследование проводилось в непринужденной обстановке, у ребенка дома с использованием его игрушек.
Исследование показало, что в данном возрасте игровые интересы могут различаться в зависимости от уровня самостоятельности ребенка, степени развития наглядно-образного мышления и завершенности перехода от предметно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Единой тенденцией можно назвать наиболее высокий интерес мальчиков в этом возрасте к техническим игрушкам, особенно к игрушкам, изображающим автомобили и автодорожную технику (трактора, экскаваторы, грузовики и пр.). Интерес к этим игрушкам затмевает все остальные игры и предметы.
В возрасте 3-х лет начинают
проявляться способности к
Также заметны проявления символической репрезентации – в игре ребенок сам придумывает функциональное назначение игрушки, вещи, в зависимости от его замысла. Также он может фантазировать о происхождении вещи, ее предназначении, функции, которую она в данный момент выполняет. Так, лейка может служить «коробочкой», в которую складываются мелкие игрушки.
При предоставлении выбора между машинкой, пирамидкой, ведерком, кубиками мальчик 3-х лет, как правило, всегда выберет машинку. Здесь проявляются гендерные особенности в игровых предпочтениях.
Ребенок в данном возрасте не всегда может указать любимую игрушку. На вопрос о любимой игрушке он может указать на ту, с которой он играет в данный момент. Это также связано с тем, что роль, значение и функции предмета (не обязательно игрушки) ребенок придумывает сам в процессе игры.
Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет. Но именно в игре создаётся нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что «проиграно», превращается затем в реальность.
Игровая деятельность является основной развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Изучив проблему педагогического воздействия в процессе игровой деятельности дошкольников, можно сделать вывод, что игра является наиболее эффективной формой педагогического воздействия в дошкольном возрасте. Это объясняется ведущей ролью игры в этом возрасте, а также огромным многообразием игр, способов их построения и реализации. Кроме того, педагогическое воздействие в процессе игры незаметно для ребенка и гармонично вписывается в непринужденную атмосферу игры, от которой ребенок получает удовольствия и незаметно для себя перенимает этические нормы, социальные взаимоотношения, навыки и умения, которые ему необходимы для дальнейшего развития.
При этом педагогическое воздействие игры возможно только в случае грамотного ее построения воспитателем, т.е. при активном влиянии взрослого, как на содержание, так и на процесс и восприятие игры ребенком. Педагог должен акцентировать внимание ребенка на элементах игры, необходимых для достижения той или иной педагогической задачи. В противном случае игра будет иметь гораздо меньший педагогический эффект.
В процессе педагогической деятельности важно понимать значение игры для воспитания дошкольников, важно использовать ее богатейшие воспитательные возможности. Игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность. Это обусловлено тем, что игра имеет ближайшее отношение к потребностной сфере: в игре происходит исполнение желаний. «В игре совершаются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности» (С.Л. Рубинштейн, 1946, с.390).
При этом проведенное практическое мини-исследование игровой деятельности младших дошкольников показало, что в 3-хлетнем возрасте игровая деятельность еще не достаточно развита. Игры детей в основном индивидуальны. Главное место в игровой деятельности занимают игрушки и предметы. В значительной мере к участию в игре привлекаются взрослые.
1. Адашкявичене Э.И. «Спортивные игры и упражнения в детском саду». М.: «Просвещение», 1992.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., «Просвещение», 1997.
3. Воскресенская В.Создаём развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – с. 77-79.
4. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 316 с. – Библиограф.: 310 – 313 с.
5. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128 с.
6. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2004.
7. Иванова Л. М. Общение детей дошкольного
возраста в процессе сюжетно-ролевой игры:
Методическая разработка [Электронный
ресурс] URL: http://www.volgorechensk-edu.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
9. Кудрина, Г.А., Ковалева, Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция / Г.А. Кудрина, Е.Б. Ковалева - Иркутск, 2000. – 350 с. - Библиогр.: 338-348 с.
10. Кузнецова, Л.В., Панфилова, М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова- М.: Сфера, 2002. – 190 с. - Библиогр.: 188 -190 с.
11. Методические советы к программе «Детство». – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2001 – 304 с., ил.
12. Михайленко Н.Я. «Педагогические принципы организации сюжетной игры» // Дошкольное воспитание, - 1989. - №4.
13. Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова
Л.А., Тарасова К.В. Теоретические основы
базисной программы развития ребенка-дошкольника
«Истоки» // Психологическая наука и образование.
– 1996. – №3. [Электронный ресурс] URL: http://www.psyinst.ru/library.
14. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия / Т.А. Репина - М.: Академия, 2005. – 248 с. - Библиогр.: 238-246 с.
15. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических факультетовю – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010. – 272 с.
16. Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: «Владос», 1999.
Информация о работе Педагогическое взаимодействие в процессе игровой деятельности дошкольников