Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:06, реферат

Описание работы

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«ПЕДАГОГИКА – НАУКА»


1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ.......3

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.....................................................5

3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК....................7

4. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.................................... 8


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................8


IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................9

Файлы: 1 файл

pedago_1.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Образование  может  быть  достигнуто  разными  путями. Это  может  быть  самостоятельное  чтение, радио -  и  телепередачи, курсы, лектории, работа  на  производстве  и  т. п. Но  наиболее  верным  и  надёжным  путём  является  планомерно  организованное  обучение, имеющее  своей  целью  обеспечить  человеку  нормальное  и  полноценное  образование. Содержание  образования  определяется  государственными  учебными  планами, учебными  программами и учебниками  по  изучаемым предметам.

Ведущую  роль  в  осуществлении  образования  играет  систематическое  обучение, которое осуществляется  в определённой  организации под руководством  специально  подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение  представляет  собой целостный педагогический процесс, в ходе  которого  решаются  задачи  образования, осуществляется  воспитание  и развитие  учащихся.

 

 

 

 

 

Процесс  этот,  прежде  всего  двусторонний.  С  одной  стороны, в  нём  выступает  обучающий (педагог), который излагает  программный материал  и руководит  этим  процессом, а  с  другой – обучающиеся, для которых данный  процесс принимает  характер  учения, овладения изучаемым материалом.  Совместная  их  деятельность  направлена  на  глубокое  и  прочное  усвоение  научных  знаний, вырабатывание  умений  и  навыков, применение  их  на  практике, развитие  творческих  способностей, формирование  материалистического мировоззрения и нравственно-эстетических  взглядов  и убеждений.

Обучение  должно  быть  доступным  данному  классу, возрасту, уровню  развития. А  доступным  является  всё  то, что  основано  на  имеющихся  в  сознании  ребёнка знаниях, полученных  в процессе  обучения, семейного воспитания, непосредственного  отражения  природных  и  общественных  явлений, общения  со  взрослыми  и  сверстниками, в  чтении, телевизионных  передачах, кинофильмах.

Основные  понятия  педагогики, как и явления, которые в них отражаются, неотделимы  друг  от  друга, они перекрещиваются, частично  совпадают и взаимно связаны в едином  и целостном педагогическом  процессе. Поэтому при их  характеристике  необходимо  всегда  видеть  главную  функцию  каждого  понятия  и  именно  на  этой  основе  отличать  его  от  других  категорий.

                   Система педагогических  наук

Развиваясь, всякая  наука  обогащает  свою  теорию, наполняется  новым  содержанием  и  осуществляет  дифференциацию  своих  исследований. Этот  процесс  коснулся  и  педагогики. В  настоящее  время  понятием  «педагогика»  обозначается  целая  система  педагогических  наук. .

Педагогика  как  наука  подразделяется  на  ряд  самостоятельных  педагогических  дисциплин:

     1. общая  педагогика, исследует основные  закономерности  воспита -

        ния  человека; раскрывает  сущность, цели,  задачи  и  закономерности 

        воспитания, его  роль  в   жизни  общества  и  развитии  личности, про-

        цесс  образования  и  обучения.                             

                   2. возрастная  педагогика, изучающая особенности воспитания  людей на               

        различных  этапах  возрастного   развития; она  подразделяется  на  пред-

        лых (профессионально-технического, высшего  образования  и  др.);

     3. специальная  педагогика – дефектология, изучающая особенности

        развития, обучения  и  воспитания  аномальных  детей. Которая в свою 

        очередь  распадается  на  ряд  отраслей: вопросами  воспитания  и  обуче-

        ния  глухонемых  и  глухих  детей  занимается  сурдопедагогика, слепых  и

                      слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопеда-

                      гогика, детей с расстройствами  речи при нормальном  слухе – логопедия;

                   4.частная  методика, исследующая  специфику  применения  общих 

                      закономерностей  обучения  к   преподаванию  определённого   предмета 

                      (иностранного  языка, математики, биологии, физики, химии  и  др.);

                       5. история  педагогики, изучающая развитие  педагогических  идей  и

                      практики  воспитания  в  различные   исторические  эпохи. 

Интенсивно  развиваются,  как  самостоятельные,  такие  отрасли  педагогической  науки, как  педагогика  профтехобразования, педагогика  высшей  школы, военная  педагогика, исправительно-трудовая  педагогика. Складываются  такие  части  педагогики, как  школоведение,  педагогика  семейного  воспитания, педагогика  детских  и  юношеских  организаций, педагогика  культурно-просветительной  работы.

 

 

 

 

 

                       Связь с другими науками 

Процесс  разностороннего  взаимопроникновения  наук, развитие  комплексного  изучения  педагогических  явлений  объективно  требуют  органической  связи  педагогики  с  другими  науками. Педагогика  развивается, укрепляя  и  совершенствуя  свои  связи  с  философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией  и  физиологией  человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой  и  др. 

В  тесных  взаимоотношениях  педагогика  находится  с  общей, возрастной  и  педагогической  психологией. Психология  вскрывает  закономерности  психического  развития  людей  в  разные  возрастные  периоды, механизм  изменений  психики  под  влиянием  обучения  и  воспитания. Идеи  её  широко  используются  при  разработке  организации  познавательной  деятельности  учащихся  в  процессе  обучения. Развита  связь  педагогики  с  социальной  психологией, которая  изучает  взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты  характера  и  особенности  психического      склада  людей, находящихся  в  разных  социальных  условиях.

 Исключительно   ценными  знаниями  о  природе   физического  развития  человека, педагогику  вооружает  общая  и  возрастная  физиология, составляющая  естественнонаучную  основу  обучения  и  воспитания. Изучение  условнорефлекторной  деятельности  помогают  раскрывать  научные  основы  тех  изменений, которые  происходят  в  человеке  под  влиянием  внешних  воздействий  и  связаны  с  формированием  умений, навыков  и  привычек.

Новые, дополнительные  возможности  для  исследования  процессов  обучения  и  воспитания  перед  педагогикой  открывает  быстро  развивающаяся  область  знания, которая  получила  название  теории  управления. Возникнув  в  системе  общественных  наук, она  использует  достижения  кибернетики, которая  раскрыла  наиболее  общие

закономерности  управления  сложными  динамическими  системами. При этом, однако, надо  иметь  в  виду, что  кибернетика  изучает  процессы  управления  безотносительно  к  качественной  природе  самоуправляемых  систем; воспитание  же  представляет  собой   систему, обладающую  глубокой  качественной  спецификой, своими  специфическими  закономерностями, которые  кибернетике  недоступны.

Самостоятельность  любой  науки  состоит  не  в  том, пользуется  она  или  не  пользуется  данными  других  наук. Советская  педагогика  использует  материалы  и  данные  смежных наук  для решения своих задач, на  основе  строгого  отбора  и выявления  границ  их  применения.

Итак  педагогическая  наука – это  сгусток  многовекового  опыта  обучения  и  воспитания  подрастающих  поколений. Педагогическая  наука – это  результат многолетних  исследований  закономерностей  формирования  всесторонне  и  гармонически  развитой  личности. Знание  педагогической  науки  помогает  в  каждом  конкретном  случае  избирать  оптимальные  педагогические  решения.

Давний  спор  о  том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается  о  практику. Испытание  практикой  подтверждает  многократно: без  глубокого  знания  науки  воспитания  не  развивается  искусство  воспитывать. Знание  закономерностей  обучения  и  воспитания, овладение  методами  педагогического  процесса – основа  учительского  мастерства. К  усвоению  педагогики  надо  подходить  как  к  научно – познавательной  деятельности, на  базе  которой  может  и  должно  развиваться  педагогическое  искусство как неотъемлемый  элемент педагогической  деятельности. А  педагогом  может  быть  далеко  не  каждый. Это  должен  быть  человек  имеющий  призвание, призыв, внутреннее  осознание  того, что  это  его  путь – путь  поиска, постоянного  беспокойства, путь  сомнений  необыкновенной  требовательности  к  себе, путь  упорного, каждодневного  труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

 

ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

                  I.   ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ.  ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

                       ПЕД. ИН-ТОВ.  /   Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН,

                       Н. А. СОРОКИН  И  ДР.;   ПОД   РЕД.   Ю. К. БАБАНСКОГО. -

                       2-Е   ИЗД.,  ДОП.  И  ПЕРЕРАБ.  – М.:  ПРОСВЕЩЕНИЕ,  1988. - 479  С.

 

 

                 II.   ПЕДАГОГИКА:  УЧЕБ.  ПОСОБИЕ  ДЛЯ  СТУДЕНТОВ

                        ФАК.  ПЕДАГОГИКИ  И  МЕТОДИКИ  НАЧ.  ОБУЧЕНИЯ

                        ПЕД.  ИН-ТОВ. /  ПОД РЕД.  С. П. БАРАНОВА  И ДР. -  

                        М.:  ПРОСВЕЩЕНИЕ,  1976. – 352  С.

 

 

                III.  ХАРЛАМОВ  И. Ф.   ПЕДАГОГИКА:  УЧЕБ.  ПОСОБИЕ ДЛЯ

                        СТУДЕНТОВ  УН-ТОВ  И  ПЕД.  ИН-ТОВ. – 2-Е  ИЗД.,  ПЕРЕРАБ. 

                        И  ДОП. – М.:  ВЫСШ.  ШК.,  1990. – 576 С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Информация о работе Педагогика как наука