Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Педагогика как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
• наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
• наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Файлы: 1 файл

Педагогика готовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Педагогика  как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.  
·                   наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.  
·                   наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.  
По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.  
Объект педагогики – воспитание в широком смысле.  
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)  
Педагогика – греч. слово пайдос – дитя, аго – вести.  
В 17в. пед. выделили как отдельную науку, занимающуюся не только изучением, но и воспитанием.  
Предмет пед. Воспитательная, образовательная, обучающая деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательном учреждении, в дополнит. образ., в целях развития личности.  
Основная функция пед. Познавать законы воспитания, образования, обучения людей, на этой основе указывать педпрактики лучшие пути и способы достижения поставленной цели.  
Воспитание – это понятие рассматривается в нескольких смыслах социального плана:  
1.                создание условий (материальных, духовных) для развития человека  
2.                как целенаправленная деятельности  
В пед. плане: это целенаправленный организованный процесс в формировании личности. В узком плане: специально организованный процесс формирования отдельных качеств. С научной должен заниматься специально подготовленный работник, специалист: педагог, учитель, воспитатель, который хорошо знает личность воспитанника, а также формы, методы, приемы воздействия на эту личность.  
Обучение – это процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на формирование знаний, умений, навыков у ученика и качество личности.  
Развитие – количественных и качественных изменений происходящих в личности. Этот процесс постоянного изменения человека, его организма и психики в направлении от низших к высшим формам.  
Категориальный аппарат педагогики: педагогическое взаимодействие  
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.  
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие «педагогическое взаимодействие» поэтому шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю.К. Бабанский).  
Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента – педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.  
Подход противоречит традиционному пониманию педагогического процесса как специально организованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и всестороннего воздействия на школьника с целью формирования личности с данными качествами. Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с деятельностью педагога, педагогической деятельностью – особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе.  
Представляется, что он является следствием некритического, а потому и механистического переноса в педагогику основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В результате в педагогике субъект – это педагог, а объектом, естественно, считается ребенок, школьник или даже обучающийся под чьим-то руководством взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления. Но если ученик – это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.

2. Место педагогики в системе наук

Исследование  многих педагогических проблем требует  междисциплинарного подхода, использование данных других наук о человеке. Педагогика тесно взаимодействовала со многими науками, которые повлияли на ее становление и развитие: философией, психологией, биологией, антропологией, медициной, экономическими науками, социологией, политологией и др.

Можно выделить четыре основные формы связи педагогики с другими науками:

1) использование  педагогикой основных идей, теоретических  положений, обобщающих выводов  других наук;

2) творческое  заимствование методов исследований;

3) использование конкретных результатов исследований других наук;

4) участие педагогики  в комплексных исследованиях  человека.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские  идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогическому поиску и служили методологическим основанием педагогики. В настоящее время общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Все выдающиеся педагоги считали, что им необходимо понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности и строить образование, учитывая эти законы.

Проблема соотношения  природных и социальных факторов развития человека – одна из центральных в педагогике. Она является важнейшей и для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека.

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействовала  тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о человеке в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.

Связь педагогики с медициной привела к появлению  коррекционной педагогики как специальной  отрасли педагогического знания, предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты.

Отношения между  педагогикой и экономическими науками  сложны и неоднозначны. Экономическая  политика во все времена была определяющим условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также  к числу традиционных, так как  и первая, и вторая озабочены планированием  образования, выявлением основных тенденций  развития тех или иных групп или  слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится  выявить условия и механизмы установления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.

 

Роль высшего  образования в современную эпоху

 

В современном обществе образование стало одной из самых  обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Утверждение рыночных отношений  в нашей стране вызвало потребность  в реформировании важных областей общественной жизни, в том числе и высшего образования. В российском вузовском образовании появились новые реалии1. В современных условиях необходимость обеспечения качества обучения, быстрого развития и внедрения в образовательный процесс информационных технологий, соответствия кадров условиям рынка труда – эти и другие причины обуславливают изменение инфраструктуры университетов. Наряду с классическими университетами, базирующимися на традициях и здравом консерватизме, появляются новые виды высших учебных заведений – мегауниверситеты. Их деятельность осуществляется на территории различных государств мира. В России таким мегауниверситетом является Современная гуманитарная академия.

Специфика обучения в  мегауниверситетах обуславливает  необходимость введения дополнительных критериев оценки качества образования. В их числе можно назвать оценку профессионализма авторов учебных курсов и качества этих курсов, а также численность студентов, выбравших определенный мегавуз (поскольку набор не ограничен, как в традиционных университетах). В достижении высокого уровня обучения большую роль играет четкая организация учебного процесса. Поэтому при оценке качества учитывается гибкость системы регистрации и приема новых студентов, количество филиалов и их плотность, качество оборудования и надежность технической поддержки. В условиях «образовательного бума» и расширения доступа в учреждения высшего профессионального образования (платного государственного и негосударственного) молодежь пытается через это образование реализовать свои потребности в экономической и социальной стабильности на ближайшее будущее, заложить основы материального благополучия и обеспечить возможность профессионального роста. Молодежь все больше начинает понимать, что образование, специальность, квалификация – это капитал для инвестирования, а успешность включения в процессы социальной дифференциации детерминируется прохождением сквозь формально-организационные структуры института профессионального образования.

Используя данную ситуацию, система высшего профессионального  образования получила возможность выжить и развиваться, привлекая дополнительные финансовые ресурсу и расширяя возможности заработка для научно-педагогических работников. Усиливают данную тенденцию дифференциация рынка образовательных услуг, расширение их многообразия, активное использование технологий формирования потребительского спроса на профессии и различные виды образовательной деятельности. Система высшего образования всеми возможными средствами воспроизводит саму себя, углубляя возникшие противоречия между спросом и предложением на рынке труда. Ежедневно происходит процесс развития всех сфер человеческой жизни общества: экономической, политической, социальной и духовной. И для их дальнейшего прогресса необходимо, в первую очередь, совершенствоваться человеку, чтобы в состоянии решить различные глобальные вопросы, которые постоянно возникают.

Роль образования в  современном мире нельзя недооценивать, поскольку этот процесс необходим  в равной степени значимости, как  для самого человека, так и для  развития страны. На сегодняшний день недостаточно просто получить высшее образование или закончить те или иные курсы, очень важно суметь применить полученные знания на практике и вкладывать все усилия на общественное и экономическое развитие.

На сегодняшний день наблюдается тенденция к стремлению овладеть различными языками. Если в 18 веке уроки французского брали для того, чтобы использовать в разговорной речи в салонах и чтобы посредством этого считать себя интеллигентом и знакомиться с литературой, то теперь современному человеку без знания чужого языка практически невозможно обойтись. В данный момент оптимальным вариантом считается понимание трёх языков: родного, английского и китайского. Образованный человек, для того чтобы его понимали и чтобы он без труда смог донести свои суждения до окружающих людей, должен, в первую очередь, овладеть родным языком. Считается, что каждый должен овладеть английским языком, поскольку он является самым простым и наиболее лёгким в изучении среди всех речевых реалий, существующих в мире. В каждой школе и в высшем учебном заведении проводятся занятия, но получить базу помогут не только учителя и репетиторы, но и уроки английского онлайн. Кроме того, посредством электронных курсов можно не только начать с нуля изучать данный язык, но и продолжить обучение, выбрав соответствующий уровень.

Помимо этого, всякое развитие направлено на самостоятельное  продвижение человека, первым делом, в творчестве. Именно эта составляющая позволяет мыслить шире и глубже воспринимать происходящие процессы. Не менее важным здесь оказывается и духовное развитие человека, которое также способствует устранению узости мышления и переступания человека на новую ступень совершенствования.

Образование необходимо не только для того, чтобы уметь  налаживать контакт, как с гражданами своей страны, так и с иностранцами, но и для сохранения престижа своей  страны в числе ведущих стран  мира. Только развитие познаний в различных сферах жизни будет способствовать полноценному продвижению и модернизации. Тот, кто владеет информацией, владеет миром, но, чтобы суметь правильно воспринять и переработать поступающие сведения, человеку необходимо образование.

Основные задачи государства в сфере образования. Закон об образовании и Доктрина образования в РФ.

Государственная доктрина образования является основополагающим документом в сферах обучения и воспитания всех слоев населения Российской Федерации. Она призвана сформировать у общества мировоззренческую картину развития образования, закрепить его консолидирующую и приоритетную роли в продвижении России к достойному будущему.

2. Основные цели Государственной  доктрины образования: 

  • отражение интересов, прав и обязанностей российских граждан, образовательных учреждений и государства в сфере образования;
  • определение цели, задач и стратегических направлений развития образования в Россий-ской Федерации, содержания деятельности и средств по их реализации;
  • утверждение системы взаимодействия государства, общества и личности в сфере образования.

Информация о работе Педагогика как наука