Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:01, контрольная работа
Педагогика как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
• наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
• наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Граждане могут использовать различные формы получения образования: очную, очно-заочную (вечерню), заочную, в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Школа –
это учебно-воспитательное учреждение,
предназначенное для организованного
обучения, воспитания и развития подрастающих
поколений. В школе учащиеся получают
общее образование – образование, которое
дает знание основ наук о природе, обществе,
человеке, формирует мировоззрение, развивает
познавательные способности, позволяет
понять основные закономерности процессов
в окружающем человека мире, приобрести
необходимые каждому человеку учебные
и трудовые умения, разнообразные практические
навыки. Реализует общеобразовательную
программу начального общего образования
(1-4 классы); основного общего (5-9 классы);
среднего (полного) общего образования
(10-11классы). В рамках этой структуры обязательным
является девятилетнее образование, а
старшие классы являются профильными.
Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего общего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам технического и научно-естественного профиля. Может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
Документом,
регламентирующим работу
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.
Начальное профессиональное образование (НПО), осуществляющееся профессиональными училищами и лицеями, имеет целью подготовку работников квалифицированного труда на базе основного общего образования. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
Среднее профессиональное образование (СПО) в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. СПО обеспечивает доступ к заведениям высшего образования. В настоящее время принимаются меры по обеспечению опережающего развития НПО и СПО, поскольку возрастает потребность экономики в работниках начального и среднего звена.
Подготовку специалистов по программам СПО ведут средние специальные учебные заведения - техникумы и колледжи. Техникум (училище) реализует основные программы СПО базового уровня. Колледж реализует основные программы базового и повышенного уровня.
Высшее профессиональное образование (ВПО) может быть получено в высших учебных заведениях: университетах, академиях, институтах, которые в совокупности составляют систему высшего образования.
Университет обеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук и направлений подготовки. Университет реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру специальностей с обязательным преподаванием гуманитарных и естественно-научных дисциплин; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования; является научным и методическим центром.
Академия – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по отдельным специальностям и направлениям, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выполняет научные исследования преимущественно в одной из областей науки.
Институт может не являться ведущим научным и методическим центром. Институты могут быть не только самостоятельными учреждениями, но и входить в состав других вузов. Институт реализует, главным образом, программы высшего профессионального образования.
В
Российской Федерации
Однако для лиц, имеющих
Послевузовское профессиональное образование в Росси может быть получено в ординатуре, аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре, функционирующих в образовательных учреждениях ВПО и научных учреждениях, Повышение квалификации возможно и в рамках учреждений различных видов высшего дополнительного образования.
Система
образования включает в себя
следующее: министерство
Министерство образования и науки РФ определяет политику в области образования, стратегию достижения целей политики, создает нормативную и законодательную базу, обеспечивающую реализацию этой политики в области образования.
В структуре данного министерства выделено два федеральных агентства: по науке и инновациям, по образованию, а также две федеральные службы: по надзору в сфере образования и науки, по интеллектуальной собственности по патентам и товарным знакам.
Федеральное агентство по образованию наделено Правительством РФ функциями финансировать подведомственные образовательные учреждения, управлять федеральной собственностью, на которой осуществляется предоставление государственных образовательных услуг подведомственными образовательными учреждениями. Департаменты министерства образования являются главными исполнителями стратегических планов в сфере образования.
Органы
управления образованием на
Образовательные
учреждения непосредственно
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Лицензия – это документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ для осуществления определенной деятельности по оказанию услуг.
Права
образовательного учреждения
Аттестация образовательных учреждений в РФ – основная форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Аттестация устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех образовательных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Для аттестации создается комиссия, заключение которой является основанием для получения государственной аккредитации или ее лишения.
Местные (муниципальные) органы образования не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образования. В их компетенции находятся: осуществление федеральной политики в области образования, контроль за реализацией права граждан на получение обязательного основного общего образования, разработка и реализация региональных образовательных программ, финансирование местных органов управления образованием и образовательных учреждений и др.
Образовательное учреждение является самостоятельным в осуществлении образовательного процесса в подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением и уставом образовательного учреждения. Непосредственное управление государственным или муниципальным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель, соответствующего образовательного учреждения.
Сущность процесса обучения, его структура, цели, содержание
Обучение, воспитание и развитие - это основные педагогические процессы. К управлению этими процессами будущий учитель готовит себя в педагогическом вузе. Процесс обучения является предметом изучения дидактики. Анализ сущности процесса обучения выступает ключевым звеном дидактической подготовки учителя. Тема "Сущность процесса обучения" - одна из самых важных и сложных в курсе педагогики. Сущность изучаемых явлений и процессов окружающей действительности не лежит на поверхности. Сущность не поддается непосредственному наблюдению. В то же время современная методология требует, чтобы при познании явлений и процессов окружающей действительности мы не ограничивались описанием их внешних сторон и признаков, а стремились постичь их сущностные глубинные характеристики.
Для выявления сущности любого процесса или явления необходимо:
1) проанализировать связи данного процесса или явления с другими и тем самым выявить его специфику;
2) определить функции данного процесса или явления;
3) раскрыть структуру
изучаемого процесса или
4) рассмотреть анализируемый
процесс или явление в
Таким образом, целью контрольной работы является всестороннее рассмотрение сущности процесса обучения и его структурных компонентов, а для достижения данной цели, мы должны решить следующие задачи:
1) сравнить процесс
обучения с другими
2) определить функции данного процесса;
3) рассмотреть структуру процесса обучения;
4) выявить движущие силы процесса обучения;
5) проанализировать его логику.
Актуальность работы
вызвана недостаточным
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением процесса обучения, его предметом характеристика основ структурного процесса обучения. Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ его структуры. Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.