Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Педагогика как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
• наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
• наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Файлы: 1 файл

Педагогика готовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

3. Государственная доктрина  образования опирается на законы  РФ и принимается Федеральным  Собранием Российской Федерации. 

1. Образование является  социальной и духовной опорой  жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, системообразующим фактором национальной безопасности государства, стабильности и развития общества.

Основу образования  составляют социокультурные и духовные потребности человека. Каждый гражданин  РФ имеет право получать образование любого уровня по месту проживания и профессиональной деятельности.

Российское образование  основывается на Всеобщей декларации прав человека, на общечеловеческих, в  т.ч. социальных, культурных, моральных  и духовных ценностях, выработанных цивилизацией.

2. Целью образования  в Российской Федерации провозглашается  обеспечение целенаправленного  процесса воспитания и обучения  в интересах личности и общества.

Воспитательная функция  образования заключается в обеспечении  процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Российская школа должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной.

Обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.

Важнейшими компонентами связи образования с другими  сферами и подсистемами жизни общества выступают: экономика, право, наука, . Образование выступает многоаспектным полем партнерского взаимодействия федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти с образовательными учреждениями, педагогическим сообществом, обучаемыми и их семьями, потенциальными работодателями и общественными объединениями. Образование не является монопольной сферой государства.

2. Образовательные учреждения  в Российской Федерации различаются  по их отношению к государственным  бюджетным средствам (бюджетные или небюджетные) и по форме собственности. Все учебные заведения на территории РФ строят свою деятельность на основе государственных законов РФ. Дипломы и аттестаты лицензированных в РФ учебных заведений являются документами общероссийского государственного образца (без льготных уточнений и дискриминационных ограничений).

3. Статус иностранных  (негосударственных) учебных заведений  на территории Российской Федерации  определяется межгосударственными,  межправительственными договорами  и соглашениями.

4. Целью государства  в образовательной сфере является  создание условий по обеспечению  целенаправленного процесса воспитания  и обучения в интересах личности  и российского общества в рамках  отечественного и мирового образовательного  пространства.

5. К основным задачам  государства в образовании относятся: 

  • осуществление приоритетной роли образования в развитии страны и обеспечении ее будущего;
  • реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на получение образования и формирование его адекватной правовой базы;
  • создание социально-экономических условий развития сферы образования;
  • организация информационного и научного сопровождения процесса развития образовательной системы;
  • обеспечение гласности и открытости государственной политики, равных стартовых возможностей в образовании;
  • создание демократичного механизма принятия государственных решений по вопросам обучения и воспитания, привлечения педагогической общественности к управлению образованием и его контролю;
  • обеспечение социальной защищенности учащихся и работников образовательной сферы;
  • гарантия свободы преподавания и равных прав образовательных учреждений в организации учебно-воспитательной деятельности;
  • реализация свободы выбора учащимися и их семьями учебных заведений и форм получения образования;
  • гарантия права любого этноса обучать молодое поколение в национальных школах как формах сохранения национальных культур народов России;
  • организация системы лицензирования учебных учреждений с предоставлением им права ведения образовательной деятельности.

 
1.Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. 
 
2.Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

3. Федеральная программа  развития образования разрабатывается  на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации. 
 
4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе. 
 
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются

 

          дидактика это отрасль научного знания, изучающая проблемы образования

В современном понимании  дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Дидактика – теоретическая  и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая  теория образования, основы этой теории являются основополагающими для  всех воспитательно-образовательных  наук.

Объектом изучения дидактики  являются реальные процессы обучения.

Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов  процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.

Полученное теоретическое  знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися  целями содержание образования, устанавливать  принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т. д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.

Дидактика охватывает систему  обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Общая дидактика исследует  процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные (конкретные) дидактики  называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных  предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических  задач:

– установление целей и задач теории;

– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;

– обоснование принципов и правил обучения;

– определение содержания и форм организации обучения;

– разъяснение методов и средств обучения;

– характеристика материальных средств обучения.

Прослеживается взаимодействие и  взаимосвязь дидактики с другими  науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий.

Развитие современной дидактической  системы носит название процесса демократизации и гуманизации.

Отличие современной дидактики  в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс  обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при  этом учитываются интересы и потребности обучаемых. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, результаты (продукты) обучения.

Следовательно, дидактика – это  наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

В последнее время  статус основных дидактических категорий  предлагается присвоить понятиям дидактической  системы (совокупность методов, средств и процессов, направленных на достижение эффективности процесса образования) и технологии обучения (система приемов, способов).

Между основными дидактическими категориями  как структурными компонентами целостного дидактического процесса существует тесная взаимосвязь, но при этом каждая категория остается самостоятельным элементом дидактической системы.

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто  также дидактическими системами.

Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование.

Дидактические системы характеризуются  внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных  принципов, содержания, форм и методов  обучения.

Можно выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические концепции:

1) традиционная (Я.А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);

2) педоцентрическая (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай);

3) современная дидактическая система (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).

 

        Система образования за рубежом на примере любой страны. Швеция

С 1950-х г. шведская система  высшего образования менялась несколько  раз. Была введена система общего обязательного среднего образования, сочетающая теоретическое образование с профессиональной подготовкой, расширена система образования для взрослых. В 1977г. практически все учебные заведения высшего образования, включая профессиональные училища, были объединены в одну структуру. В шведской системе образования важен элемент общенационального планирования и управления. Цели, продолжительность обучения, финансирование большинства образовательных программ определяется Парламентом. До 1989г. правительство страны также принимало участие в разработке общеобразовательных программ. 
 
В 1991 г. была проведена масштабная реформа образования, нацеленная на то, чтобы придать системе в целом и отдельным учебным заведениям большую самостоятельность, а также расширить возможности студентов. В соответствии с новыми правилами длительность и место обучения различным специальностям будет определяться потребностями студентов и самих вузов. Организация процесса обучения и набор дисциплин определяются теперь на местном уровне. 
 
Управление школьным образованием 
 
Правительство и риксдаг несут главную ответственность за организацию школьного образования в Швеции. Общие цели и направления работы школы определяются на уровне государства, муниципальные власти ответственны за осуществление этой работы на практике. 
 
Развитие системы образования Швеции идет в направлении предельно возможной децентрализации и передачи права принятия решений на более низкие уровни. На общенациональном уровне практически вся система образования находится в ведении Министерства образования. Независимо от министерств существуют центральные управления. Они работают в соответствии с инструкциями правительства, определяющими, в частности, вопросы их ведения и задачи. 
 
К задачам Государственного управления школ и школьного образования относятся оценка работы школы, осуществление контроля за учебным процессом, а также подготовка предложений по дальнейшему развитию школы и содействие такому развитию. Управление школ организует также подготовку директоров школ, повышение квалификации учителей и школьного персонала и распределяет стипендии, выделяемые учителям для повышения квалификации. 
 
Структурно Государственное управление школ и школьного образования состоит из одиннадцати региональных отделений. 
 
Ответственность за воплощение на практике и соблюдение закона об обязательном школьном образовании несут муниципальные власти и родители учащихся. В рамках государственного законодательства муниципальные власти пользуются широкой свободой в вопросе административного управления процессом образования. 
 
В отношениях с 9-летней обязательной школой муниципальные власти выступают в роли основного заказчика, что подразумевает их ответственность как работодателя за работу школьного персонала и повышение им квалификации. В 1991 году вопросы найма, условий работы и оплаты учителей и администрации школы были переданы с уровня государства на уровень местных властей, с тех пор последние полностью несут ответственность за работу школ. 
 
Во всех муниципальных округах (коммунах) имеется принятый муниципальным собранием план работы и развития школ, демонстрирующий, каким образом будет развиваться система школьного образования данного округа. Особое внимание в нем уделяется мерам, планируемым муниципальными властями по достижению целей, поставленных правительством и риксдагом. 
 
Организационная структура школ может быть различной и определяется муниципальными властями. Для руководства процессом обучения в школе назначается директор. 
 
Учебный год 
 
Учебный год охватывает 40 недель и делится на два полугодия, которые в Швеции принято называть осенним и весенним. Отклонения от почасового плана занятий допускаются при необходимости подстроить процесс обучения под учащихся, не способных усвоить материал в соответствии с учебным планом. Такой процесс обучения называют адаптированным. Учебный год должен насчитывать по меньшей мере двенадцать каникулярных дней. Учебная неделя охватывает пять дней, с понедельника по пятницу. Решение о продолжительности учебного дня школы принимают самостоятельно. 
 
Финансирование образования 
 
Государственное финансирование коммун производится в форме трансфертов на организацию обязательного минимума общественного сервиса и услуг. Государственные субсидии дополняют доходы муниципальных округов от налоговых сборов и призваны устранить существующие между отдельными муниципальными округами различия. 
 
Государственное финансирование не зависит непосредственно от конкретной организационной структуры системы школьного образования в округе; муниципалитеты вправе сами распределять государственные средства в рамках предоставляемых ими услуг. Но правительство имеет право вмешаться в случае невыполнения местными органами власти их обязанностей в области образования, закрепленных в Законе о школе и других нормативных документах. 
 
Кроме того, государством выделяются целевые субсидии на научные исследования и разработки, на повышение квалификации преподавателей, на организацию специальной помощи учащимся с отклонениями в умственном развитии и для ряда гимназий, не входящих в систему муниципальных. 
 
Местные власти обязаны выделять средства на работу школ, не входящих в систему муниципальных (так называемых альтернативных), но имеющих специальное разрешение Государственного управления школ и школьного образования и приравненных к обязательным 9-летним школам. Размеры выделяемых средств поставлены в прямую зависимость от количества учащихся соответствующей школы. 
 
То же правило действует в отношении гимназий, не входящих в систему муниципальных, хотя уровень их обеспечения за счет муниципальных средств несколько ниже. 
 
Закон запрещает взимать плату за обучение в муниципальных школах. Это касается и школ немуниципальных, с тех пор, как все их расходы покрываются из бюджета коммуны. Учебники и другие школьные принадлежности предоставляются учащимся муниципальных школ бесплатно. Бесплатными в муниципальных школах являются также школьное питание и школьный транспорт. Большинство муниципальных гимназий обеспечивает своих учащихся бесплатными обедами и учебниками. 
 
Учащиеся муниципальных школ для взрослых в некоторых случаях оплачивают учебники и другие учебные пособия, остающиеся в их пользовании по окончании срока обучения. В Швеции насчитывается около 55 высших учебных заведений, из них 11 университетов. Большинство из них принадлежат государству или региональным муниципалитетам, и только некоторые являются частными. В университетах обучается около 300 тыс. студентов. Высшее образование является самым быстро развивающимся сектором образовательной сферы Швеции. 6 государственных университетов предлагают широкий выбор курсов и академических программ по самым разным дисциплинам. Первый университет Швеции был основан в 1477 году в городе Упсала. А самые молодые вузы на сегодняшний день - университеты в Карлстаде, Векше и Эребру, открывшиеся в 1999 году. 
 
Методы преподавания обычно определяются каждым учебным заведением самостоятельно, однако обычно используются лекционные формы для больших групп (до 300 студентов) и семинары в небольших классах (до 30 человек). Преподавание обычно ведётся на шведском языке. Однако часто большая часть изучаемой литературы написана по-английски. Также большинство учебных заведений предлагает некоторые программы и курсы на английском языке.

 

Система образования  в России 

 

       Система образования – это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

       Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в нашей стране, является закон РФ «Об образовании», принятый в  1992 году с последующими изменениями.Развитие системы образования отражает социально-экономические задачи развития общества, характеризуется рядом национальных черт, политическим строем, и носит всегда конкретно-исторический характер.Новая ситуация в России приводит к новым требованиям к личности будущего члена общества, его общеобразовательной и профессиональной подготовке. В этом проявляется роль и место системы образования в жизни конкретного человека, семьи, общества. И потому эта система не может развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях.  Законом РФ «Об образовании» определены следующие виды образовательных учреждений:

·        Дошкольное образовательное учреждение: ясли, детский сад;

·        Общеобразовательное учреждение ( начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии;.

·        Учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального (институты, академии, университеты) и послевузовского профессионального

·        (аспирантура, докторантура) образования;

·        Специальные (коррекционные) учреждения для обучения детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и др.;

·        Учреждения дополнительного образования детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы;

·        Учреждения дополнительного образования для взрослых;

·        Учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома;

·        Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс:  курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и т.д.

      Деятельность  государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Информация о работе Педагогика как наука