Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:12, контрольная работа
Прекрасной страницей в истории мировой культуры и педагогической мысли стала эпоха позднего европейского средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV – начало XVII в.). Лучшие умы Европы того времени провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке всё лучшее. В философско-педагогической мысли в обновлённом виде появился идеал духовно и физически развитой личности, сложившийся под влиянием конкретных исторических условий. Выдающиеся представители эпохи Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности.
Введение ………………………………………………………………………….3
Педагогика феодального общества…………………………………….…….4
Педагогика в эпоху Возрождения……………………………………………8
Педагогическая мысль в трудах мыслителей эпохи Возрождения…...…..11
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...16
Смоленское
областное государственное
среднего профессионального образования
«Гагаринский педагогический колледж»
Контрольная работа
по дисциплине Педагогика.
студентки 1 курса, группы 1 заочного отделения
специальности 050144 Дошкольное образование
Тема: Педагогика в средние века в эпоху Возрождения.
Вариант № 3
План
Введение ………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение.
Прекрасной страницей в истории мировой культуры и педагогической мысли стала эпоха позднего европейского средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV – начало XVII в.). Лучшие умы Европы того времени провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке всё лучшее. В философско-педагогической мысли в обновлённом виде появился идеал духовно и физически развитой личности, сложившийся под влиянием конкретных исторических условий. Выдающиеся представители эпохи Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности.
Гуманистическое движение в эпоху Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, носителем и оплотом которого служила католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать только на себя, свои силы и разум.
Ростки гуманистической педагогики появились во многих государствах в условиях пробуждения национального самосознания. Всплеск педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний.
Гуманисты заново открыли, как много для культуры и образования сделали античные Греция и Рим. Стремясь подражать им, они и называли своё время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции. В греко-римской культуре видели отражение всего лучшего, что есть в человеке и природе. Гуманистов привлекал свободный дух, красота и выразительность образов классической литературы, которая для них олицетворяет идеалы воспитания. В классическом наследии стремились заимствовать то, что было утеряно, -традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.
1. Педагогика феодального общества.
В каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно, говорить о педагогике феодального общества.
В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство, владевшие всей землёй и эксплуатировавшие подвластных им крестьян. Идеологическим оплотом господствующих групп феодального общества была церковь
Всё содержание образования детей и взрослых было пронизано религией. Религии всех народов учили простых людей повиноваться господам и служить их интересам. Христианство с этой целью использовало учение о прирождённой греховности человеческой природы, призывало к воздержанию, аскетизму, умерщвлению плоти для спасения души в будущей загробной жизни.
В VIII веке арабы завоевали Пиренейский полуостров, и на территории Западной Европы возник ряд высших мусульманских школ. Наибольшее значение имела высшая школа типа университета в Кордове, куда съезжались студенты из разных стран Западной Европы.
Римская империя в IV веке разделилась на Западную и Восточную. Западная распалась на ряд варварских государств. Восточная, вошедшая в историю под названием Византии, просуществовала почти целое тысячелетие. В Византии сохранились некоторые элементы античной культуры, несмотря на господство христианской религии. Помимо школ, при церквях в ряде городов существовали высшие школы, где изучались наряду с текстами священного писания труды античных философов, поэтов и писателей. Большую роль в распространении византийской культуры в Восточной Европе сыграли славяне. Эта культура проникла и в Древнюю Русь (в том числе и в некоторые религиозно- воспитательные трактаты).
В период завоевания Византийской империи турками (XV) ряд византийских учёных переселились в Европу, где распространяли произведения античной философии.
Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она крепко держала всё образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.
Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян).
В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитии, куда отдавали детей для обучения, развивались соборные, или кафедральные, школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан).
При ряде приходских церквей велось более или менее систематическое преподавание в так называемых приходских школах. В школах обучались только мальчики. Приходские школы помещались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали в них чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму.
Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определённые сроки обучения не устанавливались. Учителями были духовные лица, получившие навыки учебной работы.
В приходской школе учение продолжалось несколько лет: наряду с детьми учились и юноши и даже взрослые люди, решившие постигнуть «книжную мудрость». В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там, где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем, выучив наизусть, стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки.
Учили читать по-латыни буквослагательным методом, который был основан на механическом запоминании, и поэтому процесс учения был крайне труден. Материалом для чтения служили религиозные книги, содержание которых было недоступно учащимся. До возникновения книгопечатания книги были рукописными и написаны разным почерком, что крайне затрудняло овладение техникой чтения. Техника письма была также очень сложной. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены. Они одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна» и телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют «дьявольское начало».
В низшие школы
первоначально принимались
Основная масса народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества. Обучению труду и самый труд осуществлялись одновременно: овладевая трудовыми навыками, ученики проявляли большую сноровку и ловкость. Курс обучения в монастырях и в соборных школах постепенно стал расширяться, в него включены были грамматика, риторика и диалектика (начатки религиозной философии), а в некоторых обучали ещё и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Кроме того, преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук». Особенно большое значение придавалось грамматике, которая сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка, к разбору различных духовных книг и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения. Риторика первоначально сводилась к изучению сборников церковных законов и к составлению деловых бумаг церковного характера, а затем её задачей была подготовка церковных проповедей. Диалектика готовила учащихся к спору на религиозные темы, приучала их защищать религиозные догмы. На занятиях по арифметике учащиеся знакомились с тремя действиями, реже с четырьмя(так как деление было очень осложнено) и овладевали мистическим значением чисел. Знание астрономии помогало в расчётах для установления даты пасхи и предсказаний по звёздам; обучение музыке было связано с церковным богослужением. Всем учебным предметам был придан религиозно-мистический характер.
По другому воспитывались сыновья рыцарей – «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе».
Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, метать копьё, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Игра в шахматы рассматривалось как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться. Чтение и письмо не были обязательными для рыцаря, многие представители рыцарского сословия (графы, герцоги) в период раннего средневековья были неграмотны. Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего капелланом замка. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать и светским феодалам определённую общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности.
До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок в вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением мяча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и.т.п.; по достижении21 года он путём особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья видных феодалов оставались дома, упражняясь в «рыцарских добродетелях» и обучаясь у капеллана замка религии, реже – чтению, письму; некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились к занятию высших церковных должностей. Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.
В XII – XIII веках в Западной Европе расширяются экономические связи между странами, ослабляется феодальная замкнутость, растут города, где развиваются ремёсла и торговля. Крепнут элементы светской культуры. Возникают и распространяются ереси. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Стало необходимым подкрепить религию философией, не верить слепо, но «понять то, во что верят». Эту задачу в XII – XIII веках берёт на себя схоластика, которая задаётся целью примирить веру и разум, религию и науку. Появились теории номинализма и реализма. Представители первой теории утверждали, что общие понятия не существуют, а являются лишь названиями, отвлечениями человеческого разума; представители второго направления, наоборот, заявляли, что общие понятия существуют ранее вещей. Между номинализмом и реализмом шла острая борьба, организовывались диспуты на религиозно-философские темы. В области школы и просвещения схоластика привела к заучиванию учащимися готовых определений, зачастую изложенных в схоластической вопросно-ответной форме, к отказу от самостоятельного мышления.
В XII веке были открыты университеты в Италии, во Франции, в Англии и затем в других странах. В Средней Европе в XIV веке открывается университет в Чехии (Прага) и несколько позже в Польше (Краков).
Средневековые университеты возникали по инициативе учёных и пользовались правом самоуправления, сами вырабатывая распорядок своей жизни, избирая должностных лиц (ректора и др.), и тщательно защищали свои права.
Церковь, пользуясь монополией на обучение, пыталась сразу же подчинить себе университеты, давая им различные привилегии и материальные средства (бенефиции), основывала свои университеты. Так, был основан в XII веке Парижский университет, послуживший образцом для других католических университетов. Постепенно церковь начинает главенствовать в университетах, и богословский факультет становится самым важным.
Средневековые университеты имели четыре факультета. На подготовительном, или артистическом (факультет искусств), преподавались «семь свободных искусств». Он играл роль средней школы; обучение на этом факультете длилось 6 – 7 лет, после чего окончившие получали степень «магистра искусств». Далее представлялась возможность продолжать образование на одном из трёх основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, где обучение продолжалось 5 – 6 лет, и получить звание доктора наук. Основным видом занятий в университетах были лекции: профессор читал по книге текст и его комментировал.
В городах ремесленники
и купцы не были удовлетворены
церковными школами и вели борьбу с монополией
церкви в области образования. Ремесленники
открывали свои цеховые школы, где их дети
обучались чтению и письму на родном языке,
счёту и религии; обучение ремеслу велось
дома в мастерской отца. Купцы также стали
открывать свои гильдейские школы, примерно
с такой же программой. Обучение в этих
школах значительно отличалось от того,
которое давалось в школах церковных.
Постепенно эти школы превратились в начальные
городские школы, содержавшиеся городскими
самоуправлениями(магистратами)
2. Педагогика в эпоху Возрождения.
XIV – XVI века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса – буржуазии, которая возродила культуру античного мира, в частности греческую культуру периода её расцвета, способствовала бурному развитию науки и искусства.
Педагогика Возрождения развивалась в острой полемике со схоластической педагогикой. Гуманисты критиковали отрыв образования от жизни, традиционные методы преподавания, чрезмерную продолжительность срока обучения, невежество учителей. Археографическая и переводческая деятельность гуманистов способствовали освоению античной культуры, которая послужила главным идейным источником гуманистической педагогики, Гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами и идеями гражданского служения, гармоничного развития и физического воспитания в которых их привлекали интерес к личности, идеи морального совершенствования, Влияние на гуманистическую педагогику оказали раннехристианские сочинения. Для решения проблем физического воспитания был использован опыт военного воспитания рыцарства. Гуманистическим идеалом был человек образованный и просвещённый, воспитанный в принципах высокой нравственности, физически развитый т душевно стойкий,
Информация о работе Педагогика в средние века в эпоху Возрождения