Педагогика в средние века в эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Прекрасной страницей в истории мировой культуры и педагогической мысли стала эпоха позднего европейского средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV – начало XVII в.). Лучшие умы Европы того времени провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке всё лучшее. В философско-педагогической мысли в обновлённом виде появился идеал духовно и физически развитой личности, сложившийся под влиянием конкретных исторических условий. Выдающиеся представители эпохи Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Педагогика феодального общества…………………………………….…….4
Педагогика в эпоху Возрождения……………………………………………8
Педагогическая мысль в трудах мыслителей эпохи Возрождения…...…..11
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)


Смоленское  областное государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

«Гагаринский  педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине Педагогика.

студентки 1 курса, группы 1 заочного отделения

специальности 050144 Дошкольное образование

 

 

Тема: Педагогика в средние века в эпоху Возрождения. 

 

Вариант № 3

 

 

План

Введение ………………………………………………………………………….3

    1. Педагогика феодального общества…………………………………….…….4
    2. Педагогика в эпоху Возрождения……………………………………………8
    3. Педагогическая мысль в трудах мыслителей эпохи Возрождения…...…..11

Заключение ………………………………………………………………………15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

Введение.

Прекрасной  страницей в истории мировой  культуры и педагогической мысли  стала эпоха позднего европейского средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV – начало XVII в.). Лучшие умы Европы того времени провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке всё лучшее. В философско-педагогической мысли в обновлённом виде появился идеал духовно и физически развитой личности, сложившийся под влиянием конкретных исторических условий. Выдающиеся представители эпохи Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности.

Гуманистическое движение в эпоху Возрождения  возникло как следствие перемен  в средневековом мировоззрении, носителем и оплотом которого служила католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать только на себя, свои  силы и разум.

Ростки гуманистической  педагогики появились во многих государствах в условиях пробуждения национального самосознания. Всплеск педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний.

Гуманисты заново открыли, как много для культуры и образования сделали античные Греция и Рим. Стремясь подражать им, они и называли своё время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции. В греко-римской культуре видели отражение всего лучшего, что есть в человеке и природе. Гуманистов привлекал свободный дух, красота и выразительность образов классической литературы, которая для них олицетворяет идеалы воспитания. В классическом наследии стремились заимствовать то, что было утеряно, -традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

 

 

1. Педагогика феодального общества.

В каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно, говорить о педагогике феодального общества.

В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство, владевшие всей землёй и эксплуатировавшие подвластных им крестьян. Идеологическим оплотом господствующих групп феодального общества была церковь

Всё содержание образования детей и взрослых было пронизано религией. Религии  всех народов учили простых людей повиноваться господам и служить их интересам. Христианство с этой целью использовало учение о прирождённой греховности человеческой природы, призывало к воздержанию, аскетизму, умерщвлению плоти для спасения души в будущей загробной жизни.

В VIII веке арабы завоевали Пиренейский полуостров, и на территории Западной Европы возник ряд высших мусульманских школ. Наибольшее значение имела высшая школа типа университета в Кордове, куда съезжались студенты из разных стран Западной Европы.

Римская империя в IV веке разделилась на Западную и Восточную. Западная распалась на ряд варварских государств. Восточная, вошедшая в историю под названием Византии, просуществовала почти целое тысячелетие. В Византии сохранились некоторые элементы античной культуры, несмотря на господство христианской религии. Помимо школ, при церквях в ряде городов существовали высшие школы, где изучались наряду с текстами священного писания труды античных философов, поэтов и писателей. Большую роль в распространении византийской культуры в Восточной Европе сыграли славяне. Эта культура проникла и в Древнюю Русь (в том числе и в некоторые религиозно- воспитательные трактаты).

В период завоевания Византийской империи турками (XV) ряд  византийских учёных переселились в  Европу, где распространяли произведения античной философии.

Большое значение в жизни западноевропейских стран  имела католическая церковь. Она крепко держала всё образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Раньше всего  оформились монастырские школы. В некоторых  монастырях были внутренние и внешние  школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних  школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян).

В центрах церковного управления постепенно из епископских  общежитии, куда отдавали детей для  обучения, развивались соборные, или кафедральные, школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан).

При ряде приходских церквей велось более или менее  систематическое преподавание в так называемых приходских школах. В школах обучались только мальчики. Приходские школы помещались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали в них чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму.

Монастырские  и соборные школы, как правило, имели  особые помещения, предназначенные  для учения; определённые сроки обучения не устанавливались. Учителями были духовные лица, получившие навыки учебной  работы.

В приходской школе  учение продолжалось несколько лет: наряду с детьми учились и юноши  и даже взрослые люди, решившие постигнуть «книжную мудрость». В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там, где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем, выучив наизусть, стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки.

Учили читать по-латыни буквослагательным методом, который был основан на механическом запоминании, и поэтому процесс учения был крайне труден. Материалом для чтения служили религиозные книги, содержание которых было недоступно учащимся. До возникновения книгопечатания книги были рукописными и написаны разным почерком, что крайне затрудняло овладение техникой чтения. Техника письма была также очень сложной. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены. Они одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна» и телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют «дьявольское начало».

В низшие школы  первоначально принимались только дети католического духовенства. А  с XI века, после того как духовенству было воспрещено вступать в брак, в эти школы стали принимать детей горожан и некоторых крестьян. В школах стали учиться и те, кто не собирался становиться церковнослужителем или монахом.

Основная масса  народа не получала образования в  школах; дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества. Обучению труду и самый труд осуществлялись одновременно: овладевая трудовыми навыками, ученики проявляли большую сноровку и ловкость. Курс обучения в монастырях и в соборных школах постепенно стал расширяться, в него включены были грамматика, риторика и диалектика (начатки религиозной философии), а в некоторых обучали ещё и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Кроме того, преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук». Особенно большое значение придавалось грамматике, которая сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка, к разбору различных духовных книг и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения. Риторика первоначально сводилась к изучению  сборников церковных законов и к составлению деловых бумаг церковного характера, а затем её задачей была подготовка церковных проповедей. Диалектика готовила учащихся к спору на религиозные темы, приучала их защищать религиозные догмы. На занятиях по арифметике учащиеся знакомились с тремя действиями, реже с четырьмя(так как деление было очень осложнено) и овладевали мистическим значением чисел. Знание астрономии помогало в расчётах для установления даты пасхи и предсказаний по звёздам; обучение музыке было связано с церковным богослужением. Всем учебным предметам был придан религиозно-мистический характер.

По другому  воспитывались сыновья рыцарей – «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе».

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское  воспитание. Его программа сводилась овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, метать копьё, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Игра в шахматы рассматривалось как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться. Чтение и письмо не были обязательными для рыцаря, многие представители рыцарского сословия (графы, герцоги) в период раннего средневековья были неграмотны. Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего капелланом замка. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала давать и светским феодалам определённую общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности.

До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок в вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением мяча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и.т.п.; по достижении21 года он путём особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья видных феодалов оставались дома, упражняясь в «рыцарских добродетелях» и обучаясь у капеллана замка религии, реже – чтению, письму; некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились к занятию высших церковных должностей. Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.

В XII – XIII веках в Западной Европе расширяются экономические связи между странами, ослабляется феодальная замкнутость, растут города, где развиваются ремёсла и торговля. Крепнут элементы светской культуры. Возникают и распространяются ереси. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Стало необходимым подкрепить религию философией, не верить слепо, но «понять то, во что верят». Эту задачу в XII – XIII  веках берёт на себя схоластика, которая задаётся целью примирить веру и разум, религию и науку. Появились теории номинализма и реализма. Представители первой теории утверждали, что общие понятия не существуют, а являются лишь названиями, отвлечениями человеческого разума; представители второго направления, наоборот, заявляли, что общие понятия существуют ранее вещей. Между номинализмом и реализмом шла острая борьба, организовывались диспуты на религиозно-философские темы. В области школы и просвещения схоластика привела к заучиванию учащимися готовых определений, зачастую изложенных в схоластической вопросно-ответной форме, к отказу от самостоятельного мышления.

В XII веке были открыты университеты в Италии, во Франции, в Англии и затем в других странах. В Средней Европе в XIV веке открывается университет в Чехии (Прага) и несколько позже в Польше (Краков).

Средневековые университеты возникали по инициативе учёных и пользовались правом самоуправления, сами вырабатывая распорядок своей жизни, избирая должностных лиц (ректора и др.), и тщательно защищали свои права.

Церковь, пользуясь монополией на обучение, пыталась сразу же подчинить себе университеты, давая им различные привилегии и материальные средства (бенефиции), основывала свои университеты. Так, был основан в XII веке Парижский университет, послуживший образцом для других католических университетов. Постепенно церковь начинает главенствовать в университетах, и богословский факультет становится самым важным.

Средневековые университеты имели четыре факультета. На подготовительном, или артистическом (факультет искусств), преподавались «семь свободных искусств». Он играл роль средней школы; обучение на этом факультете длилось 6 – 7 лет, после чего окончившие получали степень «магистра искусств». Далее представлялась возможность продолжать образование на одном из трёх основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, где обучение продолжалось 5 – 6 лет, и получить звание доктора наук. Основным видом занятий в университетах были лекции: профессор читал по книге текст и его комментировал.

В городах ремесленники и купцы не были удовлетворены  церковными школами и вели борьбу с монополией церкви в области образования. Ремесленники открывали свои цеховые школы, где их дети обучались чтению и письму на родном языке, счёту и религии; обучение ремеслу велось дома в мастерской отца. Купцы также стали открывать свои гильдейские школы, примерно с такой же программой. Обучение в этих школах значительно отличалось от того, которое давалось в школах церковных. Постепенно эти школы превратились в начальные городские школы, содержавшиеся городскими самоуправлениями(магистратами).

 

2. Педагогика в  эпоху Возрождения.

XIV – XVI века, вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса – буржуазии, которая возродила культуру античного мира, в частности греческую культуру периода её расцвета, способствовала бурному развитию науки и искусства.

Педагогика Возрождения  развивалась в острой полемике со схоластической педагогикой. Гуманисты критиковали отрыв образования от жизни, традиционные методы преподавания, чрезмерную продолжительность срока обучения, невежество учителей. Археографическая и переводческая деятельность гуманистов способствовали освоению античной культуры, которая послужила главным идейным источником гуманистической педагогики, Гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами и идеями гражданского служения, гармоничного развития и физического воспитания в которых их привлекали интерес к личности, идеи морального совершенствования, Влияние на гуманистическую педагогику оказали раннехристианские  сочинения. Для решения проблем физического воспитания был использован опыт военного воспитания рыцарства. Гуманистическим идеалом был человек образованный и просвещённый, воспитанный в принципах высокой нравственности, физически развитый т душевно стойкий,

Информация о работе Педагогика в средние века в эпоху Возрождения