Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:12, контрольная работа
Прекрасной страницей в истории мировой культуры и педагогической мысли стала эпоха позднего европейского средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV – начало XVII в.). Лучшие умы Европы того времени провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке всё лучшее. В философско-педагогической мысли в обновлённом виде появился идеал духовно и физически развитой личности, сложившийся под влиянием конкретных исторических условий. Выдающиеся представители эпохи Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности.
Введение ………………………………………………………………………….3
Педагогика феодального общества…………………………………….…….4
Педагогика в эпоху Возрождения……………………………………………8
Педагогическая мысль в трудах мыслителей эпохи Возрождения…...…..11
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...16
Основой образования и воспитания гуманисты считали природу, дисциплину (наставления, руководства, метод) и упражнение (практику), которые могут дать хороший результат только в совокупности. Понимание человека как телесно-духовного единства привело гуманистов к идее гармоничного развития и заставило обратить внимание на физическое воспитание, возрастные психологические и физиологические особенности ребёнка.
В решении вопроса о
соотношении природы и
В основу гуманистического образования было положено знание древних языков. В гуманистическом образовании 16 века заметен интерес к изучению родного языка.
В отличие от средне -вековой системы образования с её принципом «учиться – значит ходить под розгой», в эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения принцип «мягкой руки», широкое применение морального поощрения. Идея гуманистов о связи обучения с жизнью сделала основным критерием образования его полезность, прежде всего для подготовки человека к жизни в обществе. Развитие естественного научного знания, техники привело к появлению в 16 веке мысли о пользе реальных знаний. Педагоги Возрождения настаивали на сознательном усвоении материала, размышлении над прочитанным. Преподаватели должны были развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Гуманисты обращали внимание на тщательный отбор и дозировку учебного материала, на использование на занятиях оригинала, а не извлечений из древних авторов. Они высоко ценили хороший стиль, поэтому для изучения отбирались лучшие произведения античной литературы. Многие педагоги Возрождения выступали за разностороннее (энциклопедическое) образование, чередование занятий в течении дня. Постепенно формировался принцип наглядности обучения. Развивались идеи самообразования, были предложены возможности его осуществления. Одни гуманисты выступали за школьное образование, доказывали его преимущество необходимостью единого воспитания для всех граждан, обществ, важностью воспитания и.т.п; другие, видя неудовлетворительное состояние современной им школы, были сторонниками домашнего образования. Все гуманисты придавали большое значение личности учителя: он должен быть не только образованным и эрудированным, но и высоко нравственным человеком, способным стать примером для детей; в личности высоко ценились доброжелательность, чуткость, проницательность, знание индивидуальных особенностей детей. Гуманисты обращали внимание на низкую оценку в обществе труда педагогов, на их плохую подготовку.
Важнейшее место в педагогической системе Возрождения занимало нравственное воспитание. В детях поощрялись и воспитывались активность, жажда похвалы и славы, любовь к родине, уважение к старшим, родителям и порицались праздность, лень, стремление к уединению. Одновременно воспитывалось умение владеть собой, достойно переносить испытания судьбы. Некоторым элементом нравственного воспитания считалось воспитание целомудрия, уважения к религии, благочестие.
Гуманисты указывали на связь воспитания и обучения, на необходимость всестороннего и эффективного воздействия изучаемых предметов не только на ум учащегося, но и на его сердце, чувства, волю. Деятели Возрождения обращали внимание на роль скульптуры и живописи (портреты выдающихся людей и другое) в нравственном воспитании. Однако главную роль, по мнению гуманистов, играют «живые примеры» (отец, учитель, добродетельный человек).
Основной метод нравственного воспитания в педагогике Возрождения – поощрение и похвала. Отказ от телесных наказаний аргументировался заботой о воспитании сильного и гордого человека (из-за побоев формируется рабская душа), физическим вредом, ослаблением чувства естественной любви к родителям, ненавистью к учёбе и учителям.
Важной частью педагогики Возрождения было физическое воспитание, понимаемое гуманистами широко: как формирование не только здорового тела, но и здорового духа. Средствами физического воспитания считались упражнения (гимнастика, военная подготовка) и связанное с ними закаливание тела и духа; разнообразные физически активные виды отдыха (подвижные игры, прогулки на воздухе, танцы и.т.п.); обращали внимание на воздействие правильного питания и сна на физическое состояние человека.
Специального эстетического воспитания в гуманистической педагогике 15 века не предполагалось, хотя в размышлениях гуманистов всегда присутствовали эстетические моменты (наслаждение поэзией, чтением книг, физическими занятиями); музыка в 15 веке осмыслялась главным образом с точки зрения её нравственного воздействия. В 16 веке роль эстетического воспитания возросла; Кастильоне считал необходимыми занятия музыкой, живописью, т.к. они развивают вкус к прекрасному; в произведениях Рабле и Элиота искусства (рисунок, резьба, музыка, живопись, скульптура) включены в процесс образования.
Деятели Возрождения большую роль отводили семейному воспитанию, что отражало возросшее значение семьи как общества, института в ту эпоху. На обоих родителей возлагалась ответственность за создание в доме благоприятной нравственной атмосферы; в семье должны были заботиться о физическом здоровье детей, прививать им первые нравственные понятия; обязанность отца – обеспечить хорошее образование детям, которое гуманисты ценили гораздо больше, чем богатство.
3. Педагогическая мысль в трудах мыслителей эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения, охватывает три с лишним столетия(XIV – XVI). Этому периоду человечество обязано признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Захват в 1453г. турками Константинополя вызвал бегство оттуда ученых с их греческими рукописями в Италию, где они начали «возрождать» античный, в основном платоновский, взгляд на мир. Стремление осмыслить место человека в мире возродило интерес к античной культуре как сокровищнице исторического опыта человечества, привело к поискам в ней ответов на поставленные новой эпохой вопросы. Со стремлением установить преемственность с античностью путем возрождения классической древности и связано название эпохи – Возрождение. Сложившийся в античности идеал разносторонне развитой человеческой личности претерпевал в новую эпоху существенные изменения. Мыслители Возрождения не только описывали этот идеал, но и сами были как бы его воплощением. В Италии, колыбели европейского Возрождения, главным в формировании гармонической личности было признано воспитание гражданина. Представители так называемого «гражданского» гуманизма, обозначавшие его общественные функции, - Л. Бруни (1370/1374 – 144), Л. Валла (1405/1407 – 1457), Л. Алберти (1404 – 1472) - считали основной функцией воспитания формирования человека, действующего на благо общества, а очагом воспитания – семью.
Основываясь на понимании человека как природного единства тела и души и исходя из цели, которую ставило перед собой общество, – подготовить физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина, - физическое воспитание как компонент формирования гармонической личности в эпоху Возрождения рассматривалось шире, чем в античные времена. Реализацию гражданского долга гуманисты видели и в трудовой деятельности, которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть воспитания целостной личности.
В созданном в начале XVI века английским мыслителем Томасом Мором (1478 – 1535) в своём труде «Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считал воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность и добродетель, трудолюбие, доброта- важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого человека. Государственные школы призваны развить в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке всех мальчиков, и девочек.
Итак, главными идеями педагогов-гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребёнка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду. Педагогика гуманизма смогла реализоваться лишь спустя несколько столетий, а в XV – XVI веках школы продолжали оставаться схоластическими, типично средневековыми.
Лишь в практике нескольких педагогов гуманистические идеи нашли своё воплощение. Такими школами гуманистического образования стали: гимназия в Страсбурге, созданная Иоганном Штурмом (начало XVI века.), где изучались латинские и греческие языки, и Лондонская публичная школа, созданная при участии Эразма Роттердамского.
С конца XV в. общественная ситуация в Европе, связанная с появлением абсолютных монархий, побудила к переосмыслению идеала воспитания. Человек, ограниченный монархическим строем, вместо гражданской активности стал стремиться уединению, подчинив себя культу знания. Главенствующую позицию в формировании человека в этой ситуации занимало образование. Очагами новой гуманистической культуры опять становятся кружки ученых, центром которых сделалась Платоновская академия в Италии, во Флоренции.
Переводы литературных
произведений классиков древности
стали основным направлением развития культуры эпохи Возрождения,
получившим название «филологический»
гуманизм, который постепенно утратил
общемировоззренческое значение. Гуманитарные
знания, приобретаемые за счет досуга,
дававшие образованному человеку внутреннюю
свободу, уводили его от собственно гуманистического
идеала, что в результате привело в конце
XVI века к трагедии гуманизма. Те же самые
тенденции прослеживались и в практике
учебных заведений. Новогуманистический
образец воспитания, который в дальнейшем
оказал огромное влияние на развитие мировой
педагогической мысли и школьной практики,
родился в недрах отдельных школ. Первые
шаги в практическом его осуществлении
были предприняты в 20-е гг. XVв. талантливыми
итальянскими педагогами Витторино да Фельтре (1378 –
1446) и Гуарино Гуарини
(1374 – 1460). В школе в Мантуе на севере Италии,
которую возглавлял Витторино и которая
известна под названием «Школа радости».
Он был приглашён для воспитания детей
герцога Гонзага; с ними вместе оказались
ещё 80 воспитанников-детей аристократов
и одарённых детей незнатного происхождения,
содержавщихся за счёт самого В.да Фельтре.
Учебно-воспитательное учреждение стремилось
развить «ум, тело и сердце». Главные
предметы программы-классические(
Овладение навыками
самообразования новые
Близкой по гуманистическому духу, но отличавшейся по цели образования была школа в Ферраре, в отличие от Витторино, он ставил перед собой задачу подготовить своих питомцев к будущей профессии. Эти школы являлись как бы прообразом классических гимназий последующих столетий.
Одним из видных мыслителей того времени был француз Мишель Монтень (1533 – 1592), который в своем труде «Опыты» предложил концепцию человека нового времени – широко образованного и критически мыслящего. Основу знаний, по Монтеню, составляет опыт. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Педагогическая философия М. Монтеня предвосхитила многое из того, что получило развитие у просветителей XVIII в.
Француз Франсуа Рабле(1494 – 1553)-в своём романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» дал типичную картину воспитания того времени- отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезнь, скуку. В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши.
Одним из наиболее известных проводников «луча света» из Италии в Северную Европу считается немецкий мыслитель Рудольф Агрикола (ок. 1443 – 1485). Этому гуманисту и его современнику Якобу Вимфелингу (1450 – 1528) принадлежит заслуга в создании фундамента немецкой системы образования, на котором позже педагоги Реформации организовывали учебные заведения типа Страсбургской гимназии. Агрикола изложил программу гуманитарного образования, состоявшую из трех усложняющихся ступеней обучения: элементарной, грамматической и логической. Именно эта программа и послужила впоследствии основой учебного плана Ф.Меланхтона, одного из преподавателей Страсбургской гимназии.
Я. Вимфелинг, ректор Гейдельбергского университета, являющегося в то время центром немецкой культуры, принимал деятельное участие в открытии школ нового тапа. Он составил учебник под названием «Очерк деяний германских» (1505).
Едва ли не самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1466/69 – 1536). Преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья он связывал прежде всего с воспитанием.
Одним из первых
Эразм заговорил о собственно
народном образований, а провозглашение
отношения к труду критерием
нравственности поставило его в
ряд самых прогрессивных
Информация о работе Педагогика в средние века в эпоху Возрождения