Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:24, контрольная работа
Современная образовательная ситуация требует пересмотра и уточнения понятия воспитания, введение в процедуру анализа категорий и принципов личностно ориентированной педагогики. Новая модель педагогического сознания постепенно отказывается от практики прямых воздействий педагога на ребенка и приходит к тому, чтобы возможно более эффективно организовать структуру всего педагогического пространства для предоставления ребенку возможностей собственного развития.
1.Введение
стр. 3
2.Понятие Персонификация, драматизация, сюжетное повествование и их характеристика
стр. 4-9
3.Персонификация и драматизация как формы сюжетного повествования.
стр. 10-17
4.Заключение
стр. 18
5.Литература
стр. 19
Персонификация и драматизация как формы сюжетного повествования.
Содержание
1.Введение |
стр. 3 |
2.Понятие Персонификация, драматизация, сюжетное повествование и их характеристика |
стр. 4-9 |
3.Персонификация и драматизация как формы сюжетного повествования. |
стр. 10-17 |
4.Заключение |
стр. 18 |
5.Литература |
стр. 19 |
6.Приложение |
стр. 20-25 |
Введение
Современная образовательная ситуация требует пересмотра и уточнения понятия воспитания, введение в процедуру анализа категорий и принципов личностно ориентированной педагогики. Новая модель педагогического сознания постепенно отказывается от практики прямых воздействий педагога на ребенка и приходит к тому, чтобы возможно более эффективно организовать структуру всего педагогического пространства для предоставления ребенку возможностей собственного развития.
Так, каждый учитель стремится, чтобы его уроки были интересными и увлекательными, повышая, тем самым, интерес у учащихся к предмету. В частности, на уроках истории и акцент ставится не на усвоение фактов, а на развитие личности через освоение ценностей разных эпох, способности поставить себя на место человека прошлого, понять его мысли, поступки. Все это можно реализовать с помощью исторической эмпатии.
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ.
Об эффективном использовании рассказа на уроках истории говорится в работах советских методистов. Среди них следует отметить П.В. Гора [3], А.А. Вагин [2], П.С. Лейбенгруб [4].
2. Понятие Персонификация, драматизация, сюжетное повествование
Есть различные понятия персонификации, например, в философии, психологии и социологии этот термин дает следующее значение Персонифика́ция (от лат. persona «лицо», лат. facio — «делаю») — представление природных явлений, сил в виде предметов, отвлечённых понятий (например, ангелов) в образе человека или признание за перечисленными человеческих свойств. Распространена в мифологии/религии, сказках, притчах, магии и экзотич. культах, а также в художественной литературе. [10]
В другом значении Персонификация — это обычно – приписывание человеческих или личностных качеств некоторой "абстракции". Этой абстракцией может быть социальная группа или социальная структура, образ или представление о некотором реальном человеке или даже чего-то не человеческого.
В философского словаре дается следующее определение:
Персонификация – форма фетишизма, стремление интерпретировать, объяснять любое социальное явление, изменение как проявление личной воли конкретного лица или группы: явной, например, бюрократии, или скрытой, участников тайного сговора. П. идет от древних форм антропологизма, рассматривающего весь мир как некоторое скопище реальных субъектов.
Драматизация - один из видов деятельности учащихся, широко применяемый на практике.
Драматизация – это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественных литературных произведений.
Драматизация способствует:
развитию социального сознания учащихся;
совершенствованию лингвистических способностей;
выявлению интересов и потребностей учащихся;
стимулированию использованию иностранного языка;
увеличение словарного запаса;
развитие навыков говорения;
улучшению качества речи;
снятие «психологического барьера», связанного с боязнью публичных выступлений и страхом совершить ошибку. [11]
Особенно большое значение приёму драматизации придавали последователи изучения творческого чтения в начале 20 годов 20 века: Абакумов С.И., Бархин К.Б., Соловьёва Е.Е. и др.
Итак, драматизация, представляющая собой не что иное, как игру, помогает детям почувствовать произведение, понять его через воспроизведение прочитанного с помощью некоторых изобразительно-выразительных средств. Указанная же Л.С. Выготским особенность данного приёма, заключается в его синкретичности, свидетельствует о том, что такой вид деятельности достаточно сложен для детей, он предполагает наличие некоторых исходных умений и навыков у учащихся в других творческих видах деятельности. Вслед за Л.С. Выготским многие методисты называют драматизацию одним из самых трудных, но в то же время и самых интересных приёмов. [12]
Основными видами монологической формы устного изложения являются повествование, описание, характеристика, объяснение.
Повествование в преподавании
истории выступает в виде
Рассказ – это сюжетное повествование об исторических событиях или процессах в их развитии, о конкретных действиях, об исторических деятелях. В сжатом сообщении содержится только информация об историческом событии. Особенности сюжетного рассказа – динамичность действия, конкретность события и достоверность в описании действующих лиц. Детализация места действия возбуждает воображение школьников. В виде рассказа учитель излагает материал, во-первых, при изучении исторических событий, имеющих большое образовательное значение. Например, восстание Спартака, открытие Америки Колумбом, Грюнвальдская битва, Куликовская битва, осада и штурм Измаила, взятие Бастилии, Бородинское сражение, событие 9 января 1905 г., события 1917 г. в России, события Великой Отечественной войны, события 19-21 августа 1991 г. и др. Во-вторых, когда необходимо сформировать конкретное, точное, образное представление о новом для учащихся явлении. Так, для формирования представлений о народном характере Отечественной войны 1812 г. показывается героическая борьба партизан. Изучая в 5 классе источники рабства в Древней Греции, учителя используют персонифицированный рассказ, который ведется от имени нескольких рабов, о том, как каждый из них попал в рабство. В-третьих, рассказ учителя вооружает школьников историческими фактами, анализ которых подводит к важным выводам и обобщениям. Так, рассказ в 11-м классе о Восточно-Прусской операции в теме «Завершение военного разгрома гитлеровской Германии. Восточно-Прусская операция» подводит учеников к пониманию места, роли и значения данной военной операции, они могут сделать вывод о ее особенностях и трудностях, которые встали перед советским командованием. Рассказ учителя применяется во всех классах, но чаще в 5-9-х. В изложении он сочетается с описанием, характеристикой, объяснением. Соотношение между ними в старших и средних классах различно. В первом концентре в изложении нового материала важное место занимает рассказ.
Во втором концентре возрастает роль объяснения.
Описание – изложение
существенных черт, признаков, состояния,
вида, характера исторических
Объяснение – это
раскрытие внутренних связей
и зависимостей, в частности причинных
связей, закономерностей, смысла, сущности
и значения исторических
Рассуждением мы
называем последовательное
Лекционное изложение
представляет собой
3. Персонификация и драматизация как формы сюжетного повествования
Для того чтобы способствовать формированию эмпатии у детей через рассказ необходимо использовать различные средства конкретизации, выделенные еще А.А. Вагиным [2, с.60]. Путем конкретизации мы достигнем большей убедительности изложения, лучше раскроем своеобразие изучаемых исторических явлений.
Конкретизация моментов, характеризующих время исторического события. Речь идет не о хронологизации, а о введении в изложение некоторых конкретных признаков времени, когда совершалось событие, с целью создания картины события, живых представлений об обстановке, в которой оно происходило. Так, о начале Ледового побоища мы скажем словами поэта: «В субботу пятого апреля, сырой рассветною порой...» Описывая Куликово поле, упомянем «леса, чуть тронутые золотом осени...».
Конкретизация моментов, характеризующих место исторического события. Речь идет не о локализации исторических явлений с помощью карты или плана местности, а о создании методом живого слова конкретных представлений о том, как выглядело место события.
Использование бытового материала. Одним из средств конкретизации служит историко-бытовой материал. Он доступен, нагляден и понятен учащимся.
Использование художественной литературы также помогает конкретизации исторического факта, созданию ярких образов прошлого.
Использование исторических документов и мемуаров.
Кроме того, при повествовательном рассказе необходимо использовать различные виды наглядности: предметы материальной культуры, изобразительную наглядность, технические средства обучения, предметную наглядность. Все это даст возможность ученикам почувствовать колорит эпохи, пережить ощущение «седой старины».
Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества [6, с.62].
К персонификации можно отнести следующие виды заданий:
1. Воображаемое путешествие
– надо описать то, что мог
бы видеть человек прошлого: «Я
иду по русской деревне XVIII века
и вижу…», «Наш корабль в Пирей
и мы увидели…», «Давайте войдем
в замок феодала…». Положительным
моментом таких заданий
2. Воображаемое интервью
– один ученик перевоплощается
в историческую личность, класс
задает ему вопросы. Примером
такого задания является
Информация о работе Персонификация и драматизация как формы сюжетного повествования