По проблема индивидуального подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае ? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………… с.3
I. Теоретическая часть:
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям...……………………………………………………………..с.6
Возрастные и индивидуальные особенности детей…..…………..с.10
Учет индивидуальных особенностей…..…………………………..с.16
Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...…………..…………………………………………..с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода………………с.19
в процессе трудового воспитания;
в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
Анализ результатов практического исследования………………...с.22
Рекомендации..…...…….……………………………………..……..с.24
III. Заключение…………….……………………………………….……с.25
IV. Список литературы.…...………………………………….…………с.27
V. Приложения…...……………………

Файлы: 1 файл

indiv.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

   Трудовое  воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

   Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

   Игра  является важнейшей деятельностью  дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и  потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок  как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства , смелость, решительность, уверенность в себе.

   К концу дошкольного периода ребенок  владеет необходимыми качествами и  свойствами личности для того, чтобы  приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

   Возрастные  особенности развития учащихся по-разному  проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

   В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни . Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в  его деятельности, общении, отношении  с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

   В биологическом отношении младшие  школьники переживают период второго  округления : у них по сравнению  с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.

   В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются  функции больших полушарий голоного мозга, усиливается аналитическая  и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 %, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50 %, зрительные на 80 % (А.Н.Леонтьев).

   Познавательная  деятельность младшего школьника преимущественно  проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы  общения.

   Восприятие  младших школьников отличается неустойчивостью  и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

   Внимание  младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

   Мышление  у детей начальной школы от эмоционально- образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов . Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли.

   Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое  по преимуществу имеет наглядно-образный характер.

   Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов.

   Начальная школа должна включать своих воспитанников  в разумно организованной, носильный  для них производительный труд, значение которого формирования и социальных качеств личности ни с чем не сравнимо.

   Средний школьный возраст (от 11-12 до 15 лет) –  переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в  школе второй ступени (V-IX) классы и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц.  Развитие внутренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма .

   Половое созревание вносит серьезные изменения  в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

   В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Улучшается контроль коры головного  мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все  еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

   Восприятие  подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника.

   Характерная черта внимания учеников среднего школьного  возраста – это специфическая  избирательность.

   В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением.

   В подростковом возрасте идет интенсивное  нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает  подросток, будет складываться его  личность. Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

   В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

   Юношеский возраст – это период выработки  мировоззрения. Убеждений, жизненного самоопределения и самоутверждения, бурного роста самосознания, активного  осмысления будущего.

   У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к предметам. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высокий уровень обобщения и абстрагирования.

   Нравственные  и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только синзетивный  период нравственной зрелости, но и  новая обстановка : изменение характера  деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения.

   В юношеском возрасте появляется усиленный  интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные  переживания в жизнь молодых  людей, но заставляет практически решать многие непростые вопросы.

   У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет  статус личности в коллективе, характер общения и отношений между  членами коллектива.

   Жизненные планы, ценностные ориентации старших  школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

   Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения, если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека; на видении его внутреннего мира.

   Критериями  возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния  организма.

   Педагогический  критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.

   Изучение  индивидуальных особенностей детей  требует значительного времени  и систематических наблюдений. С  этой целью педагогу необходимо вести  дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

   Индивидуальные  особенности ребенка также связаны  с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

   И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной  деятельности выявил основные свойства нервных процессов :

  1. Силу возбуждения и неуравновешенность ;
  2. Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
  3. Их подвижность.

    На  основе изучения протекания этих процессов  он определил 4 типа

высшей  нервной деятельности :

  1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

      Нужно контролировать выполнение заданий, требовать  доводить    начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

  1. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад : они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
  2. Сильный ,уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны , терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

    Конечно, такие черты,  как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

  1. Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и         торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка : он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Информация о работе По проблема индивидуального подхода