Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:41, курсовая работа
Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае ? С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Введение ……………………………………………………………… с.3
I. Теоретическая часть:
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе
к детям...……………………………………………………………..с.6
Возрастные и индивидуальные особенности детей…..…………..с.10
Учет индивидуальных особенностей…..…………………………..с.16
Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье. ...…………..…………………………………………..с.17
5. Специфика организации индивидуального подхода………………с.19
в процессе трудового воспитания;
в процессе игровой деятельности.
II. Практическая часть:
Анализ результатов практического исследования………………...с.22
Рекомендации..…...…….……………………………………..……..с.24
III. Заключение…………….……………………………………….……с.25
IV. Список литературы.…...………………………………….…………с.27
V. Приложения…...……………………
Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).
При
учете возрастных особенностей развития
детей педагог во многом опирается
на обобщенные данные педагогики и
возрастной психологии. Что же касается
индивидуальных различий и особенностей
воспитания отдельных детей, то здесь
ему приходиться полагаться лишь на этот
материал, который он получает в процессе
личного изучения воспитанников.
Учет индивидуальных
особенностей.
При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.
Весьма
важно знать особенности
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду
и семье.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Для
ребенка семья является
Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности.
Влияние
семьи нередко бывает столь
сильным, что создается
В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:
Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности : в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.
Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие -–не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога.
Да, работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка.
В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении значительно выше, чем возможности детского сада . Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.
Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для детей.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К.Котырко, С.А.Ладыви) наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Формы работы могут быть самые разные, - это посещения семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конффенции. Но приоритет остается за индивидуальной формой.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Специфика
организации индивидуального
подхода.
Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени - одна из важнейших задач.
В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового воспитания : ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества.
В
решении задач трудового
Правильная
организация трудового
Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.
Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.
Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.
Знание и учет индивидуальных
особенностей детей всей
Большое значение для
Индивидуальные
проявления в трудовой деятельности
- очень характерные качества, которые
показывают не только отношение ребенка
к труду, его умения и навыки, но
и уровень нравственной воспитанности,
его «общественное» лицо - готовность
помочь товарищам, трудиться не только
для себя, но и для других.