Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:01, контрольная работа
Исходя из вышеизложенного, целью данной контрольной работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения и уровни его развития;
- изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я;
- изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.
Введение…………………………………………………………………2-4
1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания…………………………………………………...4
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека…4-6
1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания……………6-10
1.3 Уровни развития самосознания…………………………………11-12
2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»……………...12
2.1 Самосознание и образ «Я»………………………………………12-14
2.2 Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми……………………………………15-17
3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение……………………………………………………………………18
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания………………………………………………18-19
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки……………………………………………………………………19-21
3.3 Самооценка и самоуважение……………………………………...21-23
Заключение……………………………………………………………..24-26
Список использованной литературы…………………………………27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Педагогика
по теме: «Почему самоопределение, самосознание
и самооценка личности рассматривается
как результат воспитания?»
Исполнитель: студент гр. ЭПБп-12Пр
Хробостов Александр Игоревич
Екатеренбург
2014
Содержание
Введение………………………………………………………
1. Самосознание, уровни его развития.
Сознание и проблема возникновения самосознания………………………………………………
1.1 Самосознание и его место
в психической организации
1.2 Сознание и проблема
1.3 Уровни развития самосознания……
2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»……………...12
2.1 Самосознание и образ «Я»………………
2.2 Понятие «Я - концепции»: осознание
психических качеств как
3. Условия формирования самосознания.
Самооценка и самоуважение………………………………………………
3.1 Рефлексия и внутренний диалог
как необходимые условия
3.2 Самооценка как одно из
центральных образований
3.3 Самооценка и самоуважение……………
Заключение…………………………………………………
Список использованной
Введение
Совокупность психических
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно.
Мотивы, которые человек выдвигает,
обосновывая перед другими
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.
Этот процесс ее
Способность осмыслить и
распознать то, что в жизни
подлинно значимо, умение не только
изыскать средства для решения
случайно всплывших задач, но
и определить самые задачи
и цель жизни так, чтобы по-настоящему
знать, куда в жизни идти и
зачем, — это нечто бесконечно
превосходящее всякую ученость,
хотя бы и располагающую
Обобщение практического
Образное знание ребенком
людей играет огромную роль
в общем развитии его сознания.
Именно на этой основе, через
осознание правил
Однако требуется несколько
лет жизни, чтобы у ребенка
образовалось обобщенное
Лишь в процессе обобщения
этих представлений
Всякое изменение жизненного
положения человека в
Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.
Исходя из вышеизложенного, целью данной контрольной работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие самосознания,
изучить проблему его
- изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я;
- изучить основные условия
1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания.
1.1 Самосознание и его
место в психической
Проблеме самосознания
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. [Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 187 с].
Все эти элементы связаны
друг с другом функционально
и генетически, но формируются
они не одновременно. Зачаток
сознания тождественности
А.Г.Спиркин дает следующее определение: “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “. [Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990. с – 94.]
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.
Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший
проблему самосознания как
В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. [Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издат. «Академия», 2001. - 112с.]
1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания.
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.
Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. [Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. – М., 1977. (Сознание и его развитие: 377 – 403.)]
Перейдем к вопросу о том, чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.
Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).
Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.
Итак, вся телесная основа
и механизмы сознания созданы
и изменяются природой как
в условиях животного, так и
человеческого существования. Хотя
физиологическая основа
Сознание присуще только
человеку и возникло в
Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминаций, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.
Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной. [Альбуханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности. Активность и развитие личности. - М., 1989.]