Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:01, контрольная работа
Исходя из вышеизложенного, целью данной контрольной работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения и уровни его развития;
- изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я;
- изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.
Введение…………………………………………………………………2-4
1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания…………………………………………………...4
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека…4-6
1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания……………6-10
1.3 Уровни развития самосознания…………………………………11-12
2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»……………...12
2.1 Самосознание и образ «Я»………………………………………12-14
2.2 Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми……………………………………15-17
3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение……………………………………………………………………18
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания………………………………………………18-19
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки……………………………………………………………………19-21
3.3 Самооценка и самоуважение……………………………………...21-23
Заключение……………………………………………………………..24-26
Список использованной литературы…………………………………27
Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: 2 т. – Т. I. – М., 1983 (Возникновение и развитие сознания человека: 222 – 279.)]
Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлективно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.
Не следует, однако, думать, что
образ самого себя, который творит
человек в разных формах
Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.
3.2 Самооценка как одно
из центральных образований
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности. [Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)]
Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,
В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.
Что же представляет собой
самооценка? Самооценка - это нравственная
оценка своих собственных
Благодаря способности к
самооценке человек обретает
возможность в значительной
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.
Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.
Низкая самооценка имеет
много форм pi проявлений. Это жалобы
и обвинения, поиск виновного, потребность
во внимании и одобрении, что
как бы компенсирует в глазах
такого человека чувство
Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,
Свою жизнь можно
3.3 Самооценка и самоуважение.
Первая составляющая самоуважения — это чисто эмоциональный элемент, то, как и что вы чувствуете о самом себе, отдельно и вне зависимости от кого-либо или чего-либо еще. Вторая составляющая вашего самоуважения определяется ощущаемым вами уровнем компетентности в том, что вы делаете. Это то, как вы представляете себе, насколько хорошо вы справляетесь с важными областями своей жизни. Это называется самоуважением, основывающимся на свершениях, и это является существенным элементом вашей личности.
Когда вы чувствуете, что
сильны в своей области, что
хорошо с этим справляетесь, вы
наслаждаетесь высоким
В силу того что ваши
личные взаимоотношения
Ощущение дефектности или
некомпетентности в своих
Существует прямая взаимосвязь между качеством ваших взаимоотношений и вашим уровнем самоуважения и самоодобрения. Вы можете нравиться себе самому только в такой степени, в какой вы полностью одобряете сами себя, а то, насколько вы нравитесь себе, в большой степени определяется тем, насколько вы — как чувствуете — одобряетесь другими людьми.
Большинство из нас растет при условном одобрении, а часто и при неприятии и осуждении со стороны наших родителей. Став взрослыми, мы ищем безусловной любви и одобрения со стороны других и главным образом со стороны одного особенного человека, чтобы компенсировать то, чего, как мы чувствуем, были лишены в детстве. От этого зависит наше ментальное здоровье.
Самоодобрение. Вы никогда не можете искренне испытывать симпатию к самому себе до тех пор, пока не одобрили себя полностью, пока не согласились со своими и сильными чертами, и слабостями. А ключ к одобрению самого себя — в том, чтобы быть, безусловно одобренным, по крайней мере, еще одним человеком, которого вы уважаете и которым восхищаетесь и даже, более того, — которого любите. Только тогда, когда кто-то другой принимает вас “без прикрас и полностью”, вы можете расслабиться и принять самого себя как значительную и стоящую личность.
Самосознание. Для того чтобы испытывать самоодобрение, вы сначала должны развить самосознание. Вам нужно понять, почему вы думаете, чувствуете и действуете именно так, как это есть. Вам необходимо осознать влияние формирующего опыта вашей жизни. Вам необходимо понять, как и почему вы стали такой личностью, которой являетесь сегодня. Только когда вы достигнете высокого уровня самосознания, вы сможете двигаться к более высокому уровню самоодобрения. Прежде чем сможете одобрить самих себя, вы должны лучше осознать, кто вы есть на самом деле. И только обладая высоким уровнем самоодобрения, вы можете наслаждаться самоуважением — ключом к тому, чтобы быть счастливой, здоровой личностью.
Самораскрытие. Самосознание, в свою очередь, основывается на самораскрытии. Вы можете правильно понимать самих себя только в такой степени, в какой способны раскрыться или поделиться о себе с еще, по крайней мере, одним человеком. Соответствующее самораскрытие означает, что вы можете рассказать кому-то еще, кому вы полностью доверяете, то, что вы думаете и чувствуете, не опасаясь неодобрения или неприятия.
Психотерапия основывается
на самораскрытии. Психотерапевты
добиваются успеха в такой
степени, в какой они могут
заставить пациента раскрыться
и точно рассказать им, что
послужило причиной того, что
они несчастливы или
Честное самораскрытие иногда
бывает жутким. Оно требует, чтобы
вы предприняли усилие, которое
делает вас уязвимыми. Но это
— базисное требование для
ментального здоровья. Когда вы
открыто и честно раскрываете
свои мысли и чувства другому
человеку, вы лучше понимаете
сами себя. Вы яснее осознаете,
кто вы есть на самом деле,
видите себя и свою жизнь
в лучшей перспективе. Коль скоро
вы становитесь более