Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Исходя из вышеизложенного, целью данной контрольной работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения и уровни его развития;
- изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я;
- изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2-4
1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания…………………………………………………...4
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека…4-6
1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания……………6-10
1.3 Уровни развития самосознания…………………………………11-12
2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»……………...12
2.1 Самосознание и образ «Я»………………………………………12-14
2.2 Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми……………………………………15-17
3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение……………………………………………………………………18
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания………………………………………………18-19
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки……………………………………………………………………19-21
3.3 Самооценка и самоуважение……………………………………...21-23
Заключение……………………………………………………………..24-26
Список использованной литературы…………………………………27

Файлы: 1 файл

Контр. по педагогике.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: 2 т. – Т. I. – М., 1983 (Возникновение и развитие сознания человека: 222 – 279.)]

Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлективно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.

 Не следует, однако, думать, что  образ самого себя, который творит  человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету  – реальному человеку и его  сознанию. Между ними может существовать  разрыв, возможность которого особенно  велика как раз на стадии  развернутого явного самосознания  в виде рефлексии. Однако этот  разрыв может быть и в элементарных  формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.

Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.

 

3.2 Самооценка как одно  из центральных образований личности  – виды самооценки.

Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности. [Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)]

Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

 Что же представляет собой  самооценка? Самооценка - это нравственная  оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому по самооценке человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб.

 Благодаря способности к  самооценке человек обретает  возможность в значительной мере  самостоятельно направлять и  контролировать свои действия  и даже воспитывать себя. Известный автор книг по психологии Т.А. Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле, определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

 Низкая самооценка имеет  много форм pi проявлений. Это жалобы  и обвинения, поиск виновного, потребность  во внимании и одобрении, что  как бы компенсирует в глазах  такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки  одного или обоих партнеров).

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,

 Свою жизнь можно усовершенствовать  только тогда, когда мы сами, а  не случай программируем свое  подсознание и мышление. Итак, формирование  позитивной самооценки - главная  жизненная установка для каждого  из нас.

 

3.3 Самооценка и самоуважение.

Первая составляющая самоуважения — это чисто эмоциональный элемент, то, как и что вы чувствуете о самом себе, отдельно и вне зависимости от кого-либо или чего-либо еще. Вторая составляющая вашего самоуважения определяется ощущаемым вами уровнем компетентности в том, что вы делаете. Это то, как вы представляете себе, насколько хорошо вы справляетесь с важными областями своей жизни. Это называется самоуважением, основывающимся на свершениях, и это является существенным элементом вашей личности.

 Когда вы чувствуете, что  сильны в своей области, что  хорошо с этим справляетесь, вы  наслаждаетесь высоким самоуважением. Это чувство укрепляет остальные  составляющие самоуважения, ваше  ощущение собственной значимости. Если вы хорошо делаете дело, вы чувствуете себя хорошо; если  вы чувствуете себя хорошо, вы  хорошо делаете дело. Одно зависит  от другого.

 В силу того что ваши  личные взаимоотношения являются  основополагающими в вашей жизни  для того, чтобы вы могли наслаждаться  непреходящим чувством самоуважения, вы должны в своем сердце  знать, что способны вступить  и поддерживать позитивные, здоровые  и конструктивные, насыщенные любовью  взаимоотношения с другим человеком.

 Ощущение дефектности или  некомпетентности в своих взаимоотношениях  с другими подрывает ваше самоуважение  и самоуверенность. Ваш успех  во взаимоотношениях с важным  для вас человеком укрепляет  ваше самоуважение. Успешность общения  с другими заставляет вас чувствовать  себя более компетентным и  завершенным и высвобождает вас  для преуспевания в других  областях вашей жизни.

Существует прямая взаимосвязь между качеством ваших взаимоотношений и вашим уровнем самоуважения и самоодобрения. Вы можете нравиться себе самому только в такой степени, в какой вы полностью одобряете сами себя, а то, насколько вы нравитесь себе, в большой степени определяется тем, насколько вы — как чувствуете — одобряетесь другими людьми.

 Большинство из нас растет  при условном одобрении, а часто  и при неприятии и осуждении  со стороны наших родителей. Став  взрослыми, мы ищем безусловной любви и одобрения со стороны других и главным образом со стороны одного особенного человека, чтобы компенсировать то, чего, как мы чувствуем, были лишены в детстве. От этого зависит наше ментальное здоровье.

Самоодобрение. Вы никогда не можете искренне испытывать симпатию к самому себе до тех пор, пока не одобрили себя полностью, пока не согласились со своими и сильными чертами, и слабостями. А ключ к одобрению самого себя — в том, чтобы быть, безусловно одобренным, по крайней мере, еще одним человеком, которого вы уважаете и которым восхищаетесь и даже, более того, — которого любите. Только тогда, когда кто-то другой принимает вас “без прикрас и полностью”, вы можете расслабиться и принять самого себя как значительную и стоящую личность.

Самосознание. Для того чтобы испытывать самоодобрение, вы сначала должны развить самосознание. Вам нужно понять, почему вы думаете, чувствуете и действуете именно так, как это есть. Вам необходимо осознать влияние формирующего опыта вашей жизни. Вам необходимо понять, как и почему вы стали такой личностью, которой являетесь сегодня. Только когда вы достигнете высокого уровня самосознания, вы сможете двигаться к более высокому уровню самоодобрения. Прежде чем сможете одобрить самих себя, вы должны лучше осознать, кто вы есть на самом деле. И только обладая высоким уровнем самоодобрения, вы можете наслаждаться самоуважением — ключом к тому, чтобы быть счастливой, здоровой личностью.

Самораскрытие. Самосознание, в свою очередь, основывается на самораскрытии. Вы можете правильно понимать самих себя только в такой степени, в какой способны раскрыться или поделиться о себе с еще, по крайней мере, одним человеком. Соответствующее самораскрытие означает, что вы можете рассказать кому-то еще, кому вы полностью доверяете, то, что вы думаете и чувствуете, не опасаясь неодобрения или неприятия.

 Психотерапия основывается  на самораскрытии. Психотерапевты  добиваются успеха в такой  степени, в какой они могут  заставить пациента раскрыться  и точно рассказать им, что  послужило причиной того, что  они несчастливы или неудачливы. Один психолог недавно сказал: “Если бы каждый действительно  научился слушать других людей, 75 процентов психотерапевтов в  Соединенных Штатах, начиная со  следующей среды, оказались бы  без работы”. Для того чтобы  честно раскрыть себя другому  человеку, вы должны доверять  этому другому. Вам нужно знать, что другой человек заботится  о вас и что он не будет  осуждать вас или порицать  за что-то, что вы сказали или  сделали в прошлом. Великая эмоциональная  проблема XX века — это вина. Чувство  вины возникает от ощущения  никчемности, появляющегося в результате  деструктивной критики и ошибок, которые, как вы чувствуете, сделали  в прошлом. Большинство из нас  сделали или сказали вещи, о  которых сожалеют. Мы причиняли  боль другим людям, и мы сожалеем  об этом. Мы можем начать освобождать  себя от этих негативных ощущений  тем, что расскажем кому-нибудь  другому о том, что мы делали  или говорили. Эта форма катарсиса, или очищения, освобождает нас  и позволяет нам ладить с самим собой весь остаток нашей жизни. Раскаяние не только полезно, но и существенно для души, для продолжительного счастья.

 Честное самораскрытие иногда  бывает жутким. Оно требует, чтобы  вы предприняли усилие, которое  делает вас уязвимыми. Но это  — базисное требование для  ментального здоровья. Когда вы  открыто и честно раскрываете  свои мысли и чувства другому  человеку, вы лучше понимаете  сами себя. Вы яснее осознаете, кто вы есть на самом деле, видите себя и свою жизнь  в лучшей перспективе. Коль скоро  вы становитесь более самосознательным, вы становитесь и более самоодобряющим. Когда вы безусловно одобряете  сами себя, вы наслаждаетесь более  высоким уровнем самооценки и  самоуважения. Вы лучше чувствуете  себя во всем, что вы делаете. Вы освобождаете себя от негативных  ощущений, которые могут сдерживать  вас и держать в подчинении. Благодаря caмopaскрытию вы можете  снимать тяжесть с сердца и  жить в ладу с самим собой.

Информация о работе Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания?