Подготовка детей с нарушением интеллекта к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:34, реферат

Описание работы

Наряду с воспитанием положительного отношения к учению в процессе игровой и практической деятельности решается задача общего и общеречевого развития, умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Программой специального воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников определены и специфические коррекционные задачи по развитию таких психофизических функций, как фонематическое восприятие и речевой слух, произносительная сторона речи, зрительное восприятие и пространственная ориентировка, координация движений, моторика мелких мышц руки. Решаются эти задачи также в процессе игровой и практической деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…...3
1.Формирование готовности к школе детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………..…4
2.Общеречевое развитие умственно отсталых старших дошкольников..7
3. Проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей…………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………….17
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

 

Нижегородский государственный  педагогический университет

имени Козьмы Минина

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

«Подготовка детей с нарушением интеллекта к школе»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы О-11

Барышкова Татьяна Сергеевна

Проверила: к.п.н. доцент

Кисова В.В.

 

Нижний Новгород – 2013 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………..…...3

1.Формирование готовности к школе детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………..…4

2.Общеречевое развитие умственно отсталых старших дошкольников..7

3. Проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей…………………………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………….17

Литература………………………………………………………………..…18

Приложения………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Под общей готовностью детей к школьному обучению понимается, прежде всего, достаточный уровень их общего развития, а также умение управлять своим поведением и воспитанность мотивов, побуждающих их к учению.

У большинства умственно  отсталых дошкольников произвольное управление целенаправленной деятельностью оказывается  несформированным в той степени, которая необходима для процесса обучения. Они затрудняются управлять  своим поведением, выполнять действия по указанию учителя, участвовать в  деятельности, хотя и значимой, но лежащей  вне пределов их интересов. У них  не воспитаны те мотивы, которые  побуждают ребенка к учению и  являются предпосылками успешного  овладения знаниями. К таковым  относятся социальные мотивы. В дошкольном возрасте это, прежде всего, отношение  к предстоящему учению как важному  и ответственному делу.[1]

Наряду с воспитанием  положительного отношения к учению в процессе игровой и практической деятельности решается задача общего и общеречевого развития, умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Программой специального воспитания и обучения умственно  отсталых дошкольников определены и  специфические коррекционные задачи по развитию таких психофизических  функций, как фонематическое восприятие и речевой слух, произносительная сторона речи, зрительное восприятие и пространственная ориентировка, координация  движений, моторика мелких мышц руки. Решаются эти задачи также в процессе игровой  и практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  готовности к школе детей с  нарушением интеллекта

   Под психологической готовностью к школьному обучению следует понимать не как психологическую подготовку к существующим традиционным формам обучения и жизни, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте.

В работах Л.И. Божович выделяются следующие параметры психического развития, наиболее важные для обучения в школе:

- познавательные и социальные мотивы учения,

- достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы,

- внутренняя позиция школьника, сплав познавательных потребностей и потребностей в общении (основной критерий готовности).

Д.Б. Эльконин считал, что главным критерием готовности к школе является сформированность предпосылок учебной деятельности:

- умение ориентироваться на систему правил в работе,

- умение слушать и выполнять инструкции взрослого,

- умение работать по образцу.

У А. Запорожца под готовностью  к школе предполагается:

- сформированная мотивация к учению,

- развитие познавательной и аналитико-синтетической деятельности,

- степень сформированности механизмов волевой регуляции.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что готовность к школе – это некоторое  состояние психологического развития личности, которое является многокомпонентным  образованием.

Итак, психологическая готовность к школе включает в себя следующие  компоненты:

1. Личностная готовность, т.е. готовность к принятию на себя новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Сюда входят определенный уровень развития мотивационной сферы, развитые познавательные интересы, способность произвольно управлять своим поведением и познавательной деятельностью, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности, достаточно высокий уровень самооценки.

2. Интеллектуальная готовность, где акцент делается на уровень развития интеллектуальных процессов: умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, находить взаимосвязь явлений и событий, степень овладения наглядно-образным мышлением, достаточный уровень развития речи.

3. Социально-психологическая готовность, включающая в себя сформированность у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, окружающими взрослыми, строить с ними взаимоотношения.

Умственно отсталым дошкольникам существенна недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности.

Главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная, затруднённая обучаемость ребёнка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это  внутренние биологические (ядерные) признаки умственной отсталости. Из-за этого  ребёнок выпадает из детского коллектива, минует два крупных этапа психического развития (овладение предметными  действиями и ролевой игрой). Вторично у него происходит недоразвитие всех высших психических функций (мышления, памяти, характера и т.д.).

Нередко у них оказываются нарушенными внимание, восприятие, память. Внимание, особенно произвольное, отличается узким объемом.

При выраженной степени нарушения интеллекта восприятие недоразвитое, недостаточно четкое. Это относится к восприятию зрительных образов, когда обследуемые путают изображения похожих предметов, плохо различают цвета. При показе картинок им трудно уловить целостное содержание, и поэтому они перечисляют отдельные детали рисунка.

О некоторых особенностях личности умственно отсталых детей позволяют судить исследования уровня притязаний. Обычно у здоровых обследуемых на выбор последующего задания влияет успех или неудача в решении выполняемого в настоящее время. У детей с нарушениями интеллекта такая самооценка в процессе исследования не вырабатывается. Они совершенно бездумно берут попавшуюся под руку карточку и не проявляют какой-либо эмоциональной реакции на неудачу в выполнении задания. 

Чрезмерная опека и множество ограничений мешают развитию движений, приобретению опыта употребления предметов, ознакомлению с физическими свойствами (вещей); отсутствие у ребёнка сильной потребности в новых впечатлениях, с одной стороны, и необоснованно быстрая потеря родителями надежд на возможность развития у него самостоятельности – с другой, сводят контакт между ними к удовлетворению органических потребностей. Ребёнка оберегают, но не развивают.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеречевое развитие умственно отсталых старших дошкольников.

Общеречевое развитие детей является показателем их общего развития, которое у умственно отсталых к моменту поступления в школу сравнительно с нормой в значительной степени отстает. Прежде всего, функция языка как средство общения у них не сформирована в той мере, чтобы ребенок мог овладеть новыми знаниями, умениями и навыками, что составляет сущность самого процесса обучения.[9]

Понимают они в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в их речи нет  самых необходимых слов, для обозначения  обычных предметов и действий. Они не могут правильно строить  предложения, не владеют грамматическими  связями слов.

Нормально развивающийся  ребенок в дошкольном возрасте интенсивно накапливает сведения о тех предметах, которые он повседневно наблюдает  или с которыми имеет дело. Умственно  отсталый самостоятельно таких сведений получить не может, его наблюдения поверхностны, фрагментарны, он не делает обобщений. Тем более он не в состоянии  приобрести знания о предметах и  явлениях, находящихся вне круга  его личного опыта.

Для развития детей прежде всего необходимо постоянное общение  со взрослыми.

Для умственно отсталого  ребенка его общение со взрослыми имеет еще большую значимость, чем для нормально развивающегося сверстника. «Функция речи как средства общения ребенка со взрослыми, с которыми он непосредственно взаимодействует, лежит в основе последующего вербального и личностного развития человека» (О.П. Гаврилушкина, 1989).

Нормально развивающийся  ребенок видит окружающие его  предметы и явления, сравнивает их, обобщает, а взрослые только помогают ему понять эти явления, объясняя их в доступной ему форме. Умственно  отсталый ребенок сам, без помощи взрослого, не способен даже правильно  и отчетливо воспринимать наблюдаемые  предметы и явления.

Неполноценность восприятия умственно отсталых детей в значительной мере определяется тем, что в его  основе лежат случайные признаки и связи.

Программа специального дошкольного  воспитания умственно отсталых детей  нацеливает на важность их общего развития, особенно в предшкольный период. Этому способствует выделение таких занятий, как «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим». Проводит эти занятия учитель-дефектолог два раза в неделю, фронтально.

Программой определены темы для изучения в каждой возрастной группе. В качестве основных тем, подготавливающих детей к обучению в школе рекомендуются  следующие: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. В школе дети, прежде всего, будут оперировать словами, обозначающие данные предметы.

В предшкольный период ставится специальная задача – дать умственно отсталым детям определенные знания. Выделение данной задачи указывает на наличие на этих занятиях элементов учебной деятельности, хотя следует помнить, что решающего значения они не имеют. Так как решающая роль в развитии дошкольника остается за игровой деятельностью, то все занятия следует проводить в игровой форме. Элементы учебной деятельности на специальных занятиях являются первым шагом, подготавливающим ребенка к школе.

Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающих его продуктивность, является сравнение  изучаемых объектов. Сравнивая, дети устанавливают признаки, их различия и сходство, осуществляя таким образом необходимую аналитическую деятельность, являющуюся основной познания.

На занятиях по развитию речи обогащаются знания и представления  детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся выделять существенные и несущественные из признаки, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова.[9]

Следовательно, одна из основных задач этих занятий - овладение детьми лексическим запасом родного  языка, понимание общепринятого  значения слов, правильное употребление их в речи.

Занятия по развитию речи в  предшкольный период можно рекомендовать проводить поэтапно, чтобы от изучения конкретных предметов в бытовой обстановке, реальных жизненных ситуаций переключаться к их изображениям.

 

Тема: «Игрушки»

1 этап.

Задачи:

  1. Обогащение словаря новыми словами
  2. Уточнение значения знакомых слов
  3. Использование в речи слов конкретного и обобщающего значения.

На данном этапе дети повторяют  названия уже знакомых им игрушек, изучают  названия новых, если такие имеются. Работа должна проводиться на основе игры, побуждение к самостоятельному высказыванию детей. Например:

- Танечка, принеси куклу.

-Какую игрушку ты принесла?

Если ребенок отвечает одним словом, следует дать пример полного высказывания.

 

2 этап.

Задачи:

  1. Узнавание знакомых игрушек, изображенных на рисунках.
  2. Уточнение значения знакомых слов.
  3. Развитие мышления.
  4. Активизация речи детей.

Дети называют знакомые им игрушки, узнают изображения на рисунках.

Примеры игры:

  1. Узнать, что нарисовано на картинке, назвать предмет, положить картинку рядом с соответствующей игрушкой.
  2. У детей игрушки. Надо узнать, какая игрушка нарисована на картинке. Поднять соответствующую игрушку тому, у кого она имеется, правильно назвать ее.

 

3 этап.

Задачи:

  1. Активизация речи ребенка.
  2. Построение простого предложения.
  3. Связное высказывание по сюжетной картинке.

Информация о работе Подготовка детей с нарушением интеллекта к школе