Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:34, реферат
Наряду с воспитанием положительного отношения к учению в процессе игровой и практической деятельности решается задача общего и общеречевого развития, умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Программой специального воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников определены и специфические коррекционные задачи по развитию таких психофизических функций, как фонематическое восприятие и речевой слух, произносительная сторона речи, зрительное восприятие и пространственная ориентировка, координация движений, моторика мелких мышц руки. Решаются эти задачи также в процессе игровой и практической деятельности.
Введение………………………………………………………………..…...3
1.Формирование готовности к школе детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………..…4
2.Общеречевое развитие умственно отсталых старших дошкольников..7
3. Проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей…………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………….17
Литература……………………………………
Постановка и осознание цели, анализ условий и средств ее достижения, выбор способов действия и планирование последовательности выполнения, а также оценка результата - необходимые условия всякой деятельности человека.
Поэтому они называются общими интеллектуальными умениями. Без овладения общими интеллектуальными умениями школьное обучение оказывается невозможным.
Особое значение для коррекции психического развития детей с нарушениями интеллекта и подготовки их к школе имеет развитие эмоциональной сферы. Педагоги и воспитатели должны всегда помнить, что в специальном дошкольном учреждении должен быть в первую очередь установлен здоровый эмоциональный климат - спокойный, доброжелательный, радостный. Надо опираться на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, проявлять любовь и ласку, окружать их настоящим вниманием.
Литература
1.)Воронкова В.В. «Подготовка
к обучению грамоте умственно
отсталых старших дошкольников»
2.)Гаврилушкина О.П. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе обучения конструированию. / Сб. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. - М., 1990. - С.86-108.
3.)Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сборник трудов. – М.: Эксмо-Пресс, 2006.
4.)Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2001
5.)Катаева А.Р., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988.
6.)Кинаш Е.А. «Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письму в условиях специализированного дошкольного учреждения» Дефектология 2003 год, №3
7.)Кинаш «Пути формирования у дошкольников с нарушением интеллекта базовых графических навыков» Дефектология 2004, №4
8.)Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М: Педагогика, 1991.
9.)Михеева Е.А. «Формирование мотивационной готовности к школе у умственно отсталых детей страшего дошкольного возраста» Дефектология 1994 год, №5.
10.)Морозова Н.Г. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях. / Сб.
Приложение 1
Конспект занятия по развитию речи в группе 4-го года обучения.
Тема: Формирование диалогической речи. Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша идет в школу».
Цель: учить детей свободно вступать в речевое общение друг с другом, обращаться к товарищу с вопросом, используя обращение, отвечать на поставленный вопрос, используя обращение, отвечать на поставленный вопрос полным распространенным предложением. Продолжать учить внимательно слушать и правильно воспринимать рассказываемый текст, упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных, закрепить знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе, воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Активизация словаря: школа, школьник, портфель, пенал, тетрадь, папка, счетные палочки, букварь, урок, учительница, учиться.
Материал к занятию: кукла в школьной форме, портфели и школьные принадлежности по количеству детей, иллюстрация-модель к рассказу «Маша идет в школу».
Ход занятия:
Организационный момент
Дети, сейчас мы с вами будем заниматься играть. А игра у нас такая:
Мы подробно отвечаем,
Никуда мы не спешим
И красиво говорим.
(раздается стук в дверь)
-Дети, кто-то еще хочет с нами заниматься. «Входим» кукла в школьной форме.
-Дети, как вы думаете, куда собралась кукла?
-Кукла собралась в школу
Игровое упражнение «Что достал из портфеля»
Дети по очереди подходят к портфелю и достают из него один за другим школьные предметы.
Образец речи педагога: Я достала из портфеля альбом. (Дети достают пенал, папку, букварь, счетные палочки, линейку, цветные карандаши).
Педагог сопровождает действия чтением коротких стихов об этих предметах.
-Дети, как одним словом назвать все эти предметы?
-Школьные предметы.
Кукла уходит «собирать» свой портфель.
Физкультурная пауза.
Словесное упражнение «Спрашивай – отвечаю»
-Дети, сейчас вы будете учиться вежливо спрашивать друг друга о разных школьных предметах.
-Люда, спроси, пожалуйста, Лешу, что он положит в папку?
-Леша, скажи пожалуйста, что ты положишь в папку?
-Я положу в папку тетради.
Физкультминутка под музыку Шаинского «Учат в школе»
Приложение 2
Целесообразно использование игр на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, развивающих процессы мышления. Эти игры можно изготовить из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком.
1. “Построй домик”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
2. “Собери цветочек”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
3. “Солнышко”.
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
4. “Собери яблочки”.
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.
5. “Украсим елочку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.
Ход занятия: педагог предлагает
ребенку украсить елочку шарами, на
которых нарисована картинка с заданным
звуком, прикрепляя шары с помощью
петельки к елочке. Когда задание
выполнено, логопед просит ребенка
составить предложения про
6. “Напои куклу чаем”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: педагог знакомит
ребенка с куклой Женей и рассказывает,
что Женя очень капризная –
она любит пить чай только из таких
чашек, на которых нарисованы картинки
с её любимым звуком “Ж”. Среди
множества чашек учитель-
7. “Кукла наряжается”.
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.
8. “Украсим комнату флажками”.
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: педагог сообщает
ребенку, что скоро праздник. В
честь праздника логопед
9. “Собери бусы”.
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.
Поскольку основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, в игры целесообразно вносить элемент развития познавательной сферы. За основу приняты известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
10. “Сложи пирамидку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
11. “Веселые матрешки”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.
12. “Сложи снежинку”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: педагог предлагает
ребенку внимательно
13. “Подбери фигуры”.
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: на куске цветного
картона любой формы (круг, квадрат,
овал) вырезаются фигуры самой разнообразной
формы и величины. Это могут
быть одни треугольники разной величины
или разнообразные
Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.
Информация о работе Подготовка детей с нарушением интеллекта к школе