Подготовка детей с нарушением интеллекта к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:34, реферат

Описание работы

Наряду с воспитанием положительного отношения к учению в процессе игровой и практической деятельности решается задача общего и общеречевого развития, умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Программой специального воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников определены и специфические коррекционные задачи по развитию таких психофизических функций, как фонематическое восприятие и речевой слух, произносительная сторона речи, зрительное восприятие и пространственная ориентировка, координация движений, моторика мелких мышц руки. Решаются эти задачи также в процессе игровой и практической деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…...3
1.Формирование готовности к школе детей с нарушением интеллекта………………………………………………………………..…4
2.Общеречевое развитие умственно отсталых старших дошкольников..7
3. Проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей…………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………….17
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

Постановка и осознание  цели, анализ условий и средств  ее достижения, выбор способов действия и планирование последовательности выполнения, а также оценка результата - необходимые условия всякой деятельности человека.

Поэтому они называются общими интеллектуальными умениями. Без  овладения общими интеллектуальными  умениями школьное обучение оказывается  невозможным.

Особое значение для коррекции  психического развития детей с нарушениями  интеллекта и подготовки их к школе  имеет развитие эмоциональной сферы. Педагоги и воспитатели должны всегда помнить, что в специальном дошкольном учреждении должен быть в первую очередь  установлен здоровый эмоциональный  климат - спокойный, доброжелательный, радостный. Надо опираться на личностно-ориентированный  подход к каждому ребенку, проявлять любовь и ласку, окружать их настоящим вниманием.

Литература

1.)Воронкова В.В. «Подготовка  к обучению грамоте умственно  отсталых старших дошкольников»  Дефектология 1997 год, №5

2.)Гаврилушкина О.П. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта в процессе обучения конструированию. / Сб. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта. - М., 1990. - С.86-108.

3.)Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сборник трудов. – М.: Эксмо-Пресс, 2006.

4.)Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2001

5.)Катаева А.Р., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988.

6.)Кинаш Е.А. «Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письму в условиях специализированного дошкольного учреждения» Дефектология 2003 год, №3

7.)Кинаш «Пути формирования у дошкольников с нарушением интеллекта базовых графических навыков» Дефектология 2004, №4

8.)Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М: Педагогика, 1991.

9.)Михеева Е.А. «Формирование мотивационной готовности к школе у умственно отсталых детей страшего дошкольного возраста» Дефектология 1994 год, №5.

10.)Морозова Н.Г. Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей в дошкольных учреждениях. / Сб.

 

 

 

Приложение 1

Конспект занятия  по развитию речи в группе 4-го года обучения.

Тема: Формирование диалогической речи. Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша идет в школу».

Цель: учить детей свободно вступать в речевое общение друг с другом, обращаться к товарищу с вопросом, используя обращение, отвечать на поставленный вопрос, используя обращение, отвечать на поставленный вопрос полным распространенным предложением. Продолжать учить внимательно слушать и правильно воспринимать рассказываемый текст, упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных, закрепить знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе, воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Активизация словаря: школа, школьник, портфель, пенал, тетрадь, папка, счетные палочки, букварь, урок, учительница, учиться.

Материал  к занятию: кукла в школьной форме, портфели и школьные принадлежности по количеству детей, иллюстрация-модель к рассказу «Маша идет в школу».

Ход занятия:

Организационный момент

Дети, сейчас мы с вами будем  заниматься играть. А игра у нас  такая:

Мы подробно отвечаем,

Никуда мы не спешим

И красиво говорим.

(раздается стук в дверь)

-Дети, кто-то еще хочет  с нами заниматься. «Входим» кукла  в школьной форме.

-Дети, как вы думаете,  куда собралась кукла?

-Кукла собралась в  школу

 

Игровое упражнение «Что достал из портфеля»

Дети по очереди подходят к портфелю и достают из него один за другим школьные предметы.

Образец речи педагога: Я  достала из портфеля альбом. (Дети достают пенал, папку, букварь, счетные палочки, линейку, цветные карандаши).

Педагог сопровождает действия чтением коротких стихов об этих предметах.

-Дети, как одним словом  назвать все эти предметы?

-Школьные предметы.

Кукла уходит «собирать» свой портфель.

Физкультурная пауза.

 

Словесное упражнение «Спрашивай – отвечаю»

-Дети, сейчас вы будете  учиться вежливо спрашивать друг друга о разных школьных предметах.

-Люда, спроси, пожалуйста, Лешу, что он положит в папку?

-Леша, скажи пожалуйста, что ты положишь в папку?

-Я положу в папку  тетради.

Физкультминутка под музыку Шаинского «Учат в школе»

Приложение 2

 

Целесообразно использование  игр на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, развивающих процессы мышления. Эти игры можно изготовить из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается  картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым  другим звуком.

1. “Построй домик”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать  фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик  для какого-нибудь героя (на звук, который  автоматизировался), например: “Л” - построить  домик для куклы Ларисы, выбирая  только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать  фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой  сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку  закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой  стороной вниз. Открыв глаза, ребенок  должен вспомнить и назвать, какие  картинки были на перевернутых лепестках.

3. “Солнышко”.

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать  фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых  слышится заданный звук. Когда задание  выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука  в понравившихся картинках.

4. “Собери яблочки”.

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины  с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с  неё упали яблоки. Необходимо собрать  яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

5. “Украсим елочку”.

Цель игры: автоматизация  поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки  крепятся маленькие пуговички, небольшие  круги с петелькой из тесьмы –  “елочные шары”, на которые приклеены  предметные картинки.

Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью  петельки к елочке. Когда задание  выполнено, логопед просит ребенка  составить предложения про самые  красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”.

Цель игры: автоматизация  поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная –  она любит пить чай только из таких  чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди  множества чашек учитель-логопед  просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”.

Цель игры: автоматизация  поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям  нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”.

Цель игры: автоматизация  поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В  честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание  выполнено, педагог просит ребенка  отвернуться и по памяти назвать  картинки на флажках.

9. “Собери бусы”.

Эту игру лучше всего проводить  с двумя детьми - один ребенок  собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Цель игры: автоматизация  поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие  разноцветные круги, по краям которых  с помощью дырокола проделаны  два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Поскольку основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, в игры целесообразно вносить элемент  развития познавательной сферы. За основу приняты известные развивающие  игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. “Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация  поставленного звука, развитие фонематического  восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку  по всем правилам, отбирая кольца в  порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Веселые матрешки”.

Цель игры: автоматизация  поставленного звука, развитие фонематического  восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. “Сложи снежинку”.

Цель игры: автоматизация  поставленного звука, развитие фонематического  восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный образец  снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть  образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить  точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. “Подбери фигуры”.

Цель игры: автоматизация  поставленного звука, развитие фонематического  восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной  формы и величины. Это могут  быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку”.

Информация о работе Подготовка детей с нарушением интеллекта к школе