Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Структура лекции………………………………………………………….5
2. Этапы подготовки лекции…………………………………………………8
3. Методические основы проведения лекции………………………………10
4. Нетрадиционные методики чтения лекции………………………………15
5. Заключение…………………………………………………………………17
6. Список использованной литературы……………………………………...19

Файлы: 1 файл

реферат .docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ П.А.СТОЛЫПИНА –

 ФИЛИАЛ РАНХиГС

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по программе подготовки магистров_по: «Региональная экономика»

 

 

 

Тема: Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы. Нетрадиционные методики чтения лекции

 

 

 

Выполнила:


 

 

 

Саратов 2011

 

Содержание 

 
Введение………………………………………………………………………3

1. Структура лекции………………………………………………………….5 
2. Этапы подготовки лекции…………………………………………………8 
3. Методические основы проведения лекции………………………………10 
4. Нетрадиционные методики чтения лекции………………………………15 
5. Заключение…………………………………………………………………17 
6. Список использованной литературы……………………………………...19

 

 

 

3

Введение

Предметом данного реферата является тема «Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы. Нетрадиционные методики чтения лекции». Актуальность ее обусловлена следующими моментами.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и  социального опыта выделился  из других видов жизнедеятельности  общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникло вместе с появлением общества и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.[2, стр. 20]

В настоящее время учебный  процесс требует постоянного  совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного  богатства личности. Поэтому современная  ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения  стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного  учреждения являются его компетентность и мобильность.

Вузовская лекция является ведущим компонентом системы  образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли  научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды  и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места  и назначения в науке. Таким образом, к вузовской лекции на современном  этапе образования предъявляются  разнообразные требования. Вузовская  лекция – ключевой компонент дидактического цикла обучения. Ее цель – организация 

4

ориентировочной базы для  последующего изучения студентами учебного материала.

 Многие отечественные  знаменитые ученые были замечательными  лекторами. Тимирязев говорил  по этому поводу, что «лектор  должен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством». По Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей. Именно такими достоинствами славились лекции Д.И.Менделеева.

Целью исследования данного реферата является рассмотреть основные требования и методические приемы при подготовке к лекции, влияние нетрадиционных методик чтения лекции на процесс подготовки специалистов в вузе.

В задачу написания реферата вошло освещение таких вопросов, как:

  1. Структура лекции
  2. Этапы подготовки лекции
  3. Методические основы проведения лекции
  4. Нетрадиционные методики чтения лекции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Структура лекции

 

Лекция, являясь одной  из ведущих форм организации обучения в высшей школе, представляет собой  форму устного изложения учебного материала. Преподаватель на протяжении всего учебного занятии сообщает информацию, акцентирует внимание слушателей, увлекает их излагаемой темой, активно  воздействует на их эмоции, вызывает интерес  к предмету и стремление пополнять  знания. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически  выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. Она не может быть заменена зачитыванием готового текста, магнитофоном, телепередачей, поскольку главным фактором, воздействующим на слушателей является живое общение преподавателя со слушателями.

Структура лекции в основном складывается из трех элементов: вступления, основной части и заключения. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется  литература к лекции, показывается связь с предыдущим учебным материалом, обозначается теоретическая и практическая значимость темы. Цели основной части  лекции направлены на раскрытие содержания темы, изложение и конкретизацию  ключевых идей и положений, на анализ явлений, связей, отношений. В заключительной части лекции подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы и даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Традиционно в заключение студентам предоставляется возможность задать вопросы, но временное пространство для вопросов может быть задано и в основной части лекции.

 Лекция – многогранное  явление. Преподавателю важно  учитывать композицию, содержание, подбор примеров и иллюстраций,  методическое оформление, расчет  времени, состав студентов, приемы  активации внимания,

6

связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания, литературу для самостоятельной работы.

 В зависимости от  дидактических целей и места  в учебном процессе различают  следующие типы лекций: вводная,  установочная, текущая, заключительная  и обзорная.

Вводная лекция открывает  лекционный курс по учебной дисциплине. На этой лекции преподавателю важно  показать теоретическое и прикладное значение изучаемой дисциплины, ее связь с другими учебными дисциплинами, роль в подготовке специалистов.

Установочная лекция (как  правило, используется в очно-заочном  и заочном обучении) сохраняет  все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. Она знакомит обучающихся со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого может представлять для студентов трудность. Кроме этого, в установочной лекции даются основные направления самостоятельной работы, а также особенности выполнения контрольных заданий.

Текущая лекция служит целям  систематического изложения содержания учебной дисциплины, ознакомления с  учебным материалом.

Заключительная лекция завершает  изучение учебного материала. На ней  ранее изученное содержание учебной  дисциплины обобщается на более высокой  теоретической основе, рассматриваются  перспективы развития той отрасли  науки, которую данная дисциплина представляет. Особое внимание уделяется специфике  самостоятельной работе обучаемых в период подготовки к контрольному мероприятию (экзамену или зачету).

Обзорная лекция содержит краткую, обобщенную информацию о нескольких близких по содержанию программных  вопросах. Как правило, этот тип лекций используют на завершающих этапах обучния.

 

7

В зависимости от способа  проведения можно выделить следующие  виды лекций.

Информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод  изложения) лекция применяется для  изложения содержания учебного материала. Этот вид лекции является самым традиционным видом в высшей школе. Для более эффективного изложения материала преподавателю важно использовать настенную доску, на которой записывается план лекции, оформляются основные пункты и заметки, а также технические средства обучения (диапроекторы и т.д.).

Проблемная лекция предполагает изложение учебного материала путем  активизации особого психического состояния у слушателей, выражающегося  в эмоциональном подъеме, стремлении найти ответ на поставленный вопрос. Основой проблемной лекции является создание проблемных ситуаций, использование  проблемных вопросов. При этом процесс  познания происходит в научном поиске, диалоге и сотрудничестве с преподавателем в процессе анализа и сопоставления  разных точек зрения.

По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

По научному уровню: академические и популярные.

В вузовском обучении лекция является основной формой учебных занятий, так как в условиях большего, чем  в школе демократизма вузовского обучения, когда студент приобретает  знания главным образом в творческом поиске, выбирая стиль и форму  самостоятельной работы с научной  литературой, лекция помогает ему выбрать  правильный путь в своей самостоятельной  учебе.

 

 

 

 

 

8

    1. Этапы подготовки лекции

 

Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, специфики структуры изучаемой отрасли знаний.

 После определения  структуры лекционного курса  можно притупить к подготовке  той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией  предполагает примерно следующие  этапы:

- отбор материала для  лекции;

- определение объема и  содержания лекции;

- выбор последовательности  и логики изложения;

- подбор иллюстративного  материала;

- выработка манеры чтения  лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала  необходимо ознакомиться с действующим  законодательством и подзаконными актами и проблемными статьями в  периодической литературе. Далее  лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой  учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие  аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и  требуют корректировки. Следует  обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды  и четко сформировать свою точку  зрения  на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

Определение объема и содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции. Это обусловлено ограниченностью  временных рамок, определяющих учебные  часы на каждую дисциплину. Лекция должна содержать столько информации, сколько  может быть усвоено аудиторий  в отведенное время. Лекцию нужно  разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим) материалом, то она будет малоэффективной  и не достигнет поставленной цели.

Выбор последовательности и  логики изложения материала –  следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные  разделы, после каждого из которых  желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей.

9

Индуктивный метод состоит  в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда  обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении  или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим  числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения  делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

Дедуктивный метод изложения  состоит в движении от общего к  частному. Дедукцией пользуются в  том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.

 Метод аналогии основан  на вынесении заключения об  изучаемом явлении по сходству  с другими известными явлениями.  Это сходство может быть установлено  по нескольким признакам, которые  должны быть существенными и  характеризовать явление с разных  сторон. Проводя аналогию, нужно  устанавливать и развитие рассматриваемых явлений, что способствует объективности анализа.

Заключительный этап работы над текстом лекции – ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции – исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст  лекции. Надо стремиться к ведению  активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно  повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела. Это нужно заранее  продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки  лекции цветными фломастерами.

Информация о работе Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы