Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 23:54, реферат
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность.
Введение………………………………………………………………………3
1. Структура лекции………………………………………………………….5
2. Этапы подготовки лекции…………………………………………………8
3. Методические основы проведения лекции………………………………10
4. Нетрадиционные методики чтения лекции………………………………15
5. Заключение…………………………………………………………………17
6. Список использованной литературы……………………………………...19
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ П.А.СТОЛЫПИНА –
ФИЛИАЛ РАНХиГС
РЕФЕРАТ
по программе подготовки магистров_по: «Региональная экономика»
Тема: Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы. Нетрадиционные методики чтения лекции
Выполнила: |
Саратов 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Структура лекции……………………………………
2. Этапы подготовки лекции…………………………………………………8
3. Методические основы проведения лекции………………………………10
4. Нетрадиционные методики чтения лекции………………………………15
5. Заключение……………………………………………………
6. Список использованной литературы……………………………………...19
3
Введение
Предметом данного реферата является тема «Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы. Нетрадиционные методики чтения лекции». Актуальность ее обусловлена следующими моментами.
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникло вместе с появлением общества и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.[2, стр. 20]
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность.
Вузовская лекция является
ведущим компонентом системы
образования. Лекции не только знакомят
студентов с основными научно-
4
ориентировочной базы для последующего изучения студентами учебного материала.
Многие отечественные
знаменитые ученые были
Целью исследования данного реферата является рассмотреть основные требования и методические приемы при подготовке к лекции, влияние нетрадиционных методик чтения лекции на процесс подготовки специалистов в вузе.
В задачу написания реферата
вошло освещение таких
5
Структура лекции
Лекция, являясь одной
из ведущих форм организации обучения
в высшей школе, представляет собой
форму устного изложения
Структура лекции в основном складывается из трех элементов: вступления, основной части и заключения. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предыдущим учебным материалом, обозначается теоретическая и практическая значимость темы. Цели основной части лекции направлены на раскрытие содержания темы, изложение и конкретизацию ключевых идей и положений, на анализ явлений, связей, отношений. В заключительной части лекции подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы и даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Традиционно в заключение студентам предоставляется возможность задать вопросы, но временное пространство для вопросов может быть задано и в основной части лекции.
Лекция – многогранное
явление. Преподавателю важно
учитывать композицию, содержание,
подбор примеров и иллюстраций,
6
связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания, литературу для самостоятельной работы.
В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная и обзорная.
Вводная лекция открывает лекционный курс по учебной дисциплине. На этой лекции преподавателю важно показать теоретическое и прикладное значение изучаемой дисциплины, ее связь с другими учебными дисциплинами, роль в подготовке специалистов.
Установочная лекция (как правило, используется в очно-заочном и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. Она знакомит обучающихся со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого может представлять для студентов трудность. Кроме этого, в установочной лекции даются основные направления самостоятельной работы, а также особенности выполнения контрольных заданий.
Текущая лекция служит целям систематического изложения содержания учебной дисциплины, ознакомления с учебным материалом.
Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное содержание учебной дисциплины обобщается на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития той отрасли науки, которую данная дисциплина представляет. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работе обучаемых в период подготовки к контрольному мероприятию (экзамену или зачету).
Обзорная лекция содержит краткую, обобщенную информацию о нескольких близких по содержанию программных вопросах. Как правило, этот тип лекций используют на завершающих этапах обучния.
7
В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций.
Информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения) лекция применяется для изложения содержания учебного материала. Этот вид лекции является самым традиционным видом в высшей школе. Для более эффективного изложения материала преподавателю важно использовать настенную доску, на которой записывается план лекции, оформляются основные пункты и заметки, а также технические средства обучения (диапроекторы и т.д.).
Проблемная лекция предполагает
изложение учебного материала путем
активизации особого
По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
По научному уровню: академические и популярные.
В вузовском обучении лекция является основной формой учебных занятий, так как в условиях большего, чем в школе демократизма вузовского обучения, когда студент приобретает знания главным образом в творческом поиске, выбирая стиль и форму самостоятельной работы с научной литературой, лекция помогает ему выбрать правильный путь в своей самостоятельной учебе.
8
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, специфики структуры изучаемой отрасли знаний.
После определения
структуры лекционного курса
можно притупить к подготовке
той или иной конкретной
- отбор материала для лекции;
- определение объема и содержания лекции;
- выбор последовательности и логики изложения;
- подбор иллюстративного материала;
- выработка манеры чтения лекции.
Отбор материала для лекции
определяется ее темой. Для отбора материала
необходимо ознакомиться с действующим
законодательством и
Определение объема и содержания
лекции – второй важный этап подготовки
лекции. Это обусловлено
Выбор последовательности и логики изложения материала – следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей.
9
Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.
Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.
Метод аналогии основан
на вынесении заключения об
изучаемом явлении по сходству
с другими известными
Заключительный этап работы над текстом лекции – ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.
Выработка индивидуальной манеры
чтения лекции – исключительно важный
и длительный период в подготовке
к лекционному занятию. Прежде всего,
не следует никогда читать текст
лекции. Надо стремиться к ведению
активного диалога с
Информация о работе Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы