Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 23:54, реферат
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность.
Введение………………………………………………………………………3
1. Структура лекции………………………………………………………….5
2. Этапы подготовки лекции…………………………………………………8
3. Методические основы проведения лекции………………………………10
4. Нетрадиционные методики чтения лекции………………………………15
5. Заключение…………………………………………………………………17
6. Список использованной литературы……………………………………...19
Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, рисунки, схемы необходимы не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции.
10
3. Методические основы проведения лекции
Известно, что студенты нередко хорошо проинформированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности.
Поэтому, входя в
аудиторию, лектор должен
Лектор, встав за кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает ее внимание. Важно помнить, что внимание - это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому, никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.
Если студент по какой-то
причине не расслышал или не понял
сущность разбираемого вопроса, то он
не должен переспрашивать соседа или
лектора. Это нарушает стройность изложения
материала и отвлекает внимание
соседа, выключая механизмы запоминания
информации. В таком случае в тетради
нужно оставить свободное место,
и после окончания лекции или
в перерыве восстановить упущенный
фрагмент. Вместе с тем, нередко в
непонимании повинен сам
Преподаватель должен своевременно сделать перерыв в лекции. После перерыва вновь возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено на первом часе лекции.
Особое внимание следует
уделить требованиям к
11
требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно разделить на четыре группы.
Первая внимательно слушает лектора, анализирует информацию и делает конспективные записи. Это самый лучший способ осмысливания и фиксации лекционного материала.
Вторая - почти дословно старается записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.
Третья - внимательно слушает, анализирует, но не делает никаких записей. Это, как правило, люди с хорошей памятью, на которую они и делают основную ставку.
Четвертая - ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину.
Формирование культуры ведения лекционных записей - важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т.е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению.
Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения - не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания.
Вводную часть лекции целесообразно начинать с формулировки ее темы и цели, чтобы избежать ее декларативности и неопределенности в изложении материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на 10-12% более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана.
Основная часть лекции.
Необходимо максимально использовать
первые 15-20 минут - период «глубокого»
внимания слушателей. Далее наступают
утомление и снижение внимания. Максимальное
падение работоспособности
12
Загрузка внимания студентов
на лекции зависит от способности
лектора сосредоточить и
важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации.
Обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств наглядности воспринимается с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения.
Для повышения познавательной активности студентов лектор может использовать ряд приемов:
- постановка перед студентами вопросов - риторических или требующих реального ответа;
- включение в лекцию элементов беседы;
- предложение сформулировать те или иные положения или определения;
- разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;
- использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.
Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом.
Тщательно надо продумать заключительную часть лекции, повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и
13
уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно.
Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.
Чтение лекции - это творческий процесс и не всегда может удовлетворять как преподавателя, так и студентов. Для того, чтобы совершенствоваться, преподавателю необходимо анализировать свои лекции. Схемы анализа могут быть разными.
Наиболее часто используются три подхода анализу лекции:
1) традиционный;
2) анализ с позиции гуманистического подхода;
3) интегративный подход.
Традиционный подход включает
следующие общие и
- высокая посещаемость
лекции студентами, их внешняя
активность на лекции (внимательное
слушание, ведение конспекта,
- своевременное начало
и окончание лекции, достаточное
количество материала для
- соответствие темы календарно-тематическому плану, рациональное использование времени на лекции, логика изложения материала;
14
Требования к проведению лекции с позиции гуманистического подхода чаще формулируются следующим образом:
- удовлетворенность студентов содержанием и формами лекции;
- наиболее интересные, запоминающиеся фрагменты лекции;
- какой учебный материал больше всего заинтересовал студентов;
- насколько содержание и формы обучения лекции повлияли на личностное и профессиональное развитие будущих специалистов;
- какие фрагменты лекции, методы, на взгляд преподавателя, были удачными;
- какие возможности
обучения студентов на лекции
упущены или не полностью
- наличие оригинальных
подходов к обучению и развитию
студентов, использование
15
4. Нетрадиционные методики чтения лекции
Отход от классической формы обучения и выбор в качестве объекта исследования именно нетрадиционных форм передачи информации предопределен изменившимися условиями преподавания, в частности возможностями использования технических средств, иным уровнем доступности информации, более высокими требованиями, налагаемыми современными реалиями. Разнообразить классический вариант прочтения лекции, усилить интерес к учебной дисциплине возможно при использовании нетрадиционных форм проведения лекционных занятий.
Прежде всего, это лекция-беседа, иначе лекция-сотворчество, поскольку она представляет совместное творчество преподавателя и студентов. Простейший пример: в ходе изложения материала задать вопрос аудитории, выслушать точку зрения студентов. Такой подход предоставляет возможность отдельным студентам показать глубину своих знаний или же опереться на их знания при необходимости.
Лекция-визуализация предполагает визуальную подачу материала средствами аудио-, видеотехники с кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.
Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика или представителей двух научных направлений.
Очень близка к этой форме лекция-дискуссия. Она может быть организованной, а может возникнуть стихийно. В любом варианте требуются
значительные усилия преподавателя, чтобы не допустить перехода диспута на уровень внеаудиторного дискутирования. Как правило, такая форма лекции возникает при изучении острых, проблемных и неоднозначных вопросов. Студенты получают возможность сопоставлять различные точки зрения, формулировать и аргументировано отстаивать свою позицию и с
16
уважением относиться к иным взглядам, если они подкреплены достаточно убедительными доводами.
Следующая нетрадиционная форма – лекция-защита - очень удобна при невысокой численности студентов курса и позволяет привлечь к участию весь контингент. В этом случае студенты разделены на группы, за каждой из них закреплен конкретный вопрос лекции. Задание они получают заранее и к лекции должны его подготовить, а на самом занятии защитить. Преподаватель вырабатывает правила проведения защиты, с которыми студенты также заранее ознакомлены. На лекционном занятии каждая группа защищает свой вопрос, что предполагает не только изложение информации, но и ответы на вопросы других групп.
Такая форма сразу же показывает, кто из студентов психологически устойчив, быстро находит ответ, а кто впадает в ступор; какая группа стала настоящей командой, а какая просто совокупность индивидов. В ходе защиты ярко проявляются коллективизм и взаимопомощь. Но главное, каждый студент должен принять участие, нет вольнослушателей.
Лекция – провокация (лекция с заранее запланированными ошибками)рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.
Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключении преподаватель подводит итоги, дополняет, уточняет информацию и формулирует основные выводы.
17
Заключение
Как резюме, можно заключить, что образование в современном мире, играет интегративную роль при формировании социальных общностей, социальных институтов общества, формировании взаимодействующей личности. Благодаря вложений в качественное образование значительно увеличивается мощность экономики страны. Образование готовит для человечества готовые образцы поведения и обуславливает возможность развития их.
Информация о работе Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы