Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Структура лекции………………………………………………………….5
2. Этапы подготовки лекции…………………………………………………8
3. Методические основы проведения лекции………………………………10
4. Нетрадиционные методики чтения лекции………………………………15
5. Заключение…………………………………………………………………17
6. Список использованной литературы……………………………………...19

Файлы: 1 файл

реферат .docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

Подбор иллюстративного  материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, рисунки, схемы необходимы не только тщательно  отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции.

 

 

 

10

3. Методические  основы проведения лекции

 

Известно, что студенты нередко хорошо проинформированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности.

 Поэтому, входя в  аудиторию, лектор должен подумать  о своем имидже, целенаправленно  оказывая на слушателей продуманное  психологическое воздействие, формирующее  стиль общения и уменьшающее  пассивность аудитории. Преподавателю  важно с самого начала очертить  перед студентами уровень своих  требований к ним в совместной  учебной деятельности.

Лектор, встав за кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает  ее внимание. Важно помнить, что внимание - это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому, никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.

Если студент по какой-то причине не расслышал или не понял  сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или  лектора. Это нарушает стройность изложения  материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания  информации. В таком случае в тетради  нужно оставить свободное место, и после окончания лекции или  в перерыве восстановить упущенный  фрагмент. Вместе с тем, нередко в  непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи.

Преподаватель должен своевременно сделать перерыв в лекции. После  перерыва вновь возникает необходимость  сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено  на первом часе лекции.

Особое внимание следует  уделить требованиям к конспектированию лекций. В методической литературе не существует единого правила к  тому, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей

 

 

11

требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно разделить на четыре группы.

Первая внимательно слушает  лектора, анализирует информацию и  делает конспективные записи. Это  самый лучший способ осмысливания и  фиксации лекционного материала.

Вторая - почти дословно старается  записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.

Третья - внимательно слушает, анализирует, но не делает никаких записей. Это, как правило, люди с хорошей  памятью, на которую они и делают основную ставку.

Четвертая - ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину.

Формирование культуры ведения  лекционных записей - важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда  изначально ориентирован на одновременную  со слушанием лекции мыслительную переработку  материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументированной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т.е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению.

Необходимым условием эффективности  лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения - не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания.

Вводную часть лекции целесообразно  начинать с формулировки ее темы и  цели, чтобы избежать ее декларативности  и неопределенности в изложении  материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на 10-12% более полное запоминание  материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана.

Основная часть лекции. Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период «глубокого»  внимания слушателей. Далее наступают  утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов  отмечается многими исследователями  примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы  преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения.

 

12

Загрузка внимания студентов  на лекции зависит от способности  лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2-3 минуты у каждого  студента. Поэтому наиболее

важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую  избыточность учебной информации.

Обилие статистических и  цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств  наглядности воспринимается с искажениями  и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории  с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических  средств обучения.

Для повышения познавательной активности студентов лектор может  использовать ряд приемов:

- постановка перед студентами вопросов - риторических или требующих реального ответа;

- включение в лекцию элементов беседы;

- предложение сформулировать те или иные положения или определения;

- разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;

- использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.

Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора  доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается  значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и  в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом.

Тщательно надо продумать  заключительную часть лекции, повторить  ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и

13

уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого  может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские  занятия, а какие необходимо изучить  самостоятельно.

Обратная связь лектора  и аудитории осуществляется с  целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления  об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.

Чтение лекции - это творческий процесс и не всегда может удовлетворять  как преподавателя, так и студентов. Для того, чтобы совершенствоваться, преподавателю необходимо анализировать свои лекции. Схемы анализа могут быть разными.

Наиболее часто используются три подхода анализу лекции:

1) традиционный;

2) анализ с позиции гуманистического подхода;

3) интегративный подход.

Традиционный подход включает следующие общие и дидактические  требования к лекции:

- высокая посещаемость  лекции студентами, их внешняя  активность на лекции (внимательное  слушание, ведение конспекта, дисциплинированность  студентов и т.п.);

- своевременное  начало  и окончание лекции, достаточное   количество материала для лекции, темп ее чтения;

- соответствие  темы календарно-тематическому  плану,  рациональное использование  времени на лекции, логика изложения  материала;

 

14

Требования к проведению лекции с позиции гуманистического подхода чаще формулируются следующим  образом:

- удовлетворенность  студентов  содержанием и формами  лекции;

- наиболее  интересные, запоминающиеся  фрагменты  лекции;

- какой учебный  материал  больше всего заинтересовал   студентов;

- насколько  содержание  и формы обучения  лекции повлияли  на личностное  и профессиональное  развитие будущих специалистов;

- какие фрагменты  лекции, методы, на взгляд преподавателя,  были удачными;

- какие возможности   обучения студентов на лекции  упущены или не полностью использованы;

- наличие  оригинальных  подходов к обучению  и развитию  студентов, использование инновационных  методов и приемов на лекции.

 

 

 

 

 

 

15

4. Нетрадиционные  методики чтения лекции

 

Отход от классической формы  обучения и выбор в качестве объекта исследования именно нетрадиционных форм передачи информации предопределен изменившимися условиями преподавания, в частности возможностями использования технических средств, иным уровнем доступности информации, более высокими требованиями, налагаемыми современными реалиями. Разнообразить классический вариант прочтения лекции, усилить интерес к учебной дисциплине возможно при использовании нетрадиционных форм проведения лекционных занятий.

 Прежде всего, это лекция-беседа, иначе лекция-сотворчество, поскольку она представляет совместное творчество преподавателя и студентов. Простейший пример: в ходе изложения материала задать вопрос аудитории, выслушать точку зрения студентов. Такой подход предоставляет возможность отдельным студентам показать глубину своих знаний или же опереться на их знания при необходимости.

Лекция-визуализация предполагает визуальную подачу материала средствами аудио-, видеотехники с кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.

Бинарная лекция - это  разновидность чтения лекции в форме  диалога двух преподавателей, например, ученого и практика или представителей двух научных направлений.

Очень близка к этой форме  лекция-дискуссия. Она может быть организованной, а может возникнуть стихийно. В любом варианте требуются

значительные усилия преподавателя, чтобы не допустить перехода диспута  на уровень внеаудиторного дискутирования. Как правило, такая форма лекции возникает при изучении острых, проблемных и неоднозначных вопросов. Студенты получают возможность сопоставлять различные точки зрения, формулировать и аргументировано отстаивать свою позицию и с

16

уважением относиться к иным взглядам, если они подкреплены достаточно убедительными доводами.

Следующая нетрадиционная форма  – лекция-защита - очень удобна при невысокой численности студентов курса и позволяет привлечь к участию весь контингент. В этом случае студенты разделены на группы, за каждой из них закреплен конкретный вопрос лекции. Задание они получают заранее и к лекции должны его подготовить, а на самом занятии защитить. Преподаватель вырабатывает правила проведения защиты, с которыми студенты также заранее ознакомлены. На лекционном занятии каждая группа защищает свой вопрос, что предполагает не только изложение информации, но и ответы на вопросы других групп.

Такая форма сразу же показывает, кто из студентов психологически устойчив, быстро находит ответ, а кто впадает в ступор; какая группа стала настоящей командой, а какая просто совокупность индивидов. В ходе защиты ярко проявляются коллективизм и взаимопомощь. Но главное, каждый студент должен принять участие, нет вольнослушателей.

Лекция – провокация (лекция с заранее запланированными ошибками)рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие  с заслушиванием докладов и выступлений  студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключении преподаватель подводит итоги, дополняет, уточняет информацию и формулирует основные выводы.

 

 

 

 

 

17

Заключение

Как резюме, можно заключить, что образование в современном  мире, играет интегративную роль при  формировании социальных общностей, социальных институтов общества, формировании взаимодействующей  личности. Благодаря вложений в качественное образование значительно увеличивается мощность экономики страны. Образование готовит для человечества готовые образцы поведения и обуславливает возможность развития их.

Информация о работе Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы