Подготовка ребенка к чтению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2

1.0 Значение детской художественной литературы для всестороннего развития личности ребенка 3

1.1 Основные задачи каждого занятия: 3

2.0 Возрастные особенности восприятия детьми художественных произведений 4

3.0 Принципы отбора литературных произведений для детей 5

3.1. Круг детского чтения 5

4.0 Усложнение работы по ознакомлению детей с художественной литературой в разных возрастных группах 7

Практико-ориентированные задания 9

ВЫВОД 13

Список литературы 15

Файлы: 1 файл

мрр.docx

— 42.60 Кб (Скачать файл)

 
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

1.0 Значение детской художественной литературы для всестороннего развития личности ребенка 3

    1.1 Основные задачи каждого занятия: 3

2.0 Возрастные особенности восприятия детьми художественных произведений 4

3.0 Принципы отбора литературных произведений для детей 5

    3.1. Круг детского чтения 5

4.0 Усложнение работы по ознакомлению детей с художественной литературой в разных возрастных группах 7

Практико-ориентированные задания 9

ВЫВОД 13

Список литературы 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Детская книга при всей ее внешней 

                  простоватости - вещь исключительно 

                  тонкая  и не поверхностная. Лишь

                  гениальному взгляду ребенка, лишь

                  мудрому терпению взрослого доступны

                  ее  вершины. Удивительное искусство – 

                  детская книжка!

                  Л. Токмаков

 
ВВЕДЕНИЕ

Тяга  к книге появляется у детей, как  правило, в раннем детстве. Почему это  происходит? Может быть, интерес  к книге возникает потому, что  она дает возможность действовать  и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при  перелистывании, и при слушании.

Кроме того, книга удовлетворяет две  одновременно существующие в ребенке  потребности: к неизменному, стабильному  и к новому, незнакомому. Книга - величина постоянная. Ребенок - переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время - а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно - разные настроения и состояния, и вот уже `постоянная величина` открывается им по-новому. Радость открытия! Но у каждого ребенка есть в любимой книге и свой `стоп - кадр` - желание еще и еще раз услышать именно этот кусочек текста, рассмотреть именно эту картинку

Книга - это и возможность общения  со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного

Наверное, есть немало других причин, объясняющих  любовь малышей к чуду, имя которому - детская книга. Ее тайна остается с человеком на всю жизнь. И  в любом возрасте при встрече  с книжкой своего детства нас  охватывает радостное, трепетное чувство. `Ах, какие это были книги! У них  было не только содержание, у них  были и внешность, и запах, и вкус - незабываемые:` - пишет Т. Тэффи в рассказе `Книги

По мере взросления ребенка меняются способы  работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, `чтение`, `лопотание`, воспроизведение  ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков

Все это  складывается в копилку, необходимую  будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого  взрослого. 

1.0 Значение детской художественной литературы для всестороннего развития личности ребенка

Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети - талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке - замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет. Помочь малышам развивать эти способности и призвана разработанная нами система занятий с дошкольниками

Эта программа  направлена на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое  для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что  существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное  реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными  образами, легкость возникновения творческого  состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др. 

1.1 Основные задачи каждого занятия: 

  • Прививать детям навыки слушать, слышать и  воспринимать художественные тексты;
  • дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
  • помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
  • научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Важными в своей  работе мы считаем раннюю социализацию детей и просветительскую работу с родителями

Приходя в библиотеку, ребенок встречается с новой  для него предметной средой: стеллажи, столы для чтения и... книги, книги, книги. Кроме того, здесь его встречают  незнакомые взрослые люди - будут ли они добры, заметят ли, какой я? Приходят незнакомые дети - какие они, можно ли с ними подружиться? Поэтому  на каждом занятии мы стараемся по нескольку раз назвать каждого  ребенка по имени, в игровой форме  просим детей познакомиться с  героем книжки - назвать свое имя, радуемся каждому члену семьи, с кем  ребенок приходит на занятие

Деловое общение (совместное слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры и др.) дает малышу возможность наблюдать реакцию  ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как они входят в образ, перевоплощаются, двигаются. Пробовать  все это самому, сравнивать, добиваться, чтоб хорошо получилось. Радоваться успехам

Одно из условий, которое мы ставим на первом родительском собрании, - обязательное присутствие  и участие в занятии любого взрослого члена семьи, включая  старших сестренок и братишек.

С ними малыши чувствуют  себя защищенно, становятся более раскрепощенными. Должно пройти время (для каждого ребенка разное), когда отпадет потребность в присутствии `своего` человека. Взрослые на занятии - не только психологические защитники, но и помощники педагога, и одновременно `учащиеся`, так как постигают разнообразие детской литературы, узнают новых авторов, знакомятся с литературно-педагогическим анализом текста, приемами работы с книгой. 

2.0 Возрастные особенности восприятия детьми художественных произведений

Развитие  эстетического восприятия имеет несколько стадий. Серьезные из менения в этой сфере наблюдаются в дошкольном возрасте. Об этом свидетельствуют исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и др. Выделяют  два периода восприятия литературных произведений: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным. Ограниченный личный опыт, недостаточно глубокое понимание существенных связей и отношений подчас мешают детям понять некоторые элементы сюжета, особенности идейного содержания книги и отдельные образные выражения. Однако, если при чтении у дошкольника возникает эмоциональная заинтересованность, личностное отношение к героям и событиям, он может глубоко и полно воспринимать прочитанное. Повышенная эмоциональность является побудителем внутренней активности ребенка при восприятии литературного художественного образа.

Дошкольник, как правило, еще не может отделить свои переживания от внешних обстоятельств, изображенных в книге. Его переживания  во время слушания, его эмоциональное  отношение к героям и событиям часто не соответствуют изображаемому  событию. Малыш не может вырваться  из «плена» художественного произведения, что связано с неумением осознавать свои эмоции и управлять ими.

Общеизвестна  способность детей дошкольного  возраста к фантазированию, «примысливанию». При чтении книги важно, чтобы воображение не уводило ребенка от текста, а включа

лось  в эстетическое восприятие, направляло и углубляло его. Впрочем, здесь  возникают трудности: слушая, ребенок  не всегда может подчинить воображение  тексту. Чтобы фантазия не уводила  маленького слушателя от текста, взрослому  достаточно только направить ее, и  тогда он без помех включится  в восприятие книги.

В процессе слушания у детей возникают ассоциации с явлениями действительности, с  которыми они встречались в жизни. По мере того как в сознании дошкольников образуются связи между конкретными  явлениями окружающего мира и  словами, их обозначающими, те и другие начинают выступать как единое целое. У ребят складываются наглядные  представления об изображаемых словами  жизненных фактах, которые принимают  конкретные формы в том случае, если опираются на непосредственный личный опыт слушателей.

А.В. Запорожец  писал: «Ребенок проходит длительный путь развития отношения к художественному  произведению: от непосредственного  наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического  восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны». Дошкольники острее воспринимают поступки героев книги, чем мотивы их действий. В то же время, как показало исследование Л.М. Гурович, дети старшего до школьного возраста способны к пониманию мотивов поведения персонажа.

Это зависит  от самого художественного произведения, от того, как автор раскрывает мотивы поведения, причины переживаний  персонажа, описывает ситуации, в  которых он действует, а также  от того, направил ли педагог внимание детей на чувства, мысли и переживания  героя.

3.0 Принципы отбора литературных произведений для детей

Поскольку одна из наших задач - прививать детям  интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями  различного формата (от больших красочных  сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и  т.д. Задача педагога - предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Л.Толстой, К.Ушинский, С.Черный, Н.Заболоцкий, К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер, В.Берестов, М.Яснов и др.).

 Книги, принесенные  на занятия, должны не только  соответствовать теме, но и привлекать  внимание ребенка, вызывать у  него потребность прикоснуться  к ним, рассмотреть, узнать  содержание. Тексты и иллюстрации  должны обладать художественными  достоинствами. 

3.1. Круг детского чтения

Читатель  в ребенке вырастет тогда, когда  литература, книга соответствуют  его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда  в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех  произведений, которые читаю (или  слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг  чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому  году жизни ребенка соответствуют  свои произведения. И то, что звучало  для малыша второго года жизни  и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Информация о работе Подготовка ребенка к чтению