Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:33, контрольная работа
Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.0 Значение детской художественной литературы для всестороннего развития личности ребенка 3
1.1 Основные задачи каждого занятия: 3
2.0 Возрастные особенности восприятия детьми художественных произведений 4
3.0 Принципы отбора литературных произведений для детей 5
3.1. Круг детского чтения 5
4.0 Усложнение работы по ознакомлению детей с художественной литературой в разных возрастных группах 7
Практико-ориентированные задания 9
ВЫВОД 13
Список литературы 15
Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.
В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.
Например,
- Ножки,
ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок на мошок
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.
С помощью
фольклора не только передаются представления
о жизни, о нравственности, но решаются
задачи развития ребенка. Фольклор оказывает
психофизиологическое воздействие
на детей: вызывает радостные эмоции,
помогает координировать движения, развивать
речь, учит преодолевать страх. Детский
фольклор способствует эстетическому
развитию малышей.
В младшем дошкольном возрасте хорошо читать пестушки, потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции.
Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта.
Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.
Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.
Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным.
Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.
При чтении
стихотворений ребенок-
Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях в детском саду и дома, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.
Читательские
интересы дошкольников постарше более
разнообразны: им нравятся книги о
животных, природных явлениях, детях,
описания игровых и бытовых ситуаций.
Главная ценность данного возраста
- высокая эмоциональная
Определим возрастные особенности дошкольника как читателя. Первой является наивность восприятия прочитанного. Дошкольники отождествляют литературу с действительностью (поэтому испытывают страх при чтении страшных рассказов).
Второй возрастной особенностью является эмоциональность восприятия прочитанного. Воспринимая сказку, ребенок бурно выражает свои эмоции: плачет, смеется, сочувствует, возмущается и т.д. С одной стороны, это хорошо: он является заинтересованным, сопереживающим читателем. Но, с другой стороны, сильные эмоции не позволяют трезво, критически оценить прочитанное. Поэтому одновременно с эмоциональностью нужно воспитывать и рациональность восприятия.
Еще одна
особенность дошкольника-
Описанные возрастные особенности позволяют выделить негативные стереотипы дошкольника-читателя, которые надо преодолевать, и позитивные, которые надо формировать. Можно назвать четыре группы таких стереотипов.
Первая
- стереотипы отношения к процессу
чтения. Среди них имеют место
негативные: отношение к чтению исключительно
как
к развлечению, отдыху, получению удовольствия
или, наоборот, обязанности. В противовес
им нужно формировать позитивные стереотипы:
отношение к чтению, как к серьезному занятию,
требующему работы мысли, как к полезному
занятию, обогащающему духовный мир человека,
позволяющему удовлетворить познавательные
интересы.
Вторая группа — стереотипы читательских интересов и предпочтений. Здесь также имеют место: стереотип ограниченного читателя, когда ребенок слушает только сказки и не любит стихи и т.д.; читателя всеядного, который читает без разбору все книги, включая и взрослые; читателя конформиста, читающего только те книги, которые читают сверстники. Преодолевая эти стереотипы, мы формируем позитивный стереотип разборчивого читателя - он не читает все книги подряд, а выбирает те из них, которые полезны.
Третья группа - стереотипы восприятия прочитанного. Среди них для дошкольников характерен негативный стереотип «наивного реалиста»: ребенок воспринимает прочитанное как реальность, идентифицирует себя с героем книги. Чем плох такой стереотип? Во-первых, он не позволяет осуществить анализ прочитанного. (В школе от ребенка будут требовать, чтобы он определил замысел писателя и средства его достижения, а ребенок не будет к этому готов.) Во-вторых, стереотип наивного реалиста не позволяет критически оценить прочитанное. Он требует коррекции, направленной на формирование позитивных стереотипов читателя-собеседника (ведущего диалог с писателем, автором телевизионной программы), читателя-критика, вдумчивого, заинтересованного, обогащающего замысел автора собственными находками. Надо учить дошкольников не перевоплощаться, а примерять прочитанное на себя, сравнивать.
И, наконец, четвертая группа - стереотипы оценки прочитанного. Зачастую дошкольники либо вообще не оценивают прочитанное, либо оценивают некритически, полагаясь только на эмоции или мнение взрослых и сверстников. Поэтому необходимо воспитывать дошкольников как критически мыслящих, творческих читателей.
Разработайте план мероприятий на неделю в группе «Почемучки» с включением разнообразных форм, методов работы с детской книгой. Раскройте содержание одного из мероприятий.
План мероприятий на неделю в группе «Почемучки» с включением разнообразных форм, методов работы с детской книгой.
Понедельник.
Цель: знакомство с работой библиотеки, профессии библиотекаря, рассматривание детских книг, журналов.
Вторник.
Цель: Закрепить знания о русских народных сказок.
Образовательные задачи: Учить определять характер героев и моделировать их цветом; учить записывать сказку с помощью символов в рамках – планах и пересказывать её; закреплять умение отгадывать загадки, используя вопросы и ответы.
Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение детей, умение обосновывать свои ответы.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Материал: Картинки: репка, дед, бабка, медведь, внучка; модели кругов: синие, жёлтые; рамки-планы; карандаши простые.
Ход занятия
1) Педагог: Скажите, когда люди встречаются друг с другом они улыбаются или хмурят брови? (ответы детей).
Педагог: Я
предлагаю вам не хмурить брови, посмотреть
друг на друга и улыбнуться. А теперь посмотрите
на меня, улыбнитесь мне и нашим гостям.
Мы сегодня всё будем делать с улыбкой,
и у нас всё будет получаться. Мы с вами
совершим путешествие в «Мир сказок».
А какие сказки вас ждут, догадайтесь сами.
И так, вы сейчас будете задавать мне вопросы,
а я отвечать только «да» и «нет».
Вопросы:
Педагог: Почему вы так решили? (Это овощ круглый, жёлтого цвета, с хвостиком, растёт в земле).
Как называется сказка? (Репка).
2) Педагог: Продолжим наше путешествие в следующую сказку (на доске иллюстрации деда и бабки).