Содержание
Ведение
1. Теоретические основы
изучения социально-педагогической
профилактики наркомании
1.1. Подростковая наркомания
как социально-педагогическая проблема
1.2. Основные направления
профилактики наркомании среди
молодёжи
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Россия переживает сложный период:
раскол общества, затянувшиеся социально-экономические
и политические преобразования, разрушение
прежних стереотипов поведения,
потерю идеалов и ценностей. Это
является одной из причин неуверенности
людей в завтрашнем дне. Дети и подростки, со свойственной
этому возрасту особой чувствительностью,
оказываются наиболее незащищенными,
уязвимыми, одинокими и психологически
беспомощными перед жизненными трудностями.
Часто они не готовы к новым жестоким требованиям
общества, не способны сделать самостоятельный
выбор и взять на себя ответственность
за своё поведение, за своё будущее, и поэтому
часто оказываются в стрессовых ситуациях.
Не обладая жизненными навыками, не умея
выбирать эффективные способы снятия
напряжения, которые давали бы им возможность
сохранить свою индивидуальность и сформировать
здоровый и эффективный стиль жизни, они
не справляются с многочисленными проблемами.
Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему
поведению, в том числе, злоупотреблению
наркотиками и другими психо-активными
веществами.
Родители и педагоги не всегда обладают
достаточными навыками, позволяющими
оказывать необходимую психологическую
и социальную помощь детям. Происходит
утрата связей между старшими и младшими
поколениями. Такая грань, некогда разделявшая
«старших» и «младших», резко увеличивается
и приближается к пропасти непонимания.
Всё это обусловило необходимость рассмотрения
причин и факторов подростковой наркомании.
Большое значение имеет организация социально-педагогической
профилактики наркомании.
В современной литературе появляется
всё больше статей и публикаций, которые
посвящены профилактике наркомании среди
детей и подростков.
М.И. Рожков, М.А. Ковальчук выделили причины,
влияющие на употребление наркотиков
детьми и подростками: социально-экономические,
конституционально-биологические, социальные,
индивидуально-психологические.
Н.А. Сиротой, В.М. Ялтонским разработана
классификация факторов риска и защиты
от употребления психоактивных веществ;
ими выделены основные современные профилактические
подходы к злоупотреблению наркотинами
и другими психоактивными веществами.
Проведенные ими исследования показали,
что дети, получающие разные виды поддержки
от семьи, друзей, значимых для них лиц,
наиболее устойчивы к негативным воздействиям
социальной среды. Этими же учеными в 1994
году была предложена концептуальная
модель профилактики наркоманий и токсикоманий,
на базе которой были разработаны профилактические
программы для школьников подросткового
возраста.
З.В. Коробкина, В.А. Попова определяют
возрастную градацию интереса подростков
к наркотикам. Е.М. Щербакова на основе
проведённых социологических исследований
отмечает, что на сегодняшний день в России
насчитывается более 2 млн. человек, постоянно
употребляющих наркотики. Тех, кто хотя
бы раз пробовал их, и, следовательно, является
потенциальным потребителем, – более
4 млн. Ежегодно число больных
увеличивается на 5%, и, по прогнозам специалистов,
до 2005-2010 гг. ситуация будет усугубляться.
Как показывает краткий анализ исследований,
в области социально-педагогической профилактики
наркомании сделано многое. Однако, как
показывает анализ педагогической практики,
педагоги, психологи и социальные педагоги
нуждаются в научно обоснованных рекомендациях
по этому вопросу. По сути дела наблюдается
противоречие между потребностями практики
и уровнем разработанности социально-педагогической
науки в данной области.
1.
Теоретические основы изучения
социально-педагогической профилактики
наркомании
1.1. Подростковая наркомания
как социально-педагогическая проблема
Наркомания – заболевание, выражающееся
в физической или психической
зависимости от наркотических средств,
непреодолимом влечении к ним, постепенно
приводящим глубокому истощению
физических и психических функций
организма. Употребление наркотических
веществ стало серьезной молодёжной проблемой,
а в течение последнего десятилетия её
уже относят к числу детских и подростковых
проблем, которая характеризуется:
- Массовым увеличением злоупотребления
наркотическими препаратами среди детей
и подростков, причем у подростков влечение
к наркотику очень долго остается психологическим;
- «Омоложением» контингента лиц, употребляющих
наркотические средства, до возраста 12-13
лет;
- Переходом от «легко доступных» психоактивных
веществ (транквилизаторы, барбитураты,
препараты конопли), к таким дорогостоящим
и престижным наркотикам, как кокаин, героин,
«экстази», наносящими более разрушительное
действие на организм подростков, вызывающими
быстрое привыкание к наркотикам и приводящим
к деградации личности;
- Удовлетворением любопытства подростка
относительно действия наркотического
вещества: познанием приносящего удовольствие,
нового, волнующего и таящего опасность
опыта, достижением чувства полного расслабления;
- Изменением социального статуса подростков,
начинающих употреблять наркотические
препараты. Если ещё лет пять тому назад
это были дети из неблагополучных семей,
где ведущими были такие асоциальные факторы,
как пьянство и криминальность родителей,
жестокие внутрисемейные отношения, то
на сегодняшний день число наркоманов
пополняется подростками из благополучных
семей с высоким достатком. Существующая
в этих семьях финансовая свобода подростка,
невысокие морально-этические нормы приводят
к формированию особой молодёжной субкультуры,
в которой ведущей ценностью становится
свободное времяпровождение, а наркотики
выступают атрибутом определенного стиля
жизни;
- Следование молодежной моде. Так, популярным
видом молодёжных развлечений становятся
ночные дискотеки, где распространяются
психоактивные вещества «для безудержного
веселья». Для обострения восприятия модной
музыки, сексуальной расторможенности
молодые люди начинают принимать психостимуляторы
и психоделические вещества;
- Распространением мифов о наркомании:
миф первый – «я только попробую, это не
страшно и не опасно»; миф второй – « я
в любое время могу отказаться, я не наркоман»;
миф третий – «алкоголь и табак –это тоже
наркотики, но человек принимает их и это
является общественно принятым, поэтому
нет ничего страшного в принятии легких
наркотиков. Опасность данных мифов состоит
в недооценке наркотиков, после первого
же приёма которых ухудшаются все компоненты
здоровья – физические, генетические,
социальные, психологические, и этот процесс
стремительного падения не останавливается.
Среди причин, влияющих на употребление
наркотиков детьми и подростками, можно
выделить следующие: социально-экономические,
конституционально-биологические, социальные,
индивидуально-психологические.
Социально-экономическая
группа причин делится на две подгруппы: 1. причины глобального
характера;
2. традиционные причины.
К причинам глобального характера
относят:
- в последнее время Россия становится
крупным рынком сбыта наркотиков: в связи
с интеграцией в мировую рыночную систему
границы страны всё больше становятся
прозрачными, что способствует её включению
в сферу мирового наркобизнеса;
- географическое положение: Россия находится
на пересечении мировых торговых путей.
Она граничит с регионами, где широко распространен
наркобизнес, да и в ней самой расположены
так называемые «наркозоны»;
- приобщение российской молодежной культурно-досуговой
сферы к распространенным в мире модным
культурным течениям, включающим в качестве
системного элемента потребление наркотиков
(различные варианты «наркофилософии»,
музыкально-танцевальные стили типа «кислотного
рока», «рейва»). Наркотики, как видно,
становятся составной частью не только
молодежного образа жизни, но и молодежной
субкультуры.
Традиционные причины – это причины, свойственные
только нашей стране, отдельным её регионам,
слоям и группам населения. К ним можно
отнести:
- агрессогенность социально-политической
и социально-экономической ситуации в
стране в целом и в отдельных её регионах.
Примером могут служить те группы населения,
у которых разрушился весь жизненный уклад
в связи с боевыми действиями в той местности,
где они проживали, результатом чего явился
их переход в разряд беженцев. Это влечет
за собой появление дезадапционного синдрома,
который создает положительные предпосылки
для наркотизации данной части населения;
- разрушение существовавшей тоталитарной
системы моральных и поведенческих ценностей
без достаточной замены её четкой иерархией
принятых в цивилизованном мире общечеловеческих
идеалов и гуманных норм поведения, что
обусловливает пассивную социальную позицию
в отношении наркотиков;
- толерантное отношение среди населения
к таким явлениям, как алкоголизм и табако
курение. Нельзя сказать, что каждый употребляющий
алкоголь или курящий станет наркоманом.
Но вероятность такого перехода значительно
выше у данной категории, чем у тех, кто
отрицательно относится к алкоголю и табако
курению.
К причинам конституционально-биологического
характера обычно относят наследственную
отягощенность психическими или
наркологическими заболеваниями:
- наследование детьми у неблагополучных
семей психических и биологических
особенностей, способствующих развитию
вредных привычек: табако курение, употребление
спиртных напитков и наркотиков. К ним
же необходимо отнести патологию беременности,
осложненные роды, тяжелые и хронические
заболевания, сотрясения, травмы головного
мозга;
- пограничные нервно-психические расстройства,
умственная отсталость, задержки психического
развития;
- психические заболевания, тяжелый характер
или частые нарушения общепринятых правил
поведения у кого-либо из близких родственников.
Социальные причины:
- условия воспитания в семье (криминальная,
аморальная, неполная семья с конфликтным
взаимодействием родителей, отсутствие
внимания, контроля и авторитета родителей);
- низкий уровень образования членов семьи;
- влияние неформальной группы сверстников;
- терпимость общественного мнения к пьянству
и наркомании;
- раннее (12-13 лет) начало самостоятельной
жизни и преждевременное освобождение
от опеки родителей; гиперопека со стороны
родителей или искаженные семейные отношения,
приводящие к неправильному освоению
социальных ролей;
- лёгкий и неконтролируемый доступ к деньгам
и непонимание того, как они достаются;
- огромное влияние средств массовой информации:
ток-шоу на тему самых интимных сексуальных
подробностей, специальные каналы, где
безраздельно царят извращение, рок-н-ролл
и наркотики;
- неуспешность адаптации ребенка в образовательном
учреждении.
К причинам индивидуально-психологического
характера обычно относят:
- подражание старшим подросткам или авторитетным
сверстникам;
- попытки нейтрализовать отрицательные
эмоциональные переживания;
- стремление соответствовать значимой
для подростка группе сверстников;
- аномальные черты личности (авантюризм,
возбудимость, завышенная или заниженная
самооценка, повышенная комфортность,
неустойчивость характера);
- «протестные» реакции («назло»), направленные
против старших (родителей, педагогов);
- самодеструктивное поведение;
- любопытство;
- подчинение давлению и угрозам.
Интересна точка зрения директора Национального
института по злоупотреблению наркотиками
(США) Алана И. Лешнера по вопросу о факторах
риска употребления молодежью наркотических
веществ и защитной группе факторов.
Факторы, связанные с большей склонностью
к употреблению наркотиков, называются
факторами риска, а те, которые связаны
с пониженной склонностью к злоупотреблению
наркотиками, называются защитными факторами.
Существует множество факторов риска
злоупотребления наркотиками, каждый
из которых представляет собой угрозу
психологическому и социальному развитию
человека и оказывает различное воздействие
на него в зависимости от возрастной фазы.
Этими факторами могут быть:
- проблемы, связанные с физическим или
психическим здоровьем;
- употребление родителями психоактивных
веществ;
- высокий уровень семейного стресса, семейная
нестабильность, низкий уровень дохода
в семье;
- личностные особенности (неуверенность
в себе, заниженная самооценка, неприятие
социальных норм, ценностей);
- ранняя сексуальная активность подростковая
беременность;
- проблемы межличностного общения в семье,
в школе, в среде сверстников;
- регулярное общение со сверстниками,
употребляющими психоактивные вещества,
отсутствие устойчивости к их негативному
влиянию;
- высокий уровень преступности в регионе.