Первичная профилактика наркомании
проводится посредством нескольких
стратегий:
1. информирование населения о психоактивных
веществах (их видах и воздействии на организм,
психику и поведение человека) и формирование
мотивации на эффективное социально-психологическое
и физическое развитие;
2. формирование мотивации на социально-поддерживающее
поведение;
3. развитие проективных факторов социального
эффективного поведения;
4. развитие навыков решения проблем, поиска
социальной поддержки, отказа от предлагаемого
психоактивного вещества.
Контингенты воздействия: дети и подростки,
посещающие школу; учащаяся молодежь;
родители (семья); учителя; внешкольные
подростковые молодежные коллективы и
группы; дети, не посещающие школу; дети,
лишенные родителей и постоянного
места жительства; неорганизованные
группы населения.
В приведенных выше стратегиях используются
специальные технологии.
1. Социальные и педагогические технологии
первичной профилактики: воздействие
средств массовой информации; антинаркотическое
обучение; использование альтернативных
употреблению наркотиков программ детско-подростковой
и молодёжной активности; создание социально-поддерживающих
систем (социальные службы, молодёжные
просоциальные организации и т.д.); проведение
антинаркотических мотивационных акций;
организация деятельности социальных
работников и волонтеров; деятельность
системы ювенальной юстиции.
2. Психологические технологии первичной
профилактики: развитие личностных ресурсов;
формирование социальной и профессиональной
компетентности; развитие адаптивных
стратегий поведения; формирование функциональной
семьи.
3. Медицинские технологии первичной профилактики
осуществляются посредством определения
генетических и биологических маркеров
поведения риска и их коррекции на медицинском
уровне.
Вторичная профилактика имеет своей
целью изменение дезадаптивных и
псевдоадаптивных моделей поведения риска
на более адаптивную модель здорового
поведения.
Поведение риска может быть вызвано характеристиками
индивида, имеющего те или иные предиспозиции
личностных, поведенческих и других расстройств;
характеристиками среды, действующей
на индивида; специфическими комбинациями
средовых и поведенческих характеристик.
При этом среда рассматривается в качестве
носителя такого доминирующего фактора,
как стресс (любое требование среды является
стрессом; в случае поведения риска стрессовое
давление среды, её сопротивление резко
увеличивается как реакция на это поведение),
а само поведение индивида – как фактор
риска наркомании.
Вторичная профилактика наркомании осуществляется
с применением различных стратегий: 1)
формирование мотивации на изменение
поведения; 2) изменение дезадаптивных
форм на адаптивные; 3) формирование и развитие
социально-поддерживающей сети.
Контингенты воздействия – дети и взрослые
(семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).
В этих стратегиях используются специальные
технологии.
1. Социальные и педагогические технологии:
формирование мотивации на полное прекращение
употребления наркотиков, если оно имеет
место; формирование мотивации на изменение
поведения; развитие проблем – преодолевающего
поведения; формирование социально-поддерживающего
поведения и стратегии поиска социальной
поддержки в просоциальных сетях.
2. Психологические технологии: преодоление
барьеров осознания эмоциональных состояний;
осознание формирующейся зависимости
от наркотика как проблемы личности; развитие
эмоциональных, когнитивных и поведенческих
стратегий проблем – преодолевающего
поведения (стратегии разрешения проблем,
поиска и принятия социальной поддержки,
распознавание и модификация стратегии
избегания); анализ, осознание и развитие
личностных и средовых ресурсов преодоления
проблемы формирующейся зависимости от
психоактивных веществ. Развитие Я-концепции,
коммуникативных ресурсов, социальной
компетентности, ценностных ориентаций
когнитивного развития, интернального
локуса контроля; принятие ответственности
за свою жизнь, свое поведение и его последствия;
восприятие социальной поддержки; изменение
стереотипов поведения и ролевого взаимодействия
в семье; формирование психологической
резистентности к давлению наркологической
среды.
3. Медицинские технологии заключаются
в нормализации физического и психического
развития, биохимического и физиологического
равновесия.
Третичная профилактика наркомании направлена
на восстановление личности и ее эффективного
функционирования в социальной среде
после соответствующего лечения, уменьшение
вероятности рецидива заболевания. Другое
направление третичной профилактики –
снижение вреда от употребления наркотиков
у тех, кто ещё не готов полностью отказаться
от них. Возможности третичной профилактики
гораздо ниже, чем первичной и вторичной,
так как эффект от первичного воздействия
определяется необходимостью замены патологических
звеньев поведения индивида на здоровые.
Данный вид профилактики основан на медицинском
воздействии, однако базируется на сильной
структуре социальной поддержки. Он требует
индивидуального подхода и направлен
на предупреждение перехода сформированного
заболевания в его более тяжелую стадию.
Активность больного в борьбе с заболеванием,
осознание им собственной ответственности
за свое здоровье – обязательное условие
проведения третичной профилактики.
Третичная профилактика наркомании осуществляется
с применением нескольких стратегий:
1. формирование мотивации на изменение
поведения, включение в лечение, прекращение
употребления наркотиков или других психоактивных
веществ;
2. изменение зависимых, дезадаптивных
форм поведения на адаптивные;
3. осознание ценностей личности;
4. изменение жизненного стиля;
5. развитие коммуникативной и социальной
компетентности, личностных ресурсов
и адаптивных копинг-навыков;
6. формирование и развитие социально-поддерживающей
сети.
Контингенты воздействия – лица, зависимые
от наркотиков и других психоактивных
веществ, члены семьи, другие значимые
лица, члены групп само- и взаимопомощи
и т.д.
В этих стратегиях используются различные
технологии.
1. Социальные и педагогические технологии:
формирование социально-поддерживающей
и развивающей среды; формирование мотивации
на изменение поведения, прекращение употребления
психоактивных веществ и постоянное поддержание
процесса продвижения к здоровью; развитие
навыков копинг-поведения, социальной
компетентности, преодоление искушения
наркотизации; формирование социально-поддерживающего
поведения и стратегии поиска социальной
поддержки в социально-поддерживающих
сетях.
2. Психологические технологии: осознание
личностных, экзистенциональных, духовных
и нравственных ценностей; осознание личных
целей и путей их достижения; осознание
влечения и зависимости; формирование
копинг-стратегий преодоления влечения
и зависимости; изменение жизненного стиля
в целом; развитие коммуникативной и социальной
компетентности; развитие когнитивной
и поведенческой сфер; развитие личностных
ресурсов совладания с зависимостью.
3. Медицинские технологии заключаются
в грамотном психофармакологическом вмешательстве
в соответствующие периоды при соответствующих
терапии состояниях, а также в нормализации
физического и психического состояния,
биохимического и физиологического равновесия.
Все виды профилактической деятельности
в образовательной среде основываются
на следующих принципах.
1. Комплексность. Она предполагает согласованное
взаимодействие на межведомственном и
профессиональном уровнях, взаимодействие
органов управления образованием всех
уровней.
2. Дифференцированность. Дифференциация
целей, задач, средств и планируемых результатов
с учетом возраста учеников и степени
их вовлечения в наркогенную ситуацию.
По возрасту предполагается выделение
детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет), младшего школьного возраста (7-10
лет), среднего школьного возраста (11-14
лет), старшего подросткового возраста
(15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет)
и молодежи (от 18 лет).
3. Аксиологичность (ценностная ориентация).
Принятие общечеловеческих ценностей
и норм поведения является одним из основных
морально-этических барьеров для потребления
психоактивных веществ.
4. Многоаспектность. Ведущими аспектами
профилактической деятельности в образовательной
среде являются: социальный аспект, ориентированный
на формирование позитивных моральных
и нравственных ценностей; психологический
аспект, направленный на формирование
стрессоустойчивых личностных установок;
образовательный аспект, формирующий
систему представлений и знаний о социально-психологических,
медицинских, правовых и морально-этических
последствиях злоупотребления психоактивных
веществ.
5. Последовательность (этапность).
6. Легитимность – создание правовой базы
антинаркотической профилактической
деятельности.
Учет этих принципов обеспечивает современный
методологический и технологический подход
учебных профилактических программ, их
несомненную эффективность.
Выделяются также и задачи профилактической
работы с детьми в школах и других учебных
заведениях:
- дать детям объективную информацию о
действии химических веществ на организм;
- сориентировать их на способность сделать
свой собственный выбор; дети и подростки
должны чувствовать, что действительно
могут сделать правильный для себя выбор,
что им это доверяют, но, ни в коем случае
не по принципу «здесь, теперь и сразу»;
- дать детям возможность овладения определенными
поведенческими навыками, облегчающими
следование здоровому образу жизни;
- сформировать рефлексивную позицию молодого
человека на основе создания поля его
самореализации как личности и индивидуальности,
которая будет способствовать тому, что
ребёнок самостоятельно сможет найти
свою социальную нишу, дать оценку своим
действиям, поступкам, задуматься об их
последствиях и о том, как эти последствия
смогут повлиять на его судьбу.
Таким образом, анти наркотическую профилактическую
работу в образовательном учреждении
целесообразно строить на основе программ,
идеей которых должна стать формирование
рефлексивной позиции молодого человека
по созданию поля самореализации его как
личности и индивидуальности в процессе
различных форм занятий. Эта деятельность
должна способствовать реализации накапливающихся
у детей и подростков фрустрированных
потребностей и обеспечивать сброс энергии
неотреагированных отрицательных эмоций.
Заключение
В результате проведенной работы были
сделаны следующие выводы:
1. Наркомания – заболевание, выражающееся
в физической или психической зависимости
от наркотических веществ, непреодолимом
влечении к ним, постепенно приводящим
к глубокому истощению физических и психических
функций организма.
2. Причинами подростковой наркомании
являются социально-экономические, конституционально-биологические,
социальные и индивидуально-психологические.
3. Социально-педагогическая профилактика
наркомании – комплекс социальных, образовательных
и медико-психологических мероприятий,
направленных на выявление и устранение
причин, условий, способствующих распространению
и употреблению психоактивных веществ,
предупреждение развития и ликвидацию
негативных личностных, социальных и медицинских
последствий злоупотребления психоактивными
веществами.
4. Основными современными подходами к
профилактике злоупотреблению психоактивными
веществами являются: информационный;
аффективное (эмоциональное) обучение;
влияние социальных факторов; формирование
жизненных навыков; развитие деятельности,
альтернативной употреблению наркотиков;
укрепление здоровья; копинг-профилактика,
направленная на обучение человека преодолению
стресса, совладания с ним.
Проблема наркоманий - динамичное явление.
Ее существование подчиняется двум основным
законам. Согласно первому из них, чем
более терпимо относится общество к потребителям
наркотиков, тем более нормальные люди
вовлекаются в одурманивание. По второму
закону у человека, живущего среди наркоманов,
больше шансов стать потребителем наркотиков,
чем у человека, живущего в трезвом обществе.
Наша сегодняшняя надежда на приостановление
дальнейшей эскалации проблемы наркотизма
возлагается на паллиативные меры. Первой
из таких мер является своевременное выявление
потребителей наркотиков и токсических
веществ, что возможно путем массовых
диагностических обследований. Но надо
осознавать, что эффект от осуществления
только такой меры сведется к выявлению
определенного количества уже заболевающих
и больных людей. Другой важной мерой будет
служить профилактика (в том числе психолого-педагогическая),
проводимая под постоянным медицинским
контролем (наблюдением), прежде всего
для лиц с выявленной гиперчувствительностью,
"группами риска". Третья мера - обучение
населения, ведущего здоровый, трезвый,
социально позитивный образ жизни, приемам
жизни в нездоровом обществе, где имеются
люди, потребляющие алкоголь, наркотики,
токсические вещества.
Задачи массовой профилактики - это соблюдение
и развитие условий, способствующих сохранению
и укреплению здоровья, пропаганда здорового
образа жизни, предупреждение возникновения
и развития заболеваний путем воздействия
на неблагоприятные факторы окружающей
природной и социальной среды и вредные
привычки, как можно более раннее обнаружение
нарушений адаптации к условиям внешней
среды и проявлений заболеваний для проведения
коррекционных мероприятий, предупреждение
утяжеления заболевания, восстановление
трудоспособности. Используя силы только
здравоохранения, массовую профилактику
никаких болезней не предотвратить. Необходимы
слаженные, координированные усилия всех
систем социальной инфраструктуры общества
на основе системного подхода проведения
соответствующих комплексных исследований,
объединение по целевому принципу всех
средств здравоохранения, образования
и достижения медицинской науки от консультирования
до новых методов психолого-педагогической
коррекции патологических состояний,
лечения и медико-социальной реабилитации
Список
использованной литературы
1. Аменд А., Жукова М., Фролова Е. Проблема
профилактики наркомании в молодежной
среде // Педагогика. – 2004. ─ № 4. ─ С. 21 – 29.
2. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам:
все о наркомании. – Ростов н/Д.: Феникс,
2003. – 348с.
3. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм
и наркоманию у подростков. – М.: Издательский
центр «Академия», 1999. – 144с
4. Исакова О.П. Психологические основы
профилактики наркозависимости (Вдали
от пропасти и рядом с нею). – СПб.: КАРО,
2004. – 112с
5. Колесова Л.С. Подростки как группа, уязвимая
для наркомании и ВИЧ-инфекции // Педагогика.
– 2002. ─ №1. – С.34 – 41.
6. Концепция профилактики злоупотребления
психоактивными веществами в образовательной
среде: Проект // Учительская газета. –
1999. ─ №52. – С. 21.
7. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика
наркотической зависимости у детей и молодежи
. – М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 192с.
8. Лисецкий К. Подростковая наркомания
и алкоголизм: факторы риска и защиты //
Основы безопасности жизнедеятельности.
– 2004. ─ № 5. – С.40 – 42.
9. Мирошниченко Л.Д. и др. Проблемы антинаркотической
профилактики в подростковой среде // Педагогика.
– 2000. – № 3. – С.3 – 13.
10. Мочалов А. Деликатный подход к кричащей
проблеме: Наркомания: профилактика и
помощь // Основы безопасности жизни. –
2002. – № 5. – С.18 – 20.
11. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики.
– М.: Академический проект, 2001. – 416 с.
12. Предупреждение подростковой и юношеской
наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С.
Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Издательство
Института Психотерапии, 2000. – 256 с.
13. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика
наркомании у подростков. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
14. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина
И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании
у подростков: от терапии к практике. –
М.: Генезис, 2001. – 216 с.
15. Социальная педагогика / Под общ. ред.
М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
16. Школа может многое: О целевой программе
«Без наркотиков» // Основы безопасности
жизнедеятельности. – 2000. – №11. – С. 24
– 28