Подростковая наркомания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Родители и педагоги не всегда обладают достаточными навыками, позволяющими оказывать необходимую психологическую и социальную помощь детям. Происходит утрата связей между старшими и младшими поколения

Содержание работы

Ведение
1. Теоретические основы изучения социально-педагогической профилактики наркомании
1.1. Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема
1.2. Основные направления профилактики наркомании среди молодёжи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

педогогика.docx

— 57.43 Кб (Скачать файл)

Факторами защиты от риска употребления наркотиков могут быть:                                                                       - стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, доверительные отношения в семье;                                                                                                                                                                             - средний и высокий уровень дохода в семье, обеспеченность жильем;                                                               - высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к негативному влиянию сверстников, умение контролировать свое поведение;                                                                                                                 - высокий уровень устойчивости к стрессу, физическое и психическое благополучие; соблюдение общественных норм в употреблении психоактивных веществ;                                                                          - высокое качество медицинской помощи;                                                                                                        - низкий уровень преступности в регионе;                                                                                                                               - доступность служб социальной помощи.

Исследованиями факторов риска  употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных исследований. Н.А. Сиротой разработана классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте.                                            1.Факторы пре-, пери - и постнатальной отягощенности: патологически протекавшая беременность у матери; хронически острые и тяжелые заболевания матери в период беременности; хронические и острые тяжелые психические травмы в период беременности; патологически протекавшие роды; задержки нервно-психического развития в раннем возрасте; нервно-психические отклонения в раннем детстве.                     2. Факторы наследственной отягощенности: психические заболевания, алкоголизм, наркомания.                                                                                                                                                                 3. Факторы нарушенного онтогенеза: черепно-мозговые травмы; психотравмы, тяжелые соматические заболевания.                                                                                                                                     4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания: неполные, распавшиеся семьи; отсутствие семьи; деструктивные семьи; воспитание по типу скрытой или явной гипопротекции (в том числе в семьях, где родители и старшие дети злоупотребляют алкоголем и наркотиками); психопатологические личности или акцентированные характерологические особенности родителей.                                                      5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития подростка: формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями; избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье; формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их; снижение успеваемости; нарушение школьной дисциплины; неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение); конфликтность в отношениях со сверстниками – представителями формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними; конфликтность в общениях с учителями и администрацией школ; нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по «территориальному» принципу; уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними; отсутствие устойчивых увлечений; склонность к асоциальным формам поведения.                                                                                                                        Психические факторы:                                                                                                                                                               - зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и «Я-концепции» от влияния референтной группы сверстников;                                                                                                                                                                                   - тенденция к реализации эмоционального напряжения в непосредственное поведение, минуя процесс когнитивного осознания и принятия решения;                                                                                                        - игнорирование системы социальных установок и ролей;                                                                                        - нарушения в сфере социальной перцепции (не соответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих);                                       - несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербовать взаимоотношения с окружающими;                                                                                                            - отсутствие стремления к конструктивному решению проблемных и конфликтных ситуаций;                                                                                                                                                                       - отсутствие сформированного представления о жизненных целях;                                                                  - отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и, как следствие, отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;                                        - неосознанный, часто парадоксально проявляющийся в поведении «призыв о помощи», направленный к членам семьи и окружающим.

Прослеживается возрастная градация интереса подростков к наркотикам 10 – 12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками, - их действие, способы употребления. О последствиях употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, получены с чужих слов. 12 – 14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков (марихуана за наркотик не признается). О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках многие знают из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой 15 – 15 лет.                                                                                                                       По отношению к наркотикам формируются три группы.                                                                                        1. Употребляющие и сочувствующие. Их интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с продолжительностью употребления без образования зависимости.                                                                                                                                                                  2. Радикальные противники («сам никогда не буду и не дам гибнуть другу»). Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.                                                                                                                                                                3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная её часть может начать употребление под влиянием друзей.                                                                                      16 – 18 лет. Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.                                                                                                                                 Дети и подростки получают информацию о наркотических веществах от друзей, знакомых взрослых, незнакомых сверстников и взрослых, из средств массовой информации, сообщил кто-нибудь другой через Интернет.

1.2. Основные направления  профилактики наркомании среди  молодёжи

Профилактика (от греческого prophulaktikos – предохранительный) – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.                                                                                                         Социально-педагогическая профилактика в вопросах злоупотребления психоактивными веществами рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ. Она направлена на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).                                                                    Можно выделить следующие основные современные профилактические подходы к злоупотреблению психоактивными веществами. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках. Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных отношений. Он базируется на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.                                                     Существует три разных варианта информационного подхода: 1) предоставление частичной информации о влиянии употребления наркотиков на организм, поведение и продолжительность жизни человека; 2) запугивание, стремление вызвать страх перед наркотиками. Цель этой стратегии – предоставить устрашающую информации о наркотиках, показать неприглядные стороны их употребления; 3) предоставление факторов о деградации людей, употребляющих наркотики, их жизненных трудностях, ситуациях и мотивах употребления психоактивных веществ. В настоящее время эти методы частично комбинируются с другими типами интервенций, так как сами по себе они не являются эффективными. Не смотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний у обучающихся, они могут дать толчок к принятию решения не употреблять наркотик. Большинство таких программ не включают в себя задачи, направленные на изменение поведения подростков, формирование у них здорового поведенческого стиля, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время без принятия психоактивных веществ. Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация о наркотических и психоактивных веществах, последствиях их употребления, заболеваниях, которые вызывают, способах лечения, профилактики и выздоровления должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что употреблять наркотические вещества начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, которые воспитывались в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное обучение базируется на понимании того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска – низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к наркотикам, включиться в группу сверстников и быть там принятым. Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как наркотизация в настоящее время распространилась не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские уговоры «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной», кроме известной пользы приносят ещё и вред. Подход, основанный на влиянии социальных факторов. Он базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя наркотизации. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально-ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей или программы, направленные на предотвращение социального давления наркотизирующейся среды сверстников.

Наиболее популярными среди  таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению сверстников, в процессе которых дети и подростки  обучаются навыкам отказа от предлагаемых наркотиков или других психоактивных веществ; «прививки» против воздействия средств массовой информации (в отношении легальных психоактивных веществ), программы, направленные против влияния родителей, употребляющих табак и алкоголь. Данные программы включают различные компоненты, однако не существует стройной модели социального влияния, объясняющей пути, приводящие к употреблению наркотика. Одним из важных подходов такого рода программах является работа с лидерами – сверстниками-подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антинаркотическую активность в своей школе или жилом районе. Подход, основанный на формировании жизненных навыков. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации и терапии. Основу этого направления составляют две теории – теория социального учения Бандуры и теория проблемного поведения Джессора. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается, с точки зрения функциональных поблеем, и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения, начальная фаза употребления наркотиков, может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, «инструментом» эксперимента, стремлением получить новый, ранее не познанный опыт, поиском удовольствия и расслабления, «открытием дверей» в группу сверстников, может дать возможность стать участником субкультурного жизненного стиля, сигналом о потребности в помощи, в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды, актом отчаяния, ответом на неопределенные нарушения в психическом и социальном развитии. Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: употребление наркотиков становится основным фактором в поведении молодых людей. Именно поэтому они нуждаются в приобретении умений противостоять употреблению наркотиков, так как некомпетентны в других формах социального «разговора» со средой и рассматривают психоактивные вещества как часть среды.                                                                                                                                                                                      На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, повышением индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. Программы развития жизненных навыков имеют три компонента.                                                                                       Первый компонент – информационный. Он заключается в изложении информации о здоровье, о вреде употребления наркотиков, социальной недопустимости их употребления. Второй компонент представляет собой развитие самоуправляемого поведения, сфокусированного на выбранном жизненном стиле, разработку планов самосовершенствования, развитие самооценки, социальной чувствительности и личностного контроля, обучение стратегиям принятия решений, устойчивости к влияниям социальной среды и давлению наркотизирующихся сверстников. Третий компонент – обучение различным социальным навыкам. Это навыки коммуникации, налаживание социальных контактов, а так же отказа от предложений употребить психоактивное вещество и отстаивание своей позиции, персональных границ и поддержания дружеских связей. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж – вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие – основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков. Этот метод предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков.                                                                                      Выделяют четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной употреблению наркотиков: 1) предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий; 2) комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятие творчеством или экстремальным видом спорта); 3) поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т.д.); 4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся о своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося и аддитивного поведения. Подход, основанный на укреплении здоровья.                                      Укрепление здоровья – это процесс, помогающий человеку усилить контроль над факторами здоровья и таким образом улучшить его. В настоящее время укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и представляет собой процесс «примирения» человека с окружающей средой. Он сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность за здоровье, что ведет к улучшению здоровья в будущем. Основой программ укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, не только влияющий на собственное благополучие человека, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации.

Существуют следующие  программы укрепления здоровья:                                                                           1. личная гигиена, физическое и эмоциональное развитие, здоровый образ жизни (питание, досуг), превенция алкоголизма, курения и употребления наркотиков, заболеваний и несчастных случаев;                                                                                                                         2. интерперсональные связи, такие, как эмоциональные потребности, связь с противоположным полом, с родителями, учителями, обучение взрослых и родителей;                   3. среда и общественное здоровье, которая подразумевает влияние средств массовой информации, концентрацию общественных усилий для улучшения жизни.                                    Данный подход, в основу которого положено развитие жизненной компетентности, личностных ресурсов и навыков преодоления проблем без употребления психоактивных веществ, получает все более широкое распространение в России. Программы рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате развития ресурсов людей и имеют важное значение для уменьшения употребления наркотиков среди молодежи.                      Копинг-профилактика, направленная на обучение человека преодолению стресса, совладанию с ним. В современных условиях России наиболее эффективным способом профилактической активности является путь формирования стрессо устойчивого жизненного стиля. Учитывая особенности нашего общества, Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский разработали концептуальную модель копинг-профилактики наркоманий. На её основе разрабатываются программы формирования здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ, которые модифицируются психологами.    Программы базируются на основах теории стресса и копинга Ричарда Лазаруса и принятой ВОЗ классификации профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В теории стресса и копинга Ричарда Лазаруса говорится, что в результате взаимодействия человека и окружающей среды у него формируются определенные стратегии поведения, основанные на его личном опыте. Лазарус вводит понятие «копинг» - преодоление стресса, совладание с ним. Каждый человек находит собственные способы совладания со стрессом (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта (личностные ресурсы или копинг-ресурсы).                                                                                 В зависимости от используемых стратегий и ресурсов, у человека могут развиваться разные формы поведения, как адаптивные, так и дезадаптивные.                              Столкнувшись с проблемной ситуацией, человек производит её когнитивную оценку: 1) суммирует информацию о произошедшем и оценивает возможные последствия (первичная оценка); 2) определяет, каким методом можно повлиять на негативное событие и его исход, а так же механизмы и ресурсы преодоления стресса; решает, что он может сделать в данной ситуации (вторичная оценка). Затем ситуация рассматривается ещё раз, новым взглядом. Происходит когнитивная оценка ситуации.                                           После произведенной оценки ситуации индивид приступает выработке механизмов преодоления стресса (копинг-процессу). Для этого он актуализирует имеющиеся у него ресурсы и выбирает стратегии поведения.                                                                                                  Все стратегии поведения человека, формирующиеся у него в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:                                                                                                            1. Стратегия разрешения проблем – это активная поведенческая стратегия при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.                                                           2. Стратегия поиска социальной поддержки – это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.                                3. Стратегия избегания – это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения поблеем. Она может адекватный или неадекватный характер по отношению к конкретной ситуации и особенностям реагирования личности на стресс.                                                                      Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в-третьих – он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о её негативных последствиях.                                                                                                       Современные научные исследования доказывают, что к формированию зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ у подростков ведет недостаточное развитие у них личностных и средовых ресурсов, использование неэффективных копинг-стратегий. Следовательно – цель профилактической работы – оказание подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; развитие ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умение принимать на себя ответственность за свою жизнь, умение общаться с окружающими, сопереживать им; находить и оказывать поддержку. Такая профилактика носит название копинг-профилактики (от слова «копинг» – преодоление, совладание; опыт, накопленный в результате совладания с требованиями среды, стрессом). Лучше всего такую работу поводить в форме тренинга, в ходе которого повышается компетентность в области взаимодействия с социальной средой, коммуникации, самосознания, а также усваиваются соответствующие знания о психоактивных веществах, их воздействии на организм и психику человека и механизмах формирования заболевания наркоманией.                                                                                                 В соответствии с классификацией Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.                                                                                Первичная профилактика наркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть доступно несколькими путями:                                                                        - развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;                                                                                                      - направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;                                                                                             - воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;                                                         - развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самосознанием, развитием);                                                                                                                                                 - развитие социально-поддерживающего процесса.                                                                                                Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Её воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.              В результате первичной профилактики предполагается достичь полного избегания патологических исходов, редуцирования числа лиц, у которых может быть начат патологический процесс, что определяет её наибольшую эффективность. Она влияет, прежде всего, на формирование здоровья путем замены одних развивающих процессов на другие. Сформировав активный, функциональный адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.

Информация о работе Подростковая наркомания