Подвижные игры как средство развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение подвижных игр в развитии физических качеств детей дошкольного возраста по педагогическим источникам.
2.Изучить ловкость как одно из физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть значение подвижных игр в развитии детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы организации подвижных игр с бегом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Исследования педагогов в области развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Ловкость как психофизическое качество физического развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 Подвижная игра в развитии ловкости детей старшего дошкольного возраста
2.1.Значение подвижных игр и их характеристика в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
2.2.Методика проведения подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Подвижные игры в развитии ловкости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая переделаная.docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

 

ГАОУ СПО НСО  «Новосибирский педагогический колледж  №1 им.А.С.Макаренко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Подвижные игры как  средство развитие ловкости у детей  старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Тесёлкина Вера Александровна

                                                                 Специальность:050704(0313)

                                                                 Дошкольное образование

                                                                 Курс 4,группа 41

                                                                 Руководитель: Боженко Ирина

                         Николаевна

                                                                 Форма обучения: очная

 

 

2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

   

ГЛАВА 1

Развитие ловкости у детей  старшего дошкольного возраста

 
 

1.1. Исследования педагогов в области развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

 
 

1.2. Ловкость как психофизическое качество физического развития детей старшего дошкольного возраста

 
 

1.3. Методика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста

 

ГЛАВА 2

Подвижная игра в развитии ловкости детей старшего дошкольного возраста

 
 

2.1.Значение подвижных игр и их характеристика в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

 
 

2.2.Методика проведения подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста

 
 

2.3. Подвижные игры в развитии ловкости

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   

ПРИЛОЖЕНИЕ

   

 

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой физического развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

Ребенок постигает мир и процесс  физического развития через детские  игры, не случайно игра названа спутником  детства. Ключ к познанию дошкольного  детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично  соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.

Ловкость как физическое качество необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх и продуктивно влияет на развитие двигательной активности детей. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.

Огромную потребность в движениях  дети обычно стремятся удовлетворить в игре. Игра для них – это прежде всего движение, действие. Особенно это характерно для детей старшего возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе.

Подвижные игры являются доступным  средством развития двигательной сферы  детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому  и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых  движений и ситуаций ребёнок познаёт  мир, получает новую информацию и  знания, осваивает речь. Благодаря  движениям повышается общий жизненный  тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Но в настоящее время подвижные игры используются мало. Большее предпочтение в выборе подвижной игре отдается подвижным играм, имеющим сюжетный характер.

Поэтому тему исследования "Подвижная игра, как средство развития ловкости  у детей старшего дошкольного возраста", считаем актуальной.

 

 

Объект исследования: развитие ловкости у  детей  старшего дошкольного  возраста

 

    Предмет исследования: подвижные  игры как  одно из средств развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста

 

   Цель исследования: изучить влияние подвижных игр  на развитие  ловкости у  детей старшего дошкольного возраста.

 

   Задачи исследования:

1. Рассмотреть значение  подвижных  игр в развитии  физических качеств детей дошкольного  возраста по педагогическим  источникам.

2.Изучить ловкость как   одно  из физических качеств   детей старшего дошкольного возраста.

3. Раскрыть значение подвижных  игр в развитии детей  старшего  дошкольного возраста.

4. Изучить методы организации  подвижных игр с бегом как  средство развития ловкости у  детей старшего дошкольного возраста.

 

Методы исследования:

- анализ и синтез литературных источников (по В.И.Загвязинскому)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста

    1. Исследование педагогов в области развития ловкости детей старшего дошкольного возраста. 

В настоящее время среди  специалистов в области физического  воспитания широко обсуждаются вопросы  формирования психофизических качеств  ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания. Анализ специальной  литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в  значительной мере определяется развитием  его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще  недостаточно изучены.

В  научно-методической литературе существуют исследования педагогов  в области физического развития детей. Специалист по физ. воспитанию Е.Н.Вавилова считала, что ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обегании кегель, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. А педагог Хухлаева Д.В. писала о том, что к развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движении и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

 Педагог Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

И.В. Волков характеризует ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как  высшую ступень способности координировать свои движения.

В.Л. Лях даёт такое определение: Ловкости – качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи.

Все перечисленные понятия характеризуют комплексный характер ловкости.

Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько  вообще существует видов ловкости. Наиболее полный их перечень представляет В.Л. Лях, выделяя следующие составляющие:

1.   способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений;

2.   способность к согласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела;

3.   способность к реакции;

4.   способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;

5.   способность к ориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.

Специалист в физическом воспитании дошкольников Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты:

- быстрота реакции на сигнал;

- координация движений;

- быстрота усвоения нового;

- осознанность выполнения движений  и использования двигательного  опыта.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Тарасова Т.А. в свою очередь  считала, что ловкость развивается  при условии пластичности нервных  процессов, способности к ощущению восприятию собственных движений и  окружающей обстановки.

           Итак, анализируя исследования педагогов  можно сказать, что ловкость

1.2. Ловкость как психофизическое качество

Ловкость – это способность  быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. В быту, в играх, спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление ловкости.

Проявление ловкости – это формы  управления движениями, но в высшей форме. Это связано с тем, что проявление ловкости в большей мере обусловлена центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации сходных мышечных напряжений. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик.

В старшем дошкольном возрасте  отмечается бурное развитие и перестройка  в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень  интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции  тела.

На протяжении первых семи лет у детей происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.

При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности  учащихся. В дошкольном возрасте имеются  существенные морфологические и  психофизиологические предпосылки  координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации  дает наибольший эффект.

Различают следующие виды ловкости:

    1. Общая ловкость-это способность целесообразно выполнять любые новые двигательные задачи.
  1. Специальная ловкость-это способность координировать свои действия, использовать технический арсенал движений в соответствующих данному виду спорта ситуациях, например акробатическая ловкость (проявляющаяся в защите, во время игры, в бросках), и прыжковая ловкость (навыки контроля своего тела в положении, где нет опоры).

Ловким можно назвать  ребенка, затратившего на выполнение задания  минимальное время, - быстро влез и  слез с лесенки, перелез через  бревно, обежал препятствия. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно  задержать ответное  движение, т.е. не всегда целесообразно действовать  немедленно. Так, в игре «Два Мороза»  успеха достигает тот, кто умеет  выждать, пока мороз перебежит за играющими на другую сторону и пробежит за его спиной.

Ловкость необходима при  выполнении всех основных движений, в  подвижных играх (особенно включающих ловлю и увертывание), спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества.  В одном случае сочетается с быстротой, например при обегании кеглей, в другом – с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичика на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. Например, если при метании в движущуюся цель ребенок, точно оценив направление, расстояние до цели и приложив нужное мышечное усилие, попадает в нее, то в этом случае можно говорить о точном, ловком выполнении задания. Одним из проявлений ловкости является также умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении.

Информация о работе Подвижные игры как средство развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста