Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение подвижных игр в развитии физических качеств детей дошкольного возраста по педагогическим источникам.
2.Изучить ловкость как одно из физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть значение подвижных игр в развитии детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы организации подвижных игр с бегом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Исследования педагогов в области развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Ловкость как психофизическое качество физического развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 Подвижная игра в развитии ловкости детей старшего дошкольного возраста
2.1.Значение подвижных игр и их характеристика в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
2.2.Методика проведения подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Подвижные игры в развитии ловкости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГАОУ СПО НСО «Новосибирский педагогический колледж №1 им.А.С.Макаренко»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Подвижные игры как средство развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Николаевна
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
||
ГЛАВА 1 |
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста |
|
1.1. Исследования педагогов в области развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста. |
||
1.2. Ловкость как психофизическое качество физического развития детей старшего дошкольного возраста |
||
1.3. Методика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста |
||
ГЛАВА 2 |
Подвижная игра в развитии ловкости детей старшего дошкольного возраста |
|
2.1.Значение подвижных игр и их характеристика в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста. |
||
2.2.Методика проведения подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста |
||
2.3. Подвижные игры в развитии ловкости |
||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
||
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой физического развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.
Ребенок постигает мир и процесс
физического развития через детские
игры, не случайно игра названа спутником
детства. Ключ к познанию дошкольного
детства следует искать в игре
как наиболее близкой, органично
соответствующей детской
Ловкость как физическое качество необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх и продуктивно влияет на развитие двигательной активности детей. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.
Огромную потребность в
Подвижные игры являются доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Но в настоящее время подвижные игры используются мало. Большее предпочтение в выборе подвижной игре отдается подвижным играм, имеющим сюжетный характер.
Поэтому тему исследования "Подвижная игра, как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста", считаем актуальной.
Объект исследования: развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: подвижные игры как одно из средств развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение
подвижных игр в развитии
физических качеств детей
2.Изучить ловкость как
одно из физических качеств
детей старшего дошкольного
3. Раскрыть значение подвижных
игр в развитии детей
4. Изучить методы организации
подвижных игр с бегом как
средство развития ловкости у
детей старшего дошкольного
Методы исследования:
- анализ и синтез литературных источников (по В.И.Загвязинскому)
ГЛАВА 1. Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены.
В научно-методической литературе существуют исследования педагогов в области физического развития детей. Специалист по физ. воспитанию Е.Н.Вавилова считала, что ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обегании кегель, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. А педагог Хухлаева Д.В. писала о том, что к развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движении и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
Педагог Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
И.В. Волков характеризует ловкость
как способность быстро и наиболее
совершенно решать двигательные задачи,
особенно возникающие неожиданно, как
высшую ступень способности
В.Л. Лях даёт такое определение: Ловкости – качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи.
Все перечисленные понятия
Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует видов ловкости. Наиболее полный их перечень представляет В.Л. Лях, выделяя следующие составляющие:
1. способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений;
2. способность к согласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела;
3. способность к реакции;
4. способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
5. способность к ориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.
Специалист в физическом воспитании дошкольников Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты:
- быстрота реакции на сигнал;
- координация движений;
- быстрота усвоения нового;
- осознанность выполнения
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Тарасова Т.А. в свою очередь считала, что ловкость развивается при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению восприятию собственных движений и окружающей обстановки.
Итак, анализируя исследования
1.2. Ловкость как психофизическое качество
Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. В быту, в играх, спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление ловкости.
Проявление ловкости – это формы управления движениями, но в высшей форме. Это связано с тем, что проявление ловкости в большей мере обусловлена центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации сходных мышечных напряжений. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик.
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.
На протяжении первых семи лет у детей происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.
При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект.
Различают следующие виды ловкости:
Ловким можно назвать ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время, - быстро влез и слез с лесенки, перелез через бревно, обежал препятствия. Однако ловкость не заключается только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т.е. не всегда целесообразно действовать немедленно. Так, в игре «Два Мороза» успеха достигает тот, кто умеет выждать, пока мороз перебежит за играющими на другую сторону и пробежит за его спиной.
Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх (особенно включающих ловлю и увертывание), спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обегании кеглей, в другом – с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичика на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. Например, если при метании в движущуюся цель ребенок, точно оценив направление, расстояние до цели и приложив нужное мышечное усилие, попадает в нее, то в этом случае можно говорить о точном, ловком выполнении задания. Одним из проявлений ловкости является также умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении.