Подвижные игры как средство развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение подвижных игр в развитии физических качеств детей дошкольного возраста по педагогическим источникам.
2.Изучить ловкость как одно из физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть значение подвижных игр в развитии детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы организации подвижных игр с бегом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Исследования педагогов в области развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Ловкость как психофизическое качество физического развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 Подвижная игра в развитии ловкости детей старшего дошкольного возраста
2.1.Значение подвижных игр и их характеристика в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
2.2.Методика проведения подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Подвижные игры в развитии ловкости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая переделаная.docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

 Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми.

При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности  учащихся. В дошкольном возрасте имеются  существенные морфологические и  психофизиологические предпосылки  координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации  дает наибольший эффект. Дети очень  легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому  в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.

О степени ловкости можно  судить по тому, насколько успешно  решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся  в данный момент ситуации.

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений.

Неравномерность развития отдельных систем организма может привести к скованности движений. При систематических занятиях физическими упражнениями и играми эти явления в значительной степени ослабляются.

Таким образом, дети должны выполнять как можно больше упражнений для воспитания ловкости. При этом важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и амплитуду  движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также чувства времени  и пространства.

 

 

1.3. Методика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Методикой физического воспитания дошкольников, является способ применения физических упражнений направленных на развитие физических качеств. Основным средством развития физических качеств являются, физические упражнения.

Особенно богатым арсеналом  разнообразных движений, способствующих развитию ловкости, располагают подвижные  и спортивные игры, гимнастика, акробатика. Вот почему они наиболее широко применяются  в физическом воспитании дошкольников. Физические средства способствуют развитию ловкости вообще. Воспитание специальной ловкости достигается за счет применения подготовительных упражнений, близких по характеру к соревновательным упражнениям. Целесообразно использование упражнений не только координационно сходных с соревновательными, но и существенно отличающихся от них по структуре. Упражнения «на ловкость» требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда ученик еще достаточно внимателен и собран. Не следует применять их в большом количестве и длительными сериями: они быстро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирующее воздействие. 

Существует два пути развития ловкости:

1)Овладение новыми разнообразными движениями. На протяжении дошкольного возраста дети постоянно приобретают двигательные умения. Программой «Обучение и воспитание в детском саду» предусмотрено последовательное усложнение основных движений. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют. Например, в бег включить поворот кругом по сигналу, при спуске на санках с горки – поднять мешочек с песком, снежок или проехать под натянутой веревкой.

2)Дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.

Существуют различные средства, повышающие проявление двигательной координации, ловкости. Для детей дошкольного возраста можно отобрать следующие средства:

    1. Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
    2. Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
    3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.
    4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.

Для дошкольников доступны общеразвивающие упражнения с различными предметами, а также использование предметов в основных движениях. Так, можно метать мячи, мешочки, шишки, снежки, картонные диски; катать и бросать обычный резиновый мяч или более тяжелый набивной.

    1. Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки; по 3-4 детей держать за один большой обруч или длинный шест: поднимать вверх, опускать, приседать, наклоняться, класть на пол и брать всей группой, держась за длинную веревку).
    2. Более сложное сочетание основных движений. Можно использовать бег змейкой, обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу не широкую канавку, доставая в прыжке до мяча и ветки; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, с поворотом, с перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, с различными движениями рук.
    3. Усложнение условий игры. Например, в игре «Ловишки с ленточкой» у играющих ленточки двух цветов и ловишки выдергивают ленточки только определенного цвета: один – синие, второй – желтые. В игре «У медведя во бору» ребенок в роли медведя, перед тем как ловить должен подлезть под дугу.
    4. Предпочтение при выборе упражнений следует отдавать целостным действиям, имеющим конкретную двигательную задачу. Например, пробежать по извилистой дорожке до дерева, перепрыгнуть канавку, пролезть в обруч. Однако старшие дети способны выполнить достаточно сложные по координации гимнастические упражнения - точные движения с мячом, скакалкой, обручем, плавные ритмичные упражнения с лентой.

 

Для развития ловкости в физическом воспитании используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании  новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

  • строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
  • изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);
  • изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
  • «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
  • выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
  • выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом развития ловкости является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.Для развития ловкости как умения овладевать новыми движениями применяются любые упражнения, включающие элементы новизны. А для развития ловкости как умения рационально перестраивать двигательную деятельность в сжатые временные сроки используются упражнения, требующие мгновенного реагирования на внезапно изменяющиеся ситуации, также хорошо использовать игровые упражнения, требующие таких различных движений, как повороты, наклоны, прыжки, быстрые вращения, бег с внезапными остановками, бег боком, спиной вперед и другие. Прекрасно тренируют ловкость и подвижные игры.

Заключение по первой главе

В основе работ отечественных и  зарубежных учёных (Ф. Лагранж, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркин) лежит принцип целесообразности движений, то есть умение человека рационально  использовать имеющиеся двигательные навыки и проявлять психофизические  качества в разнообразных видах  деятельности с максимальным усилением  и максимальной эффективностью.

2.  Заключение. Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.

Под влиянием игрового азарта и эмоционального подъема учащиеся будут бегать, прыгать, метать гораздо увлеченнее, быстрее, дальше и сильнее обычного, что поможет развивать различные физические качества, в том числе и ловкость.

 

 

ГЛАВА 2. Подвижная  игра  как средство развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста

 

2.1. Значение подвижных игр и их характеристика в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Значение подвижных игр  для разностороннего воспитания ребенка велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания ребенка.

Подвижная игра как средство и как метод характеризуется  разнообразием воздействия на ребенка  за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

В подвижных играх развиваются  и совершенствуются разнообразные  движения в соответствии со всеми  их характеристиками, направляются особенности  поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

Двигательные действия в  подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными,образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Как метод физического  воспитания подвижная игра характеризуется  многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и ее правилами. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность.

Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных  игр разрабатывали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др.

П.Ф.Лесгафт определял  подвижную игру как упражнение, при  помощи которого ребенок готовится  к жизни.

Характерная особенность  подвижной игры - комплексность воздействия  на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Развитие самостоятельности  и творчества в подвижных играх  предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному  творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно  с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший  уровень самостоятельности и  творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные  игры.

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний  и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка  целесообразно использовать известные  ему движения в соответствии с  той или иной ситуацией, обеспечивая  их совершенствование. Естественно  проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании  двигательных навыков.

Информация о работе Подвижные игры как средство развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста