Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:34, реферат
Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом. В современных условиях общественного развития особоостро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.
|Актуальность проблемы полового воспитания в педагогике |3 |
|Теоретические основы проблемы полового воспитания |5 |
|Общенаучный уровень методологии полового воспитания |9 |
|Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек |11 |
|Содержание и принципы полового воспитания |13 |
|Выводы |15 |
|Используемая литература |16 |
воспитание девочек и
полов и формирование у детей знаний и навыков поведения того пола, к
которому ребенок принадлежит: у девочек - феминного, у мальчиков -
маскулинного.
Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть
определено через понятия
фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому
полу,
маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому
полу.
Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто
независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид
характеризуется тем или иным их сочетанием /10, стр.18/.
Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности
преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача
педагогов развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки.
Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. определяют социальные
признаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихся
стереотипов оценок мужчины и женщины /3/. Мужчина характеризуется
агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью,
инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же
характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная,
ориентированная на других, экспрессивная. Анализом половых различий
занимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи, медики,
психиатры, психологи. Несомненно, эта информация касается и педагогов.
В исследованиях Кагана В.Е. определены следующие группы половых
различий:
1) врожденные;
2) биологически - обусловленные;
3) складывающиеся в ходе социализации.
Данные половые различия могут проявляться на различных уровнях развития
личности:
1. биопсихическом,
2. психологическом,
3. социально-психологическом,
4. социальном /10/.
По мнению Кагана В.Е., сравнительно немногие половые различия
локализованы только на одном уровне, причем, чем выше уровень, тем больше
вероятность таких локальных одноуровневых половых различий, а чем он ниже,
тем более вероятно его влияние на половые различия более высоких уровней.
Психологи утверждают, что "половые различия формируются на каждом
возрастном уровне и в целом
лишь на путях образования
между всеми актуальными детерминантами половой дифференциации и ранее
сформированными половыми различиями... Половые различия представляют собой
мега-систему структурные элементы которой обладают внутренней организацией.
Изучение этой системы определяет важность для самых разных областей
человекознания, в том числе полового воспитания" /10, стр.21/.
Для чего педагогам нужны глубокие знания о половых различиях? Прежде
всего они необходимы на этапе становления и саморегуляции. "Саморегуляция
поведения предполагает "наличие у индивида определенной информации о самом
себе". Частью этой информации о себе является знание о том, что человек
принадлежит к определенному полу, что есть представители другого пола,
отличающиеся по ряду признаков. Значит, знания о половых различиях окажут
большую помощь человеку в саморегуляции поведения. Представления о своем
теле, его строении и причинах такого строения являются компонентом "системы
Я" наряду с представлениями о своих психических свойствах, моральных
качествах и т.д. Осознание каких либо своих способностей и особенностей
меняет самооценку и уровень притязаний человека, что немаловажно для
создания психологического и социального комфорта "системы Я" каждого
человека.
Все вышеизложенные
положения позволяют сделать
половое воспитание необходимо для развития личности человека, потому что
"пол" - понятие не только биологическое, физиологическое и социальное.
Знания о половых различиях (в широком смысле для педагогов в узком - для
детей) будут являться условием полового воспитания и определять его
содержание.
III. Общенаучный уровень
методологии полового
Общенаучный уровень методологии предполагает ориентацию в
теоретических основах системно-структурного, комплексного и деятельностного
подходов. Поскольку этот уровень методологии чрезвычайно важен в
последующем определении принципиальных основ к проблеме полового воспитания
дошкольников, остановимся на нем более подробно.
Суть системно-структурного подхода к половому воспитанию может быть
раскрыта с точки зрения трех основных позиций.
Во-первых, половое воспитание мы рассматриваем как компонент
целостного педагогического процесса, включающего помимо воспитания
самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в
единстве своем
полоролевой социализации не может быть ограничен решением задач полового
воспитания в узком смысле слова, а понимается нами как процесс передачи и
усвоения всего общественно-
наличие знаний, умений и навыков поведения, и на понимание исторических
аспектов возникновения и
процессы, обеспечивающие самоактуализацию, самовыражение, самосознание,
самореализацию.
Во-вторых, половое воспитание рассматривается нами как целостная
педагогическая система, основные компоненты которой в их взаимосвязи и
единстве будут рассмотрены несколько позже.
В-третьих, личность,
включающаяся в процесс
рассматривается нами как системное образование, структурные компоненты
которого представлены в ракурсе интегрального исследования
индивидуальности.
Суть комплексного подхода к половому воспитанию выражается во
взаимосвязи всех сторон воспитания детей.
Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим,
умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств,
сознания и навыков поведения.
Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представление
детей о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая
связана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развития
человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую
нагрузку, чем труд женщин. Связь полового воспитания с физическим
аналогична: на физкультурных занятиях необходим учет нагрузки для девочек и
мальчиков, а также выбор упражнений, развивающих разные физические качества
и формирующие определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка,
динамика движений).
Половое воспитание связано с эстетическим, например, в организации
досуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости от половых
различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормами
поведения, понятиями о красоте.
В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь полового
воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола при
усвоении детьми правил родного языка и иностранного языка. Связь полового
воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными
понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детей
на предстоящую социальную функцию.
Рассмотрим половое воспитание с точки зрения деятельностного подхода.
"Сущность деятельностного
в том, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении
психологического пола личности как в контексте онтогенетического развития
индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и
функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения"
/1, стр.70/.
Если рассматривать деятельностный подход применительно к более
широкому понятию "половое воспитание", то его суть будет выражаться в том,
что личность развивается в деятельности, в то время, как сам ребенок
является ее субъектом.
Становление личности
и его полоролевая
деятельности общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. В процессе
общения ребенок получает информацию в семье, от других людей, его
окружающих.
Аналогично половое
развитие ребенка
деятельности (например, игровой, учебной, трудовой).
С позиции деятельностного подхода половое воспитание будет эффективно
при соблюдении четырех условий:
1. Ребенок должен стать субъектом педагогической деятельности,
предполагающей систематическое и целенаправленное его воздействие с
педагогом.
2. Ребенок должен сам являться субъектом своей деятельности,
включаться в нее в
потребностей является задачей воспитателя.
3. Деятельность воспитателя
и ребенка должна
личностно-ориентированной модели педагогики.
4. В методике полового воспитания должны быть задействованы все
функциональные компоненты различных видов деятельности.
IV. Специфика полоролевой
социализации мальчиков и
Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования
психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой
дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы
дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для
формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность,
необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
Доминирующие взгляды
в обществе на половые
женщин на протяжении длительного периода истории человеческого общества
вызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды были
продиктованы яркой
строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен
занимать социально более
подчиненная.
"Отсюда необходимо
было готовить мальчика к
жреца, а следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую
очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем
физического удаления мальчика от родительского дома: его передавали на
воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в
учение.
Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые
"мужские дома", в которых
мальчикам разного возраста
крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ,
общались, отдыхали" /1, стр.75/.
Половая социализация
девочек проходила
родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею
определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных
с этим обязанностей.
В современном обществе процесс половой социализации протекает в
несколько иных условиях.
Основные аспекты этой проблемы определены в статье Алешиной И.Е. и
Волович А.С. /3/:
Феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей в основном
занимаются женщины).
Первичная феминная идентификация с матерью (этот аспект служил причиной
разделения сына с матерью).
Феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение,
пассивность).
Исходя из этого определяется целый ряд сложностей в понимании
направлений педагогической работы с девочками и мальчиками.
Современная система воспитания не отводит места в социализации
мальчиков маскулинным проявлениям' (агрессии, двигательной активности).