Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:34, реферат
Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом. В современных условиях общественного развития особоостро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.
|Актуальность проблемы полового воспитания в педагогике |3 |
|Теоретические основы проблемы полового воспитания |5 |
|Общенаучный уровень методологии полового воспитания |9 |
|Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек |11 |
|Содержание и принципы полового воспитания |13 |
|Выводы |15 |
|Используемая литература |16 |
Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на
поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" ( например: «Не
плачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать
что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала
в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в
обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование
мужских качеств у мальчиков.
Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальные
признаки фемининности накладываются на генные образования. Однако,
содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению
элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждают
прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо чаще опекают
родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности,
существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают
историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным
фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности высыпает
также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работать
и быть мамой.
Несмотря на то,
что у девочек легче
протекает процесс
идентификации, ей труднее определиться в полоролевых предпочтениях.
Причинами этого служат то, что девочки видят сложную жизнь своих мам, в
обязанностях девочек лежит помощь мамам по хозяйству, а также им нельзя
прыгать, кричать и т.д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому
большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления
играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи.
Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми.
V. Содержание полового воспитания
Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка,
взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений,
личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового
воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений
воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.
К этим знаниям можно отнести:
а) знания сущности, специфики педагогической системы полового
воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается
в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования
методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении
функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм
организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания
проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми,
на наш взгляд, являются цели и формы организации;
б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой
социализации мальчиков и
в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут
быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье,
роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в
интересах, досуге;
г) знание принципов полового воспитания:
- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей,
педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на
необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание
методов в зависимости от возраста воспитуемых;
- принцип дифференцированного и поэтапного характера полового
воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени
психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их
интеллектуального уровня;
- принцип правдивости,
заключающийся в
которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в
большей степени касаются сексуального просвещения детей);
- принцип индивидуального
подхода, проявляющийся в "
информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с
учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового
воспитания;
- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий
(невозможно воспитать в
если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не
соответствует им).
Содержание педагогической системы полового воспитания является важным
компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить
задачи полоролевой
Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно
подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного
компонента полоролевой
поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом
деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и
их социальных и семейных ролях.
Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой
социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою
половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения,
предпочтения в играх и
А следующее направление работы может быть связано с формированием
представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно
предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной,
перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями
родителей в семье.
Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление
детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и
предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в
семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку
отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и
формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это
направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми
определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу,
Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки
- у девочек.
В ы в о д ы
Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в
общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
Специфика процесса
социализации ребенка
работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует
продолжение и на других этапах развития ребенка.
Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте
целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из
ее компонентов.
Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной
подготовки педагогов и
Использованная литература
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в
детской группе. «Вопросы психологии» № 5 , 1987 г.
2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов.
«Вопросы психологии» № 2, 1987 г.
3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.
«Вопросы психологии» № 4, 1991 г.
4. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую
идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола.
«Соотношение биологического и социального в человеке. Под ред. Банщикова
В.М., Ломова Б.Ф., М. 1975 г.)
5. Большая медицинская
Петровский Б.В., 2 изд., М.: «Советская энциклопедия», 1962 г., том 20.
6. Большая Советская
3 изд. М.: «Советская энциклопедия», 1975 г.
7. Захаров П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли
родителей. «Вопросы
8. Захарова П.Н. растут в семье папа и мама. М., Моск. Раб., 1978 г.
9. Исаев Д.Н., Каган В.Е., Половое воспитание и психогигиена пола у детей.
Л., Медицина, 1979 г.
10. Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и
патологии. Л., 1988 г.
11. Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М.,
Пед., 1988 г.
12. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. «Знание-сила», № 2, 1971 г.
13. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975
г.
14. Никологорский С.
15. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Т. 1, М., 1979 г.
16. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: Книга для
учителя. М.: Просв., 1985 г.