Половое воспитание ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом. В современных условиях общественного развития особоостро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Содержание работы

|Актуальность проблемы полового воспитания в педагогике |3 |
|Теоретические основы проблемы полового воспитания |5 |
|Общенаучный уровень методологии полового воспитания |9 |
|Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек |11 |
|Содержание и принципы полового воспитания |13 |
|Выводы |15 |
|Используемая литература |16 |

Файлы: 1 файл

половое воспитание детей.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того,  постоянная  негативная  стимуляция  взрослых,  направленная  на

поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" (  например:  «Не

плачь, как  девчонка!») приводят к  панической тревоге  под  страхом  сделать

что-то женское. Отсутствие возможности  проявить свою  маскулинность  сначала

в детском саду,  затем  в  школе  и  на  работе  снижают  статус  мужчины  в

обществе, что  в  свою  очередь  затрудняет  ориентацию  на  культивирование

мужских качеств у мальчиков.

 

      Социализация  девочек   происходит  несколько  легче,  т.к.  социальные

признаки   фемининности  накладываются  на   генные   образования.   Однако,

содержательные   компоненты   фемининности   не   способствуют   становлению

элементов самоуважения и самоценностей  девочек.  Традиционно  их  награждают

прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза  и т.д. Их гораздо  чаще  опекают

родители, что способствует развитию ощущения  собственной  незначительности,

существенное  влияние  на  становление  образа  девочки,  женщины  оказывают

историко-культурные   образцы   (подчиненное    положение).    Отрицательным

фактором в усвоении содержательной стороны женской  принадлежности  высыпает

также совмещение женской функции  и профессиональной - очень тяжело  работать

и быть мамой.

 

      Несмотря на то, что у  девочек  легче   протекает  процесс  полоролевой

идентификации,  ей  труднее  определиться   в   полоролевых   предпочтениях.

Причинами этого служат то, что  девочки видят  сложную  жизнь  своих  мам,  в

обязанностях девочек лежит  помощь мамам по  хозяйству,  а  также  им  нельзя

прыгать, кричать и т.д., потому что  это некрасиво делать  девочкам.  Поэтому

большинство девочек хотели бы  быть  мальчиками,  у  них  больше  стремления

играть в мальчишеские игры, чем  у мальчиков в девчоночьи.

 

      Все эти особенности  необходимо учитывать в работе  с детьми.

 

 

 

V. Содержание полового воспитания

 

 

 

      Содержанием полового  воспитания является  жизнь,  окружающая  ребенка,

взаимоотношения между  людьми  разного  пола,  нормы  этих  взаимоотношений,

личная жизнь людей в  семье,  сферы  их  деятельности.  Содержание  полового

воспитания  представляет  собой  систему  знаний  и   специфических   умений

воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

 

      К этим знаниям  можно отнести:

 

      а)  знания  сущности,  специфики   педагогической   системы   полового

воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания  заключается

в установлении взаимосвязи всех ее компонентов,  в  сочетании  использования

методов   и   форм,   которое   проявляется   в   своеобразном   соотношении

функционирования   фронтальных,   подгрупповых   и    индивидуальных    форм

организации детей.  Специфика  педагогической  системы  полового  воспитания

проявляется в доминирующей функции  ее  определенных  компонентов.  Таковыми,

на наш взгляд, являются цели и  формы организации;

 

      б)  знание  специфики   возрастного  развития   детей   и   полоролевой

социализации мальчиков и девочек;

 

      в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут

быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей  в  семье,

роль и место родителей в  процессе  происхождения  человека,  предпочтения  в

интересах, досуге;

 

      г) знание принципов полового воспитания:

 

      - принцип единого  подхода к половому воспитанию  со стороны  родителей,

педагогов и медицинских работников, проявляющийся  в  общности  взглядов  на

необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы  и  содержание

методов в зависимости от возраста воспитуемых;

 

      -  принцип  дифференцированного   и   поэтапного   характера   полового

воспитания,  предполагающего  учет  пола   детей,   их   возраста,   степени

психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей,  их

интеллектуального уровня;

 

      -  принцип  правдивости,  заключающийся  в  достоверности   информации,

которую получают дети (этот и следующий  принцип  тесно  взаимосвязаны  и  в

большей степени касаются сексуального просвещения детей);

 

      - принцип индивидуального  подхода, проявляющийся в "адресном  характере

информации", которая должна быть  адаптирована  для  конкретного  ребенка  с

учетом  принципа  дифференцированного  и   поэтапного   характера   полового

воспитания;

 

      - принцип сочетания  нравственной  атмосферы  и   гигиенических  условий

(невозможно воспитать в ребенке  качества мужественности  или   женственности,

если условия, в  которых  живет  ребенок  и  окружающая  его  обстановка  не

соответствует им).

 

      Содержание педагогической  системы полового воспитания  является  важным

компонентом, без детального  изучения  которого  невозможно  успешно  решить

задачи полоролевой социализации детей.

 

      Всю педагогическую  работу  и  методы  по  половому  воспитанию  можно

подразделить  на  4  направления:   работа   по   диагностике   когнитивного

компонента полоролевой социализации;  работа  по  формированию  полоролевого

поведения;  работа,  направленная  на   ознакомление   детей   с   процессом

деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье  и

их социальных и семейных ролях.

 

      Например, работа  по диагностике  когнитивного  компонента  полоролевой

социализации направлена на выявление  знаний и умений детей  определять  свою

половую   принадлежность,   ее   признаки,    эмоциональные    предпочтения,

предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

 

      А следующее направление  работы  может  быть  связано   с  формированием

представлений о связях людей в  семье, их социальных и  семейных  ролях.  Оно

предполагает  знакомство   детей   с   некоторыми   аспектами   родословной,

перспективами физиологического и  социального  развития  ребенка,  функциями

родителей в семье.

 

      Работа по формированию  полоролевого поведения нацелена на ознакомление

детей  с  качествами  мужественности   и   женственности,   проявлениями   и

предпочтениями мужчин и женщин в разных  видах  деятельности,  их  ролями  в

семье, на  формирование  навыков  и  умений  поведения,  а  также  выработку

отношения детей к понятиям  красоты,  любви,  доброжелательных  отношений  и

формирование этих отношений между  девочками  и  мальчиками  в  группе.  Это

направление связано с созданием  условий для проявления и переживания  детьми

определенных чувств, характерных в большей  степени  тому  или  иному  полу,

Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы,  сочувствия,  ласки

- у девочек.

 

 

 

В ы в о д ы

 

 

 

      Проблема полового  воспитания является одной из  наиболее  актуальных  в

общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

 

      Специфика процесса  социализации ребенка позволяет  считать  правомерной

работу  по  половому  воспитанию  уже   в   дошкольном   возрасте,   требует

продолжение и на других этапах развития ребенка.

 

      Организация  полового  воспитания  должна  осуществляться  в   аспекте

целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого  либо  из

ее компонентов.

 

      Работа  по   половому   воспитанию   требует   высококвалифицированной

подготовки педагогов и педагогического  просвещения родителей.

 

Использованная литература

 

 

 

1. Абраменкова В.В.  Половая   дифференциация  и  межличностные   отношения  в

  детской группе. «Вопросы психологии»  № 5 , 1987 г.

 

2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых  стереотипов.

  «Вопросы психологии» №  2, 1987 г.

 

3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы  усвоения  ролей  мужчины   и  женщины.

  «Вопросы психологии» №  4, 1991 г.

 

4. Белкин А.И.  Биологические   и  социальные  факторы,  формирующие половую

  идентификацию  (по  данным   изучения   лиц,   перенесших   смену   пола.

  «Соотношение биологического  и социального в человеке. Под  ред.  Банщикова

  В.М., Ломова Б.Ф., М. 1975 г.)

 

5. Большая медицинская энциклопедия. (В 30-ти томах).  АМН  СССР.  Гл.  ред.

  Петровский Б.В., 2 изд., М.: «Советская  энциклопедия», 1962 г., том 20.

 

6. Большая Советская энциклопедия. (В 30-ти томах). Гл. Ред. Прохоров  А.М..

  3 изд. М.: «Советская энциклопедия», 1975 г.

 

7.  Захаров  П.И.  Психологические   особенности   восприятия   детьми   роли

  родителей. «Вопросы психологии»  № 1, 1982 г.

 

8. Захарова П.Н. растут в семье  папа и мама. М., Моск. Раб., 1978 г.

 

9. Исаев Д.Н., Каган В.Е., Половое воспитание и психогигиена пола  у  детей.

  Л., Медицина, 1979 г.

 

10. Каган В.Е. Система половых  различий. Психика  и  пол   детей  в  норме  и

  патологии. Л., 1988 г.

 

11. Колесов В.Е. Беседы о половом  воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн.  М.,

  Пед., 1988 г.

 

12. Коломинский Я.С. Мальчики  и девочки. «Знание-сила», №  2, 1971 г.

 

13. Кон И.С. Половые различия  и дифференциация социальных  ролей.  М.,  1975

  г.

 

14. Никологорский С. Женственность.  Агитатор № 15, 1987 г.

 

15. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Т. 1, М., 1979 г.

 

16. Хрипкова А.Г., Колесов  Д.В.  В  семье  растут  сын  и  дочь:  Книга   для

  учителя. М.: Просв., 1985 г.


Информация о работе Половое воспитание ребенка