Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:19, курсовая работа
Отсюда определяется цель исследования: определить принципы и содержание полового воспитания в семье и школе.
Для достижения поставленной цели автор курсового сочинения ставит следующие задачи:
- проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявить особенности полового воспитания школьников в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков;
- проанализировать программы и методики полового воспитания, провести эмпирическое исследование для подтверждения гипотезы.
С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание – это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология.
Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13 – 15 лет), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Сегодняшние 16 – 17 летние по половому поведению соответствуют 19 – 20 летним 60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание – замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.
На правительственном уровне актуальность вопроса была озвучена уже в 1994 году в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России»: эта программа была утверждена в рамках ряда целевых программ, в том числе и в целевой программе «Планирование семьи», которая должна была обеспечить в том числе и: «разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков» [29].
Но споры по поводу внедрения полового воспитания в семье и школе не прекращаются и по сей день, что подчеркивает актуальность темы. Характер проблемы ярко обрисовал Игорь Борисов: «Вот уже несколько лет в России пытаются ввести в школу «половое воспитание». Вводят очень по-российски: то рекомендуют сразу несколько программ, то отзывают – и опять все сразу. На одном этапе честно пытаются применить самый передовой зарубежный опыт, на другом – полностью приостанавливают проект. То начинают исследования школьников, то заводят уголовное дело на исследователя. Начинает одно ведомство, потом выясняется, что забыли спросить другое, затем обнаруживаются недовольные родители школьников, а рядом с ними (и даже впереди) – еще более недовольные религиозные организации... Чем больше старались угодить сразу всем, тем больше недовольных таким «половым воспитанием»...» [4].
Таким образом, для современной постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует целый ряд причин. По прежнему является нормой общегосударственное невежество многих педагогов и родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).
Проблемы полового воспитания,
связанные с методической оснащенностью
этого процесса, с неадаптированностью
научно-исследовательского материала
не единичны. Немалую тревогу и
озабоченность педагогов и
Наконец, программы и учебные пособия по половому воспитанию, а также по валеологии, куда составной частью входит этот раздел, настолько разнородны по характеру включаемого в них материала, что практически не поддаются обобщению и систематизации.
В то же время отсутствие грамотного и этичного полового воспитания в большинстве семей и школ приводит к наблюдаемому ныне высокому проценту незащищенных половых связей в среде подростков, нежелательных беременностей школьниц, венерических заболеваний и т. д.
Исходя из этого, гипотезой исследования является предположение о том, что грамотно и этично построенное половое воспитание позволяет повысить уровень грамотности детей и подростков в области половой гигиены и сексуального развития.
Отсюда определяется цель исследования: определить принципы и содержание полового воспитания в семье и школе.
Для достижения поставленной цели автор курсового сочинения ставит следующие задачи:
Исходя из поставленных задач, строится структура работы, которая состоит из двух глав, одна из которых носит теоретический, а другая – эмпирический характер.
Для достижения поставленных задач использовались такие методы исследования, как:
- изучение и анализ психолого-
- тестирование и анкетирование учащихся и их родителей.
Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть. Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации, которая является неотъемлемой частью общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.
Однако понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку. А.Г. Хрипкова и Д.В. Колесов Д.В. определяют половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [18; 202]. Л. П. Бочкарева трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». По мнению З.Г. Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля».
Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.
Для постановки и решения проблем полового воспитания принципиальное значение имеет определение понятий "пол" и "секс". Последнее иноязычное понятие в русском языке приобрело более узкое содержание, чем в тех языках, из которых оно заимствовано. Происходящее от латинского корня слово "секс" в европейских языках буквально означает "пол", и понятием "сексуальный" таким образом определяется весь спектр половых различий и полового поведения. В русском языке этому значению соответствуют понятия "пол", "половой". Так, под половыми различиями понимаются специфические особенности живого организма, связанные с его принадлежностью к тому или другому полу; под половыми стереотипами подразумеваются характерные для каждого пола особенности поведения и т.п. В отдельных случаях понятие "половой" употребляется и как синоним понятия "сексуальный". Укоренившееся в русском языке понятие "секс" принято для обозначения специфических отношений между полами, выражающимися в собственно половых отправлениях. Распространенное в обществе отношение к сексуальным контактам как к чему-то низменному привело к тому, что в сознании отдельных людей понятие "секс" стало ассоциироваться с пороком и развратом, что безусловно неоправданно.
Половые отношения, стихийные и практически нерегулируемые на ранних этапах развития общества, по мере общественного развития в истории человечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это было прежде всего связано с укоренением собственности и возникшей необходимостью четкого определения круга собственников по родственному признаку. Таким образом, уже в древности сформировались надолго укоренившиеся установки в сфере полового поведения и его преемственности. Нормы половых отношений предусматривали общественно санкционированные ограничения на выбор сексуального партнера и регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этих принципов вошла существенным компонентом и в идеологию мировых религий.
Необходимые с точки зрения общественной целесообразности ограничения сексуальной активности породили крайние формы идеологических, нравственных и бытовых установок. Согласно им, сексуальные отправления целесообразны лишь ради продления рода и только в этом качестве терпимы и приемлемы. В принципе же половое влечение продиктовано низменными животными инстинктами и заслуживает подавления. Религиозная мораль проповедовала в качестве пути к совершенству духа смирение "плотских вожделений", выразившееся в крайней форме в апологии аскетизма.
Преемственность этих принципов в практике полового воспитания на протяжении долгого времени воплощалась в охранительно-запретительных воспитательных воздействиях. Информация о половых отношениях расценивалась как безусловно вредная для подрастающего поколения. Элементарные сведения о детородной функции полового взаимодействия молодой человек должен был получить от родителей незадолго до вступления в брак.
В Средние века образ ребёнка
был неоднозначным. С одной стороны,
ребёнок считался воплощением чистоты
и невинности, а с другой –
и-за деревенского уклада и повседневного
участия детей в жизни
В Европе резкой границей понимания сущности полового воспитания стал семнадцатый век. Провозглашая принципы строжайшего контроля над поведением и чувствами ребёнка, родители старались полностью оградить его от вопросов пола, даже от возможности видеть собственное обнажённое тело. В обиходе стали появляться такие “творения” человеческой мысли, как противомастурбационные замки, что-то вроде “поясов верности”. И если в начале семнадцатого века родители и другие взрослые не только свободно обсуждали при детях вопросы пола, но и не видели ничего дурного в том, чтобы “поиграть” с половым членом мальчика, вызывая у него эрекцию, то уже в середине века нравы стали диаметрально противоположными. В дворянских семьях, например, стали отделять детей от взрослых, что привело к отчуждённости между родителями и их детьми. А заботу о детях доверили специально приставленным воспитателям. К тому же разделение детей на мальчиков и девочек стало более жёстким, и появился запрет на детскую наготу. Даже спать детям предписывалось так, чтобы подошедший к постели не смог разглядеть формы тела и распознать пол ребёнка.
В восемнадцатом веке утвердилось мнение, что онанизм (самомастурбация у мальчиков) - опасная болезнь. Считалось, что онанизм порождает безумие и моральную деградацию. В доказательство своей теории врачи приводили неверно истолкованную самомастурбацию душевнобольных, путая, как это часто бывает, причину и следствие. На самом же деле не самомастурбация являлась причиной душевной болезни, а душевная болезнь “стирает” нормы общественной морали и делает допустимой самомастурбацию в присутствии посторонних людей.
Интересно, а какой бы вывод сделали тогдашние психиатры, если бы совместно содержались душевнобольные двух полов и занялись бы сексом? Сказали бы они, что секс тоже приводит к безумию?