Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:19, курсовая работа
Отсюда определяется цель исследования: определить принципы и содержание полового воспитания в семье и школе.
Для достижения поставленной цели автор курсового сочинения ставит следующие задачи:
- проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявить особенности полового воспитания школьников в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков;
- проанализировать программы и методики полового воспитания, провести эмпирическое исследование для подтверждения гипотезы.
К сожалению, лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание детей. Даже в тех случаях, когда школа уделяет достаточно внимания половому воспитанию, от родителей требуется активное проведение аналогичной работы в домашних условиях. Только совместные усилия школы и семьи позволяют ребенку вырасти в сексуально образованного и отвечающего за свои поступки подростка, а потом и взрослого человека. Практические советы, которые могут оказаться полезными при проведении этой работы, приведены выше. Залог успеха в половом воспитании — такая обстановка в семье, когда ребенок может свободно задавать интересующие его вопросы родителям, не боясь выслушать вместо ответа нравоучительную лекцию.
Хотя многие родители полагают, что половое воспитание — это доведение до ребенка определенной информации в виде лекций; оно на самом деле представляет собой непрерывный процесс, который во многом определяется примером родителей, их реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и, конечно, характером получаемой информации. Половое воспитание в семье — важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков.
В настоящее время многие психологи считают, что детям полезно обучаться и по внесемейным программам полового воспитания, который не заменяют, а дополняют домашние уроки. Это обусловлено следующими причинами:
1. Некоторые родители или дети, сталкиваясь в семейной или общественной жизни с темой или событием, имеющими отношение к сексуальности, настолько смущаются, что они просто не могут обсуждать этот предмет. (Мама говорит, чтобы я поговорила на эту тему с папой, а папа говорит, что он занят.)
2. Некоторые родители ждут, пока дети начнут задавать им вопросы о сексуальности, но дети об этом не спрашивают, или родители не замечают вопросов, заданных в косвенной форме.
3. Некоторые родители просто не имеют необходимой информации — за исключением простейших сведений о том, откуда берутся дети, — чтобы ответить на вопросы своих детей.
4. Зачастую людям, получившим специальную педагогическую подготовку, проще сообщить детям информацию ясно, доходчиво и объективно, чем родителям, которые чрезвычайно эмоционально относятся к своим детям, что вполне естественно и правильно.
5. Когда дети вступают в пубертатный период и перед ними встают новые задачи, характерные для подросткового возраста, они особенно сильно стремятся добиться независимости в таких областях, как половые отношения и сексуальность. Они не могут понять, почему родителей так беспокоит их половая жизнь. Они очень хотят физической и психологической приватности во всем, что касается секса, и действительно в ней нуждаются, но тем не менее им необходимо иметь возможность говорить о сексе друг с другом и с уважаемыми авторитетными людьми.
6. В большинстве семей у детей мало возможностей поговорить о вопросах пола и сексуальности со своими ровесниками, а ведь это умение необходимо людям любого возраста. Такие беседы помогают подготовить мальчиков и девочек к взаимопониманию со своими будущими супругами, научить их принимать разумные решения и нести за них ответственность.
7. В классе можно создать "безопасную", частично структурированную ситуацию, в которой молодым людям легче высказаться, чем в более интимной семейной обстановке. Кроме того, у них появляется возможность учиться молча, слушая, как другие обмениваются мнениями.
Однако многие родители против внедрения практики всестороннего полового воспитания в учебных заведениях.
Противники введения этого учебного курса приводят следующие доводы:
1. Предоставление детям
2. Половое воспитание настолько
тонкая и деликатная материя,
что должно осуществляться
3. Уровень преподавания и
Однако многие родители опасаются,
что в программах полового воспитания
и обучения основам семейной жизни
будут высказываться или
Особое сопротивление
В то же время не только церковь, но и широкая общественность выступает против осознанной, профессиональной и спланированной деятельности вследствии внедрения программ,которые разрушают традиционные нравственные ценности человеческого общества: идеи семьи, брака, супружеской верности, целомудрия.Показательным примером в этом отношении являются США, где в настоящее время правительство ежегодно выделяет значительную сумму для воспитания молодых людей в духе целомудрия и воздержания от половых связей до вступления в брак.
Таким образом, главным принципом полового воспитание должна выступать тактичность и соответствие традиционным ценностям. Возможно, если родители считают желательным, лекции мальчикам и девочкам читать раздельно, что избавило бы учителя от необходимости дозировать информацию.
Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе.
И. Борисов составил типологию имеющихся на сегодняшний день различных программ полового воспитания:
1. «Государственная» (
2. Малоизвестные и почти
3. Программы, предложенные
4. Деятельность медицинских компаний по повышению квалификации наших врачей и консультативная работа с населением (службы экстренной консультативной помощи);
5. Программы «социальной рекламы»
6. Программы нашего здравоохранения – например, Федеральная программа «Планирование семьи»;
7. Программы международных (
8. Опубликованные на русском
языке зарубежные учебные
Надо заметить, что в России накоплен очень интересный, но малоизвестный опыт создания и применения «местных» программ, причем примеры и положительные, и отрицательные. Исключительно ценен (как содержательно, так и организационно) опыт работы медико-педагогических школ в Ярославле, интересные результаты получены в ряде других крупных городов. К сожалению, во многих регионах местная власть оказалась обманутой или просто не желает связываться со скандальными темами, – а в результате появляются открыто антинаучные по своему содержанию программы, в которых школьников и их родителей просто обманывают. Например, в очень крупном муниципальном районе Москвы представители одной религиозной организации читают лекции старшеклассникам. Школьников призывают не пользоваться презервативами, которые якобы не защищают ни от инфекции, ни от беременности. Религиозные лекторы, очевидно, надеются таким образом уберечь молодежь от добрачного секса, – но в основе этого подхода фактическая ложь.
Почти одновременно с «государственными» программами федерального значения появились «негосударственные» – разработанные общественными организациями и крупными фармацевтическими компаниями. Как минимум три таких программы могут считаться имеющими федеральное (общенациональное) значение.
Программа «Все ли вы знаете о себе?»
была разработана для девочек-
Еще один пример успешной программы – проект «Изменения», реализуемый Российской ассоциацией планирования семьи и компанией «Проктер энд Гэмбл». В рамках этого проекта проводился урок гигиены для девочек и мальчиков, учащихся 7-х классов. Ученики получали брошюры (для себя и для родителей), образцы средств гигиены. Подростки на уроке получают знания об основных анатомо-физиологических изменениях периода полового созревания, об особенностях репродуктивной системы, о правилах личной гигиены. Урок по программе «Изменения» проводился в десятках городов, его прослушали сотни тысяч учащихся.
Наиболее крупная «негосударств
Однако эти программы, особенно программа РАПС, встречают сильное сопротивление со стороны многих родителей и ряда педагогов и общественных деятелей.
Особое негодование со стороны родителей, педагогов и общественности вызывают программы, выпущенные различными общественными организациями, преследующими те или иные цели, в том числе и рядом сект. Так, в одном из учебников о валеологии, рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, в качестве практического руководства предлагается обращение к учению Порфирия Иванова, который известен многим лишь как автор оздоровительной методики, основанной на различных способах закаливания организма и непосредственной близости к природе [33; 210 - 235]. Тем не менее, духовная основа этой доктрины вне всякого сомнения является неоязыческой и оккультной. Сам автор неоднократно называл себя богом ("богом Земли", богом "этому бугру", "этому месту"), всерьёз рекомендовал молитвенное обращение к себе, как к Учителю, с просьбой о здоровье.
Идеи оккультизма со всей очевидностью просматриваются и в ещё одном учебном пособии по валеологии, называемом "Валеология подростка". Его авторам Л.Г. Татарниковой и М.В. Поздеевой удается ненавязчиво, под знаком "это интересно", ввести читателя в мир оккультных представлений о строении мира, познакомить их с элементами хиромантии, дать определение теософии, поговорить о психической энергии и биополе. Среди вполне научных рассуждений, например, о строении сердца и кровеносной системы, о природе сна, неожиданным диссонансом начинают звучать следующие фрагменты: "Наша планета, как и всякая другая, состоит из трёх миров" - Мира Плотного, мира Тонкого, Мира Огненного; "Сон - это воспоминание о путешествиях в Тонкий Мир"; слово "Космос" пишется с большой буквы, а его исследование предлагается проводить не на основе достижений астрономии и физики, а чисто эзотерическим способом - посредством "голосов" и "видений". [27].
Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.
Вероятно, многих родителей шокирует и содержание некоторых изданий и руководств по половому воспитанию, например, книга М. Хиглинг М. «Как беседовать с ребенком о сексе» [31], где, например, указывается, что ваш ребенок дошкольного возраста должен знать:
Скажем, насчет третьего и последнего
утверждения можно согласиться,
возможно, учитывая вопросы детей, надо
быть готовыми и к тому, чтобы
рассказать ребенку о том, как
рождается ребенок и как происх