Половое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Отсюда определяется цель исследования: определить принципы и содержание полового воспитания в семье и школе.
Для достижения поставленной цели автор курсового сочинения ставит следующие задачи:
- проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявить особенности полового воспитания школьников в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков;
- проанализировать программы и методики полового воспитания, провести эмпирическое исследование для подтверждения гипотезы.

Файлы: 1 файл

Половое воспитание.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

В принципе, отрицательное отношение  к половому акту тоже имело место  в разные времена. Несколько отвлекаясь от темы, можно сказать, что запреты  на физиологические акты были сравнительно распространены, и наоборот - половой акт в присутствии или при помощи слуг и рабов считался вполне естественным в различных культурах. Короли же и прочие высокие сановники в эпоху “мушкетёров и придворных дам” считали вполне приличным не только кушать в присутствии стоящих рядом верноподданных, но и сидеть на горшке при них.

Возвращаясь к теме, напомним, что  люди в то время были настолько  запуганы последствиями онанизма, что  в борьбе с “детским грехом”  применяли даже кастрацию. Да и что  далеко ходить: в романе М. Горького “Дело Артамоновых” есть эпизод из начала прошлого века, где самомастурбирующий чужой мальчик был убит ударом сапога, чтобы “эта зараза не распространилась на наших детей”. В то же время, по свидетельству другого известного писателя - Марка Твена, церковь не только активно выступала против подростковой самомастурбации, вынуждая регулярно исповедоваться в этом “грехе”, но и сама становилась невольным инициатором детской самомастурбации. Мальчики специально искали и находили в библии места с сексуальным смыслом, отчего возбуждались и мастурбировали.

На рубеже XIX – XX веков значительное изменение отношения к проблемам  пола и половому воспитанию произошло  под влиянием учения З. Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности  и окрашенности практически всех проявлений активности человека первоначально были встречены общественностью с негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а затем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности. Собственно психоаналитические концепции воспитания чрезмерно акцентировали внимание именно на психосексуальной стороне развития личности. Однако в целом под воздействием этих идей постепенно была пересмотрена охранительно-запретительная тактика полового воспитания.

Оформление концепции полового воспитания в советской педагогике носило противоречивый характер. В  первые годы советской власти энтузиазм  по поводу освобождения от многих вековых  ограничений вылился в частности  в открытую проповедь "новой половой морали", а точнее - полного устранения ограничений в сексуальной сфере. Общество довольно быстро оценило деструктивный характер этой тенденции, что привело к противоположной крайности. Хотя это и не признавалось явно, в основу концепции полового воспитания в советской педагогике легли идеи известного педагога А.Б. Залкинда. Увлекавшийся сначала концепцией Фрейда, Залкинд пытался впоследствии совместить ее с постулатами марксистской идеологии. В результате сложился и закрепился следующий набор педагогических догм. Согласно Залкинду, половые потребности и половое влечение суть проявления одного из низменных пластов человеческой натуры и потому нуждаются в жестком регулировании и управлении. Общество вправе строго регламентировать даже индивидуальное поведение вплоть до выбора партнера. Сексуальным партнером может выступать исключительно супруг, поэтому до момента вступления в брак все проявления сексуальности должны быть подавлены. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должны посредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в русло социально приемлемой деятельности (по Фрейду - "сублимироваться").

Работы советских педагогов  по проблемам полового воспитания долгие годы сводились к проповеди творческой активности и спортивных занятий как "заместителей" полового поведения. На протяжении десятилетий педагогика оставалась по сути "бесполой": не принимались во внимание особенности психосексуального развития детей и связанные с полом характеристики формирования личности; половое просвещение сводилось к привитию гигиенических навыков и запугиванию негативными последствиями внебрачной половой жизни.

В связи с переоценкой многих казавшихся ранее незыблемыми норм происходит переориентация современной  отечественной педагогики и в вопросах полового воспитания. Особенности развития детей, связанные с их принадлежностью к тому или другому полу, все более подробно изучаются, и результаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания.

Теоретические основы современной стратегии полового воспитания наиболее полно сформулированы Д.В. Колесовым [15] и Н.В. Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться с учетом следующих принципов.

Половая принадлежность является важнейшим  стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

Половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола. Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.

Краеугольным понятием системы  полового восстания Колесов и  Сильверова считают понятие о социальной сущности человека, усвоение которого выступает важнейшей из педагогических задач. Оно предполагает наличие у ребенка соответствующего его уровню понимания, но верного представления о социальной природе человека в единстве биологического и социального, принципиальной несводимости любых проявлений жизнедеятельности людей к биологическим актам и в то же время неразрывной связи человека со всем органическим миром.

Другим основным понятием является понятие о сущности половых различий и значении половой принадлежности, предполагающее привитие ребенку осознанного понимания значения своего пола, уважения к противоположному полу и понимания его отличий от собственного.

Задачи полового воспитания, таким  образом, заключаются в формировании общественно полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые бы обеспечивали сохранение личного здоровья, создание полноценной семьи, ориентацию супругов на такое количество детей, которое в наибольшей степени отвечало бы интересам общества, и развитие способности учитывать специфические половые особенности (физического и психологического характера) противоположного пола в процессе трудовой деятельности и общения.

В связи с этим, дефектным выступает такой стиль полового воспитания, при котором задается ложное направление проявлениям психосексуального развития ребенка, либо они просто подавляются (эти два момента тесно взаимосвязаны и порождают друг друга).

Дефектное половое воспитание почти исключительно связано с некомпетентностью воспитателей. Ее основные проявления: незнание особенностей сексуального развития ребенка и соответственно неверная реакция на это развитие, собственные неверные установки по вопросам взаимоотношений полов, а также неверные установки по отношению к детям.

Ошибки педагогов и родителей  в половом воспитании в основном сводятся к следующим:

- Подавление естественных реакций  - не только половых, но и  просто непосредственно эмоциональных;  это приводит к возникновению препятствующих нормальной сексуальной жизни холодности и рассудочности.

- Излишне строгое, предполагающее  изоляцию от лиц противоположного  пола воспитание, препятствующее  приобретению необходимых навыков  общения.

- Выработка неприязни к противоположному полу, подавление любых проявлений половой сущности и интересов.

- Сглаживание половых различий, своеобразная половая унификация; уход от детских вопросов и  выдача неверных ответов. 

- Привитие исключительного отношения  к целомудрию, своеобразная фетишизация невинности и девственности.

Для того чтобы эти ошибки не были совершены, а уже совершенные  преодолены, необходимо воспитание уважения к лицам другого пола, формирование навыков общения с ними, недопустимость сведения представлений о взаимоотношениях полов исключительно к сексуальным контактам.

 

1.3 Психология полового  воспитания на различных возрастных  этапах

 

Эффективность полового воспитания зависит  от учета связанных с полом  особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах, начиная с самых  ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное отношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком или девочкой.

Психологическими наблюдениями установлено, что одни и те же особенности внешности  и поведения младенца в зависимости от его пола вызывают у взрослых диаметрально противоположные реакции. Родители девочек считают фемининными (женственными) многие обнаруживаемые ими у дочерей черты поведения, а мальчиков - те же черты мускулинными (мужественными). С новорожденными девочками матери больше разговаривают, а на долю мальчиков приходится больше физических упражнений; отцы больше разговаривают с новорожденным сыном, чем с дочерью. Эти различия, особенно яркие в поведении родителей с первенцем, показывают, что практически с начала жизни ребенок и родители обусловливают поведение друг друга: пол проявляется и формируется не только как развивающиеся черты, но и как система отношений.

Мужчина и женщина биологически и психологически различаются по своему месту и роли в сложнейшей природосообразной системе продления человеческого рода. Психофизиологическая конституция мужчин предопределяет их более высокую готовность к экстремальным, рискованным ситуациям, потребность в риске, изменения себя и других, достижении различных целей. Ситуации, в которых требуется полная мобилизация, с дефицитом времени на принятие решения, с несколькими динамичными объектами для внимания именно они позволяют мужчине мобилизоваться, проявить потенциальную энергию. Женщина, обладая более слабым типом нервной системы, склонна скорее избегать, чем стремиться к подобным условиям и ситуациям жизнедеятельности. Но зато она более приспособлена к тонкой, кропотливой и монотонной работе, требующей сосредоточения всего внимания на одном объекте (например, на грудном ребенке). Такие различия объективно обусловили появление исторически мужских и женских ролей и профессий.

Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков и девочек  в соответствии с идеалами мужественности и женственности основывается на разделении семейных ролей между матерью и отцом. Основа полового воспитания - личный пример родителей, наблюдаемые ребенком изо дня в день их поступки и высказывания. Если идеал мужественности и женственности формулируется только на словах (а именно этим чаще всего приходится ограничиваться школьным педагогам), а на деле ни мать, ни отец не приближаются к эталонам мужественности и женственности, ребенок в большинстве случаев практически не усваивает требуемые образцы.

Правильное половое воспитание основывается на подчеркивании позитивных и компенсации негативных черт мужской или женской психофизиологической конституции, природного темперамента. При этом абсолютно недопустимо противопоставление полов, выпячивание кажущихся преимуществ.

Формирование половых стереотипов обусловлено не только влиянием взрослых; в этом смысле дети рано становятся "учителями" друг для друга. В детском саду наибольшее количество реакций отвержения со стороны сверстников заслуживают те дети, чье поведение не соответствует половой роли.

Половое воспитание дошкольника должно включать ознакомление с элементарными  сведениями о половых различиях  и деторождении. Но еще более важным является опыт "неполовой" любви  к родителям и сверстникам - залог  нравственности в зрелом возрасте.

Осознание ребенком своей половой принадлежности начинается с того, что он научается различать пол других людей.

Знание собственной половой  принадлежности развивается в полной мере к трем годам, по мере того как  ребенок осознает свое “ Я “  (ты – мальчик, я – девочка).

В 2 – 4 года у ребенка особенно активно  проявляется “половое любопытство“, т. е. стремление к разглядыванию  и ощупыванию своих половых органов. Дело в том, что осознание своего собственного “Я“ обязательно включает в норме и осознание собственной  половой принадлежности. А половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит, формирования в детях эталонов настоящего мужчины и женщины. И в каждом определенном возрасте у ребенка должно быть соответствующее его уровню понимания представление о сущности половых различий. Ребенок должен осознанно понимать значение своего пола и уважать пол противоположный. Так уже в маленьком мальчике необходимо развивать уважение к женщине, а девочку нужно научить вести себя в соответствии с половой принадлежностью.

Поступление в школу знаменует  начало нового ответственного этапа  полового воспитания. Взаимоотношения  со сверстниками противоположного пола становятся более интенсивными. Особую роль приобретает учитель как  авторитетный носитель знаний и образцов поведения. В современной школе большинство педагогов составляют женщины, что во многом определяет специфику школьных требований, практически ориентированных на фемининный стиль поведения. Девочки поэтому оказываются в более выигрышном положении. Они приходят в школу несколько более зрелыми эмоционально, с лучше развитыми тонкими движениями пальцев рук, больше склонными ориентироваться на мнение и отношение к ним взрослых, более аккуратными и тихими, менее критичными и агрессивными, чем мальчики. Таким образом они гораздо больше мальчиков соответствуют требованиям к идеальному ученику. Кроме того, их стиль поведения ближе и понятнее учительнице. В итоге при негласном подразделении класса на сильных и слабых учеников, последние как правило оказываются представлены почти исключительно мальчиками, что может быть и не связано с их умственными способностями. Такое положение не на пользу и девочкам, с первых шагов усваивающим чувство ничем не оправданного превосходства над мальчиками.

Информация о работе Половое воспитание