Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:22, контрольная работа
Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера. ,
Введение………….........................................................................3
Понятие деятельности…………………………………………..... 5
Виды и структура деятельности
- Виды деятельности…………………………………….….....9
- Структура деятельности……………………………………13
Психическая регуляция поведения и деятельности...................17
- Умения, навыки, привычки……………………………......19
Вывод………………………………………………………….…..24
Список использованной литературы……………………….…..26
Виды и структура деятельности.
У современного человека имеется
множество различных видов
Проще определить основные
параметры, в соответствии с которыми
можно описывать систему
Под силой потребности
имеется в виду значение соответствующей
потребности для человека, ее актуальность,
частота возникновения и
Количество - это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть такие, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности от того, что вовремя не успевают делать все дела.
Под своеобразием потребности
имеются в виду предметы и объекты,
с помощью которых та или иная
потребность может быть достаточно
полно удовлетворена у данного
человека, а также предпочитаемый
способ удовлетворения этой и других
потребностей. Например, познавательная
потребность одного человека может
быть удовлетворена в результате
систематического просмотра только
развлекательных передач по телевидению.
Другому для полного
В соответствии с описанными
параметрами, характеризующими систему
человеческих потребностей, можно индивидуально
представить и описать
Но есть и другой путь:
обобщить и выделить основные виды
деятельности, свойственные всем людям.
Они будут соответствовать
Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение рассматривается
как вид деятельности, направленной
на обмен информацией между
Игра - это такой вид
деятельности, результатом которого
не становится производство какого-либо
материального или идеального продукта
(за исключением деловых и
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.
Тем не менее игры имеют
большое значение в жизни людей.
Для детей игры имеют по преимуществу
развивающее значение, а у взрослых
служат средством общения, разрядки.
Некоторые формы игровой
Учение выступает как
вид деятельности, целью которого
является приобретение человеком знаний,
умений и навыков. Учение может быть
организованным и осуществляться в
специальных образовательных
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Труд — деятельность,
направленная на создание
Полное раскрытие способностей
и качеств личности в труде
возможно лишь в обществе, свободном
от эксплуатации. Труд по принуждению
(физическому, юридическому, экономическому)
, характерный для
В прямой зависимости
от существующих
В труде раскрываются
и формируются способности
Изучение условий,
влияющих на
В структуре деятельности
следует, прежде всего, различать субъект
и объект деятельности. Субъект —
тот, кто осуществляет деятельность,
объект — это то, на что она
направлена. Например, земледелец (субъект
деятельности) воздействует на землю
и выращиваемые на ней культуры (объект
деятельности). Для бригады строителей-
Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства ее достижения и результаты. Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность с того, что ставит (полагает) перед собою цель.
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец). Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возник в сознании архитектора. Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель осознает, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогической деятельности.
Итак, цель — это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.
Может ли человек ставить любую цель, какую вздумается? Имея кремний, можно задаться целью изготовить наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук. Пока не появились современные строительные материалы, не могла возникнуть цель построить высотные дома. Правда, мог появиться сказочный образ, например, ковра-самолета. Но какая деятельность могла создать такой ковер в действительности? Следовательно, целью деятельности может быть не любой образ желаемого, а лишь такой, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта. При этом человек может знать или не знать свои возможности, знать или не знать свойства предметов окружающего мира. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия достижения цели. «Кого считать умным?» — спрашивал сирийский мыслитель XIII в. Абуль-Фарадж. И отвечал: «Того, кто стремится лишь к достижимой цели».
Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства. Чтобы вырастить урожай, нужны семена, орудия труда, система приемов агротехники и т. д. Чтобы научить учеников читать и писать, нужны учебники, тетради, эффективные приемы учебной работы и т. п. Средства должны соответствовать цели. Когда говорят: «Палить из пушки по воробьям», это значит, что средства не соответствуют цели. Вспомним и басни: медведь, чтобы избавить хозяина от досаждавшего ему комара, прихлопнул первого дубиной.
А можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами? Вот как отвечал на этот вопрос мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли: «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом». Он считал, что для достижения цели можно обманывать, «при надобности не чураться зла».
Итак, победителей не судят?
Цель оправдывает средства? А вот
другая точка зрения. Ее выразил
русский писатель Н. С. Лесков: «Никакая
благородная цель не оправдывает
мер, противных принципам