Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:22, контрольная работа
Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера. ,
Введение………….........................................................................3
Понятие деятельности…………………………………………..... 5
Виды и структура деятельности
- Виды деятельности…………………………………….….....9
- Структура деятельности……………………………………13
Психическая регуляция поведения и деятельности...................17
- Умения, навыки, привычки……………………………......19
Вывод………………………………………………………….…..24
Список использованной литературы……………………….…..26
Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводит такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий преступник не ждал. Результат усилил его вину, и, таким образом, он получил обратный удар. Использованное им средство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано.
Говоря о структуре деятельности, укажем также на то, что деятельность состоит из действий. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и др. Деятельность космонавтов включает в себя наблюдения за Землей, наладку приборов, проведение экспериментов, ремонтные работы, тренировки и т. д. Деятельность земледельца — вспашку, посев, прополку, уборку урожая. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, прополка имеет целью создать условия роста культурных растений.
Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Можно ли при этом говорить о поведении человека? Да, но во многих случаях имеется в виду, как он выполняет свою работу, как относится к ней, к другим людям, к себе.
Представим себе деятельность продавца. Эта несомненно нужная людям работа может осуществляться по-разному. Один приветлив, порядочен, аккуратен, собран, другой грубит покупателям, пытается их обмануть, выполняет свои обязанности кое-как. Два человека заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков.
(Вспомните критерии
Мотивом деятельности
называется то, что побуждает
ее, ради чего она осуществляется.
В качестве мотива обычно
Мотивы человеческой
деятельности могут быть
Психическая регуляция поведения и деятельности.
Психические процессы: восприятие,
внимание, воображение, память, мышление,
речь - выступают как важнейшие
компоненты любой человеческой деятельности.
Для того чтобы удовлетворять
свои потребности, общаться, играть, учиться
и трудиться, человек должен воспринимать
мир, обращать внимание на те или иные
моменты или компоненты деятельности,
представлять то, что ему нужно
сделать, запоминать, обдумывать, высказывать
суждения. Следовательно, без участия
психических процессов
Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущимся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.
Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.
Еще в большей степени
это относится к памяти, причем
к двум ее основным процессам одновременно:
к запоминанию и
Запоминание также
предполагает выполнение
Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое мышление). В более развитых формах - образной и логической - деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и внутреннем действии.
Было экспериментально доказано,
что внутренние, т.е. психические, процессы,
называемые высшими психическими функциями,
по происхождению и структуре
являются деятельностями. Разработаны
и доказаны на практике теории, утверждающие,
что психические процессы можно
формировать через
С другой стороны, ни один из
названных психических
Умения, навыки, привычки.
Автоматизированные, сознательно,
полусознательно и
Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.
Навыки - это полностью
автоматизированные, инстинктоподобные
компоненты умений, реализуемые на
уровне бессознательного контроля. Если
под действием понимать часть
деятельности, имеющую четко поставленную
сознательную цель, то навыком также
можно назвать
При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пишущего текст, выполняющего спортивное упражнение, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую деталь предмета, читающего лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.
Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.
Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются частью более сложного навыка. Деятельность человека благодаря автоматизации ее отдельных компонентов, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на решение более сложных задач.
Физиологической основой
автоматизации компонентов
Поскольку навыки входят в
структуру действий и различных
видов деятельности в большом
количестве, они обычно взаимодействуют
друг с другом, образуя сложные
системы навыков. Характер их взаимодействия
может быть различным: от согласованности
до противодействия, от полного слияния
до взаимно отрицательного тормозного
влияния - интерференции. Согласование
навыков происходит тогда, когда: а)
система движений, входящих в один
навык, соответствует системе
Важное значение для понимания
процесса формирования навыков имеет
их перенос, т.е. распространение и
использование навыков, сформированных
в результате выполнения одних действий
и видов деятельности, на другие.
Для того чтобы такой перенос
осуществился нормально, необходимо, чтобы
навык стал обобщенным, универсальным,
согласующимся с другими
Умения в отличие от
навыков образуются в результате
координации навыков, их объединения
в системы с помощью действий,
которые находятся под
Одно из основных качеств,
относящихся к умениям, заключается
в том, что человек в состоянии
изменять структуру умений - навыков,
операций и действий, входящих в
состав умений, последовательность их
выполнения, сохраняя при этом неизменным
конечный результат. Умелый человек, к
примеру, может заменить один материал
другим при изготовлении какого-либо
изделия, сделать сам или
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решении. Управление умениями на уровне Центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.