ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ
ВОСПИТАНИЯ В «ШИРОКОМ» И
«УЗКОМ» СМЫСЛЕ.
План.
- Воспитательная
концепция в современном российском обществе.
- Понятие «воспитания» в широком и узком смысле.
- Цели и задачи воспитания.
- Классификация методов воспитания.
- Семья как социально-психологический фактор воспитания.
- Заключение.
- Воспитательная
концепция в современном российском обществе.
В современной российской действительности
единой сформулированной концепции
воспитания подрастающих поколений, которая
признавалась бы государством и обществом,
нет. Вместе с тем, теория педагогики
учит нас, что, если воспитательные принципы
не сформулированы, это вовсе не
означает, что их нет. В этом случае
говорят о наличии так называемой
имплицитной концепции воспитания,
то есть существующей в скрытом, невыраженном
виде. Если попытаться выразить основные
принципы имеющейся ныне имплицитной
концепции воспитания подрастающих
россиян, то получится приблизительно
следующая аксиоматическая база:
1. Всё разрешено.
2.Ты никому не обязан.
3. Все обязаны тебе.
Быть может, этот перечень неполный,
но механизм формирования человека по
таким принципам прозрачен. Всё
это работает на разрушение личности,
способствует не соединению воедино
всех сторон телесно-душевной и духовных
составляющих личности, а общему расслаблению,
«разжижению» интеллекта, воли, скудости
проявления эмоций, сужению интереса
не только к познанию окружающего
мира, но и самого себя. Можно предположить,
что существование и далее
в таком скрытом виде имеющейся
воспитательной концепции поможет
очень быстро подготовить целое
поколение легко управляемых, послушных
потребителей, «свободных» выбирать
из того, что им предложено. Отсутствие
ценностной иерархии в воспитательном
процессе в первую очередь негативно
сказывается именно на воспитанниках.
Следствием являются деструктивные
проявления в поведении детей
и молодёжи, обусловленные несформированностью
мировоззренческих установок. Проблема формирования
мировоззренческой позиции в ребёнке
на протяжении всей истории педагогики
являлась основополагающей в теории воспитания.
Опять же, обратившись к теоретическим
положениям педагогики, находим ещё один
важнейший постулат – личность в подрастающем
человеке развивается на основе той или
иной национальной культуры. В «Конвенции
о правах ребёнка» подчёркивается, что
приоритет в воспитании должен быть отдан
национальным ценностям при должном уважении
к ценностям других цивилизаций. Это и
понятно – только впитав и освоив свои
«родные» ценности, взрослеющий человек
в состоянии уважительно воспринять и
иные. Неслучайно в Концепции национальной
безопасности Российской Федерации предусмотрена
защита духовно-нравственного наследия
и исторических религиозных традиций
народов России и намечено осуществление
мер, направленных на наиболее полную
реализацию духовного, нравственного
и миротворческого потенциала религиозных
традиций народов России. Именно
духовный потенциал нации является гарантом
её безопасности.
2.
Понятие «воспитание» в широком
и узком смысле.
Во многих работах по педагогике
слово «воспитание» употребляется
в широком и узком смысле. В
педагогике признается, что нет ясности
в понимании воспитания, а употребление
слова «воспитание» то в широком,
то в узком смысле не проясняет
понимания, обозначаемого словом явления,
а лишь указывает, что в сфере,
в которой широкие и узкие
смыслы находят применение, нет терминологической
ясности. Но факт употребления слова
то в узком, то в широком смысле
необходимо рассмотреть. Выражения «в
широком смысле» и «в узком смысле» тождественны
выражениям «в обширном смысле», «в тесном
смысле» и не представляют научных терминов
или понятий какой-либо конкретной науки,
они также не составляют и никаких логических
терминов. Применение их в тех или иных
ситуациях в научных работах позволяет
преодолеть некоторые затруднения или
неудобства терминологического характера
и разграничивать некоторые смыслы или
значения, представляемые одним и тем
же словом. Так, например, К. Д. Ушинский
под выражением «педагогика в обширном
смысле» понимал педагогику как собрание
знаний, или собрание наук, необходимых
и полезных для педагогики; а под выражением
«педагогика в тесном смысле» понимал
педагогику как собрание воспитательных
правил». То есть понятие педагогика он
использовал в двух значениях, или в двух
смыслах. Использование этого приема для
различия педагогики в различных смыслах
не одиночный факт. Здесь же необходимо
обратить внимание еще на один случай
использования приема разграничения смыслов
понятия воспитания. Так, он отмечает,
что «слово воспитание прилагается не
к одному человеку, но также к животным
и растениям, а равно и к историческим
обществам, племенам и народам, т. е. к организмам
всякого рода, и воспитывать в обширнейшем
смысле значит способствовать развитию
какого-нибудь организма посредством
свойственной ему пищи, материальной и
духовной». Обширный смысл слова воспитания
состоит здесь в том, что оно применяется
не только к человеку, но и к любым организмам.
Рассмотрим содержательную сторону понимания
воспитания в широком смысле:
- «Воспитание, в широком
смысле слова, – воздействие
на формирование и развитие
психики человека всей окружающей
обстановки, происходящих событий,
всего общественного строя…»;
- «Воспитание в широком
смысле слова – это влияние
на развитие и результат такого
влияния. Это значение имеют
в виду, когда… утверждают, что
человека воспитывает вся его
жизнь»;
- «Термином «воспитание»
иногда также обозначается всеобъемлющий
процесс формирования человека,
когда утверждают, что воспитывает
вся жизнь…»;
- «Предметом педагогики
как области научного познания
является особая функция общества
– воспитание…»;
- «Воспитание – объективно
закономерный процесс подготовки
людей к трудовой и полезной
деятельности в обществе, к выполнению
многообразных социальных функций»;
- «Воспитание, в широком
смысле этого слова, включает
в себя также образование и
обучение»;
- «Воспитание человека
в широком педагогическом смысле
– это целенаправленный процесс,
осуществляемый под руководством…
учителей, педагогов, воспитателей,
включающий в себя все виды
учебных занятий и внеучебной
воспитательной работы»;
- «Когда говорится о
том, что предметом педагогики
является специально организованное,
целенаправленное воспитание, слово
«воспитание» употребляется в
широком педагогическом смысле,
охватывая и обучение и воспитание…». Одна
группа высказываний представляет воспитание
как воздействие на формирование и развитие
психики человека, как влияние на развитие
человека и результат такого влияния,
как всеобъемлющий процесс формирования
человека. Общий смысл содержания этих
высказываний состоит в том, что в воспитание
включают и природные, и социальные явления.
Другая группа высказываний представляет
воспитание как особую функцию общества,
как объективно закономерный процесс
подготовки людей к трудовой и иной полезной
деятельности. Смысл этих высказываний
состоит в том, что в воспитание включены
только социальные явления. Третья группа
высказываний представляет воспитание
как процесс целенаправленного формирования
личности, включающий в себя образование
и обучение, как целенаправленный процесс,
осуществляемый под руководством учителей,
педагогов, воспитателей, вобравший в
себя все виды учебных занятий и внеучебной
воспитательной работы; как охватывающий
и обучение, и воспитание, т. е. весь учебно-воспитательный
процесс. Смысл содержания этих высказываний
состоит в том, что в воспитание включены
только педагогические явления: образование,
обучение, воспитание, воспитательная
работа и учебно-воспитательный процесс.
Таким образом, воспитание в широком смысле
представляет собой как бы трехъярусное
содержание, иначе сказать, слово «воспитание»
в широком смысле фактически может иметь
три различных значения, три различных
объема, т. е. сам широкий смысл оказался
трехзначным, или имеющим три различные
«широты». Обратимся теперь к высказываниям,
представляющим воспитание в узком смысле:
- «Под воспитанием (в
узком смысле слова) понимают
также целенаправленную деятельность
по руководству этим процессом»;
- «В узком смысле слова…
под воспитанием понимается работа
воспитателей…»;
- «Понятие «воспитание»
употребляется также в узком
специальном смысле. Под воспитанием
понимаются процессы целенаправленного
влияния на личность с целью
ее всестороннего развития»;
- «В ряде случаев, когда
хотят подчеркнуть, что в какой-то
школе обучение поставлено хорошо,
а воспитание – хуже… значение
слова «воспитание» сужается
еще больше, становится синонимом
понятия «воспитательная работа»
и предполагает формирование
системы определенных качеств,
взглядов, убеждений учащихся…»;
- «В узком смысле воспитание
означает формирование мировоззрения,
нравственного облика, развитие
эстетического вкуса, физическое
развитие… В таком понимании
воспитание не включает в себя
образование и обучение»;
- «В узком смысле слова,
воспитание – целеустремленное
и систематическое воздействие
на сознание воспитуемого с
целью привития качеств, желательных
воспитателю»;
- «В узком педагогическом
смысле … под воспитанием понимается
специальная воспитательная работа,
направленная на формирование
системы определенных качеств…».
Узкий смысл слова (понятия, термина) воспитания
представлен в высказываниях как целенаправленная
деятельность по руководству процессом
подготовки людей к полезной деятельности,
как процесс целенаправленного влияния
на личность с целью ее всестороннего
развития, как работа воспитателей, как
воспитательная работа, предполагающая
формирование качеств, взглядов, убеждений
учащихся, как формирование мировоззрения,
нравственного облика, эстетического
вкуса, физического развития, не включающее
в себя образование и обучение. Общим элементом
содержания этих высказываний является
отнесенность воспитания к социальным
явлениям (что подчеркнуто наличием в
их составе слов «цель», «воспитательная
работа»), которые не могут быть выполнены
вне деятельности человека, а деятельность
не может быть осуществлена без наличия
цели.
3.
Цели и задачи воспитания.
Цель
воспитания – это то, к чему стремится
воспитание, будущее, на достижение которого
направляются его усилия. Любое воспитание
– от мельчайших актов до широкомасштабных
государственных программ – всегда
целенаправленно; бесцельного, ни к
чему не стремящегося воспитания не бывает.
Целям подчиняется все: содержание,
организация, формы и методы воспитания.
Поэтому проблема целей воспитания
относится к числу наиболее важных
в педагогике. Вопросы – к чему
должны стремиться школы и воспитатели
в своей практической деятельности,
каких результатов добиваться –
можно назвать ключевыми. Выделяются общие и индивидуальные цели
воспитания. Цель воспитания выступает
как общая, когда она выражает качества,
которые должны быть сформированы у всех
людей, и как индивидуальная, когда предлагается
воспитание определенного (отдельного)
человека. Прогрессивная педагогика выступает
за единство и совмещение общих и индивидуальных
целей. Цель выражает общую целеустремленность
воспитания. При практическом осуществлении
она выступает как система конкретных
задач. Цель и зада соотносятся как единое
целое и часть, система и ее компоненты.
Поэтому справедливо и такое определение:
цель воспитания – это система решаемых
воспитанием задач. Глубинная перестройка
общества и школы, вызвавшая пересмотр
и переориентацию целей воспитания, породила
множество противоречий в определении
конкретных задач воспитания. Эти противоречия
не только не устранены, но стали еще острее.
Поэтому рассмотрим как традиционные
для бывшей социалистической школы задачи,
так и новые, вызванные к жизни перестроечными
процессами, принятыми концепцией и национальной
(федеральной) программой развития образования
в стране. Традиционными составными частями
воспитания называют умственное, физическое,
трудовое и политехническое, нравственное,
этическое. Умственное воспитание
вооружает обучаемых системой знаний
основ наук. Задачи умственного воспитания
следующие:
- усвоение определенного объема научных
знаний; - формирование научного мировоззрения;
- развитие умственных сил, способностей
и дарований; - развитие познавательных
интересов; - формирование потребности
постоянно пополнять свои знания, повышать
уровень общеобразовательной и специальной
подготовки. Физическое воспитание
– неотъемлемая часть почти всех воспитательных
систем. Современное общество, в основе
которого лежит высокоразвитое производство,
требует физически крепкого молодого
поколения, способного с высокой производительностью
трудиться на предприятиях, переносить
повышение нагрузки, быть готовым к защите
Родины. Физическое воспитание также способствует
выработке у молодежи качеств, необходимых
для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания следующие:
- укрепление здоровья, правильное физическое
развитие;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- развитие и совершенствование природных
двигательных качеств; - обучение новым
видам движений; - развитие основных двигательных
качеств (силы, ловкости, выносливости
и др.); - формирование гигиенических навыков;
- воспитание нравственных качеств (смелости,
настойчивости, решительности, дисциплинированности,
ответственности, коллективизма); - формирование
потребности в постоянных и систематических
занятиях физической культурой и спортом;
- развитие стремления быть здоровым,
бодрым, доставлять радость себе и окружающим. Трудовое воспитание охватывает
те аспекты воспитательного процесса,
где формируются трудовые действия, складываются
производственные отношения, изучаются
орудия труда и способы их использования.
Труд в процессе воспитания выступает
и как ведущий фактор развития личности,
и как способ творческого освоения мира,
обретение опыта посильной трудовой деятельности
в различных сферах труда, и как неотъемлемый
компонент общего образования, в значительной
мере центрирующий общеобразовательный
учебный материал, и как столь же неотъемлемая
часть физического и этического воспитания.
Политехническое образование направлено
на ознакомление с основными принципами
всех производств, усвоение знаний о современных
производственных процессах и отношениях.
Его главные задачи – формирование интереса
к производственной деятельности, развитие
технических способностей, нового экономического
мышления, изобретательности, начал предпринимательства.
Правильно поставленное политехническое
образование развивает трудолюбие, дисциплинированность,
ответственность, готовит к осознанному
выбору профессии. Благоприятное воздействие
оказывает не любой, а лишь производственный
труд, т.е. такой труд, в процессе которого
создаются материальные ценности. Производственный
труд характеризуется: 1) материальным
результатом; 2) организацией; 3) включением
в систему трудовых отношений всего общества;
4) материальным вознаграждением. Нравственное воспитание.
Под моралью понимает исторически сложившиеся
нормы и правила поведения человека, определяющие
его отношение к обществу, труду, людям.
Нравственность - это внутренняя мораль,
мораль не показная, не для других – для
себя. Важнее всего формировать глубокую
человеческую нравственность. Нравственное
воспитание решает такие задачи, как формирование
нравственных понятий, суждений, чувств
и убеждений, навыков и привычек поведения,
соответствующих нормам общества. Эмоциональное (эстетическое)
воспитание – еще один базовый компонент
цели воспитания и воспитательной системы,
обобщающий развитие этических идеалов,
потребностей и вкусов у воспитанников.
Задачи этического воспитания условно
можно разделить на две группы – приобретение
теоретических знаний и формирование
практических умений. Первая группа задач
решает вопросы приобщения к эстетическим
ценностям, а вторая – активного включения
в этическую деятельность. Задачи приобщения:
- формирование этических знаний; - воспитание
этической культуры; - овладение этическим
и культурным наследием прошлого; - формирование
эстетического отношения к действительности;
- развитие эстетических чувств; - приобщение
человека к прекрасному в жизни, природе,
труде; - развитие потребности строить
жизнь и деятельность по законам красоты;
- формирование стремления быть прекрасным
во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем
виде. Задачи включения в этическую деятельность
предполагают активное участие каждого
воспитанника в созидании прекрасного
своими руками: практические знания живописью,
музыкой, хореографией, участие в творческих
объединениях, группах, студиях и т.п.
4. Классификация методов
воспитания.
Метод воспитания
(от греческого "методос" – путь)
- это способ реализации целей воспитания.
Методы воспитания являются главными
средствами, обеспечивающими успешность
решения задач каждого из компонентов
воспитательного процесса. Традиционно
методы воспитания рассматривают как
способы воздействия на сущностные
сферы человека с целью выработки
у них заданных целью воспитания
качеств. Однако такое понимание
не соответствует нашему пониманию
воспитательного процесса, в основе
которого лежит субъектно-субъектный
подход. Под методами воспитания мы
понимаем способы взаимодействия педагогов
и учащихся, в процессе которого
происходят изменения в уровне развития
качеств личности воспитанников. Классификация
методов - это выстроенная по определенному
признаку система методов. Классификация
помогает обнаружить в методах общее и
специфическое, существенное и случайное,
теоретическое и практическое и тем самым
способствует их осознанному выбору, наиболее
эффективному применению. Опираясь на
классификацию, педагог не только ясно
представляет себе систему методов, но
и лучше понимает назначение, характерные
признаки различных методов и модификаций. Выделяют
3 группы методов воспитания:
a) Методы формирования сознания личности
- убеждение
- рассказ
- объяснение
- разъяснение
- лекция
- этическая
беседа
- внушение
- инструктаж
- диспут
- доклад
- пример
б) Методы организации деятельности и
формирование опыта общественного поведения
- упражнения
- приучение
- педагогическое
требование
- общественное
мнение
- поручение
- воспитательные
ситуации
в) Методы стимулирования поведения деятельности
- соревнования
- поощрение
- наказание
Рассказ
на этическую тему – яркое, эмоциональное изложение конкретных
фактов и событий, имеющих нравственное
содержание, воздействующее на чувство,
рассказ помогает воспитанникам понять
и усвоить смысл моральных оценок и норм
поведения.
Разъяснение
– это
метод эмоционального, словесного воздействия
на воспитанников. Важная черта – ориентированность
воздействия на данную группу или отдельную
личность. Применяется только тогда когда
воспитаннику действительно необходимо
что-то объяснить, так или иначе повлиять
на его сознание
Внушение
– проникая
незаметно в психику, действует на личность
человека.
Создаются установки и мотивы деятельности.
Используются в том случае когда
воспитанник должен принять определенную
установку. (используется для усиления
воздействия других методов воспитания.