Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа
В современной российской действительности единой сформулированной концепции воспитания подрастающих поколений, которая признавалась бы государством и обществом, нет. Вместе с тем, теория педагогики учит нас, что, если воспитательные принципы не сформулированы, это вовсе не означает, что их нет. В этом случае говорят о наличии так называемой имплицитной концепции воспитания, то есть существующей в скрытом, невыраженном виде.
Воспитательная концепция в современном российском обществе.
Понятие «воспитания» в широком и узком смысле.
Цели и задачи воспитания.
Классификация методов воспитания.
Семья как социально-психологический фактор воспитания.
Заключение.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.
Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.
Упражнение - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.
Эффективность упражнения зависит от:
· Систематики упражнений
· Содержания
· Объема
· Доступности и пассивности
· Частоты повторения
· Контроля и коррекции
· Личных особенностей воспитанника
· Места и времени выполнения упражнения
· Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений
· Мотивация и стимулирование
(надо начинать упражнение как можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки).
Требование – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.
По форме представления:
· Прямые
· Косвенные
Косвенные могут быть:
· Требование совет
· Требование в игровой форме
· Требование доверием
· Требование просьба
· Требование намек
· Требование одобрение
По результатам воспитания:
· Позитивное
· Негативное
По способу предъявлении:
· Непосредственные
· опосредованные
Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.
Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.
Метод воспитательной ситуации – ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.
Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.
Виды поощрения:
· одобрение
· ободрение
· похвала
· благодарность
· награждение грамотой или подарком
С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.
Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.
Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.
Виды наказания:
· связанно с наложение дополнительных обязанностей
· лишение или ограничением прав
· выражение моральных порицаний м осуждений
Формы наказаний:
· неодобрение
· замечание
· предупреждение
· обсуждение на собрании
· отстранение от занятий
· исключение
5. Семья как социально-
Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в
воспитании
личности, является семья. Семья играет
в воспитании основную, долговременную
роль. Доверие и страх, уверенность
и робость, спокойствие и тревога,
сердечность и теплота в
Нормальные воспитательные
отношения складываются
при взаимной удовлетворенности
супругов, их соответствии друг
другу во всех видах внутрисемейных
отношений. Особо
Причинами аномалий в воспитании детей являются систематические
нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Другой причиной является неоднозначность понимания семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования супругов друг к другу.
Самыми же существенными факторами,
отрицательно сказывающимися на
воспитании детей, являются
Основным способом практического
устранения отрицательного влияния
перечисленных факторов
на воспитание детей
является достижение взаимопонимания
и гармонизация личных
взаимоотношений супругов.
Для достижения воспитательных
целей в семье родители
обращаются к различным средствам
воздействия: поощряют и
поступок ребенка, за который он наказан, разумно ему объяснен.
Установлено, что ребенок, на которого часто кричат, которого часто
наказывают, отчуждается от родителей, проявляет повышенную агрессивность. В психологически разных условиях оказывается и несколько по-разному должны воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Братья и сестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек. Например, мальчики, имеющие старших братьев, проявляют больше чисто мужских черт характера и интересов, чем девочки, имеющих старших сестер, обнаруживают у себя женские интересы и черты.
Специфические условия для
При изучении таких
положительные эмоции, сотрудничество, склонность к творчеству, было
обнаружено, что они оказывают существенное влияние на развитие ребенка. Выявлена корреляция между стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком. Стиль родительского поведения стабильно связан с познавательным и личностным развитием детей.
6. Заключение.
Воспитание (в педагогическом значении) включает в себя: поставленные государством цели воспитания и развития личности. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. С точки зрения психолого-педагогической правильное воспитание представляет собой научно-обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, которые вовлечены в этот процесс. Психологический аспект воспитания во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив.
Информация о работе Понятие, классификация и виды воспитания в «широком» и «узком» смысле