Понятие, классификация и виды воспитания в «широком» и «узком» смысле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа

Описание работы

В современной российской действительности единой сформулированной концепции воспитания подрастающих поколений, которая признавалась бы государством и обществом, нет. Вместе с тем, теория педагогики учит нас, что, если воспитательные принципы не сформулированы, это вовсе не означает, что их нет. В этом случае говорят о наличии так называемой имплицитной концепции воспитания, то есть существующей в скрытом, невыраженном виде.

Содержание работы

Воспитательная концепция в современном российском обществе.
Понятие «воспитания» в широком и узком смысле.
Цели и задачи воспитания.
Классификация методов воспитания.
Семья как социально-психологический фактор воспитания.
Заключение.

Файлы: 1 файл

текст контрольной.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.

Цель  этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Пример  – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются  в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Упражнение  - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от:

·         Систематики упражнений

·         Содержания

·         Объема

·         Доступности и пассивности

·         Частоты повторения

·         Контроля и коррекции

·         Личных особенностей воспитанника

·         Места и времени выполнения упражнения

·         Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений

·         Мотивация и стимулирование

(надо начинать упражнение как  можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в  нем привычки).

Требование  – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.

По форме представления:

·         Прямые

·         Косвенные

Косвенные могут быть:

·         Требование совет

·         Требование в игровой форме

·         Требование доверием

·         Требование просьба

·         Требование намек

·         Требование одобрение

По результатам воспитания:

·         Позитивное

·         Негативное

По способу предъявлении:

·         Непосредственные

·         опосредованные

Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.

Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.

Метод воспитательной ситуации –  ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Не мало важную роль играет неожиданность.

Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.

Виды поощрения:

·         одобрение

·         ободрение

·         похвала

·         благодарность

·         награждение грамотой или подарком

С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

Соревнование  – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.

Виды наказания:

·         связанно с наложение дополнительных обязанностей

·         лишение или ограничением прав

·         выражение моральных порицаний м осуждений

Формы наказаний:

·         неодобрение

·         замечание

·         предупреждение

·         обсуждение на собрании

·         отстранение от занятий

·         исключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Семья как социально-психологический  фактор воспитания.

 

      Своеобразным  коллективом,  который   играет   существенную   роль   в

воспитании  личности, является семья. Семья  играет  в  воспитании  основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность  и робость,  спокойствие  и тревога, сердечность и теплота в общении  в  противоположность  отчуждения  и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Они  проявляются и закрепляются  у  ребенка  задолго  до  поступления  в  школу  и  оказывают продолжительное  влияние на  его  развитие  (например,  у  тревожных  матерей часто  вырастают тревожные дети).

      Нормальные  воспитательные   отношения   складываются   при   взаимной удовлетворенности   супругов,  их  соответствии  друг  другу  во  всех  видах внутрисемейных  отношений. Особо положительное  значение для воспитания  детей  имеют доверительные отношения  в  семье,  а  также   социально-психологическая готовность  супругов к браку, включая усвоение  элементарных  норм  и  правил  человеческого общения, принятия  взаимных обязательств по  отношению   друг  к другу, соответствующих  их семейным ролям (супруг, отец, мать ...).

      Причинами  аномалий  в  воспитании  детей   являются   систематические

нарушения супругами этики  внутрисемейных  отношений,  отсутствие  взаимного  доверия, внимания и заботы, уважения, психологической  поддержки  и  защиты. Другой причиной является  неоднозначность  понимания  семейных  ролей  мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования супругов  друг  к другу.

      Самыми же  существенными  факторами,  отрицательно  сказывающимися  на  воспитании детей, являются несовместимость   нравственных  позиций  супругов, рассогласование  их  точек   зрения  на   честь,   мораль,   совесть,   долг, обязанности перед  семьей, меру ответственности за  состояние дел в семье.

      Основным  способом  практического   устранения  отрицательного  влияния  перечисленных   факторов   на   воспитание   детей    является    достижение взаимопонимания   и  гармонизация  личных   взаимоотношений   супругов.   Для достижения воспитательных  целей в  семье  родители  обращаются  к  различным средствам  воздействия: поощряют и наказывают  ребенка,  стремятся  стать   для него образцом. Более действенна  похвала от  родителей,  с   которыми  ребенок находится в  дружеских отношениях. Наказание   необходимо  лишь  тогда,  когда  поведение ребенка уже невозможно  изменить любым другим  способом.  Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Наказание более  эффективно,  когда

поступок  ребенка, за который он наказан, разумно  ему объяснен.

      Установлено, что ребенок, на  которого  часто  кричат,  которого  часто

наказывают, отчуждается от родителей, проявляет  повышенную агрессивность.  В психологически разных условиях оказывается  и  несколько  по-разному  должны воспитываться  дети, родившиеся  первыми  и  следующими  в  семье.  Братья  и сестры по-разному  влияют  на  воспитание  мальчиков  и  девочек.  Например, мальчики, имеющие  старших  братьев,  проявляют  больше  чисто  мужских  черт характера  и интересов, чем девочки, имеющих  старших сестер,  обнаруживают  у себя женские интересы и черты.

      Специфические условия для воспитания  складываются  в  так  называемой  неполной семье, где отсутствует  один  из  родителей.  Например,  мальчики  в таких семьях бывают  более задиристыми  и  беспокойными.  Поведение  девочек, выросших  в таких семьях,  незначительно   отличается  от  поведения   девочек, воспитанных в полных  семьях.

      При изучении таких особенностей  родительского  стиля  поведения,  как

положительные  эмоции,  сотрудничество,  склонность   к   творчеству,   было

обнаружено, что они оказывают  существенное  влияние  на  развитие  ребенка.  Выявлена    корреляция    между    стилем    родительского    поведения    и взаимоотношениями  между  родителями   и   ребенком.   Стиль   родительского поведения стабильно связан с познавательным и личностным развитием детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение.

Воспитание (в педагогическом значении) включает в себя: поставленные государством цели воспитания и развития личности.    Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.         С точки зрения психолого-педагогической правильное воспитание представляет собой научно-обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, которые вовлечены в этот процесс.       Психологический аспект воспитания во многом означает формирование и изменение социальных установок человека.    Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль.           Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив.

 

 

 


Информация о работе Понятие, классификация и виды воспитания в «широком» и «узком» смысле