Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:31, реферат

Описание работы

В главе о сущности и общих закономерностях воспитания показано, что важнейшим его аспектом является овладение личностью той стороной общественного опыта, которая включает в себя знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности. Указанная задача решается в процессе обучения. В этой связи перед педагогикой встают вопросы: каким должен быть этот процесс, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования личности? Теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие особой научной дисциплины – дидактики.

Файлы: 1 файл

Развитие личности учащегося в процессе обучения.docx

— 72.21 Кб (Скачать файл)

Эта ситуация развития приводит к тому, что вещи открываются ребенку не только в их физических свойствах, но и в том особом качестве, которое они приобретают в человеческой деятельности - в своем функциональном значении (чашка - из чего пьют, стул - на чем сидят, часы - то, что носят на руке, и т. д. ), а люди - как "повелители" этих вещей, от которых зависят его связи с ними. Предметная деятельность ребенка приобретает орудийную структуру, а общение становится речевым, опосредствованным языком.

В этой исходной ситуации развития ребенка и содержится зерно тех отношений, дальнейшее развертывание которых составляет цепь событий, ведущих к формированию его как личности. Первоначально отношения к миру вещей и к окружающим людям слиты для ребенка между собой, но дальше происходит их раздвоение, и они образуют разные, хотя и взаимосвязанные, линии развития, переходящие друг в друга.

В онтогенезе эти переходы выражаются в чередующихся сменах фаз: фаз преимущественно развития предметной (практической и познавательной) деятельности - фазами развития взаимоотношений с людьми, с обществом

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они - то и образуют так называемые кризисы развития - кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции.

Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности - предмет - ной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только двойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складывающейся личности. На этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. - М. , 1981.
  2. Брунер Дж Психология познания. - М. , 1977.
  3. Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. -М. , 1982.
  4. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М. ; Л. , 1935.
  5. Дидактика средней школы. / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина -М. ,1975.
  6. Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. - Свердловск, 1972
  7. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения.

(Методологический анализ). - М. , 1977.

  1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М. , 1972.
  2. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В Петровского. - М. , 1987.
  3. Рубинштейн С. Л Проблемы общей психологии. - М. , 1973.
  4. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. — В кн.: Психологическое исследование. М., 1981.
  5. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. - М. , 1994
  6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М , 1989.

 

1 Баранов С. П. Сущность процесса обучения. - М. , 1981.

2 Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). - М. , 1977.

3 См: Дидактика средней школы. / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина -М. ,1975.

 

4 См. : Загвязинский В. И. Противоречия процесса обучения. - Свердловск, 1972

5 Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. -М. , 1982. -Т. 2. -С. 164. * Там же. -С. 255-256

6 Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М. ; Л. , 1935. -С. 132

7 Брунер Дж Психология познания. - М. , 1977. -С. 364.

8 Шадриков В. Д. Деятельность и способности. - М. , 1994

9 Психология развивающейся личности / Под ред. А. В Петровского. - М. , 1987. - С. 40. 25

 

10 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М , 1989. -С. 50.

11 Рубинштейн С. Л Проблемы общей психологии. - М. , 1973. - С. 192.

12 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М. , 1972. -С. 409.

13 А.Г.Асмолов. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.-М., «Смысл»,2001.,стр. 58-74.

14 Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. — В кн.: Психологическое исследование. М., 1981, с.65-98.

 

 


Информация о работе Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике