Понятие школьной неуспеваемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 19:43, реферат

Описание работы

Роль успеваемости в развитии школьника огромна. Актуальность этой проблемы всегда была и будет значима, как для учеников, учителей, а также и для родителей. Разработкой проблем детской психологии занимались А.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин и др., они всесторонне рассматривали успешность ученика, М.А. Давыдов утверждал, что движущей силой учения и возбуждения потребности в овладении изучаемым материалом является переживание учащимися внутренних противоречий между знанием и незнанием, между возникающими у них познавательными вопросами и проблемами и недостатком наличных знаний для их решения. Эти противоречия учеников и должны хорошо чувствовать учителя.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Педагогика.docx

— 67.41 Кб (Скачать файл)

 Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является  характерная для подросткового  возраста неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Наличие разнообразных и сильных внеучебных интересов подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых. Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.

 При эпизодической  неуспеваемости и в случаях  отставания характерно равнодушие  к школе. Ученик воспринимает  учебные занятия как неизбежную  повинность, выполняет требования  учителей, участвует в какой-то  степени в работе и проявляет  даже иногда активность, но все  это только для того, чтобы  не иметь неприятностей, не привлекать  к себе внимание взрослых. У  такого ученика сформировалась  довольно стойкая позиция в  отношении школы и уроков: он  уверен, что все это скучно, что  это нужно старшим, а ему лично  не нужно.

 Не только отрицательное  отношение к школе и учение  по принуждению вызывают отставание  учащихся среднего звена. Большим  злом является и учение только  ради отметки, когда получение  хорошей или удовлетворительной  отметки становится единственной  целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность  ученика, порождает равнодушие к  содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении  вызывают эмоции не сами по  себе, а только в связи с  возможностью или невозможностью  получить желаемую отметку. Радость  познания нового, удовольствие от  коллективного труда, удовлетворение  от преодоленных трудностей —  все заслоняется отметкой. Урон  наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию  школьника. У некоторых учащихся  цель получения отметки выступает  как средство самоутверждения, удовлетворения  самолюбия, средство для получения  обещанной дома награды. Во всех  этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Виды неуспеваемости

 

 Материал по этим  вопросам имеется в целом ряде  работ. А. А. Бударный различает, например, два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость — недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования.

 Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания: 1 общее и глубокое отставание по многим или всем учебным предметам длительное время; 2 частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному трем наиболее сложным предметам); 3 неуспеваемость эпизодическая то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.

 Во всех случаях  А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок»

 По тем же критериям  выделяет виды неуспеваемости  и Ю.К. Бабанский. Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее причинами.

 

 

 

 

 

2.3. Типы неуспевающих  школьников.

 

 Как путь проникновения  в сущность неуспеваемости можно  рассматривать и выявление типов  неуспевающих школьников.

 Хотя неуспевающие  школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг  от друга. В практике повседневной  работы с ними в каждом конкретном  случае неуспеваемости мы встречаемся  с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей  индивидуального подхода. Такая  «многоликость» школьной неуспеваемости  создает значительные трудности  в работе учителей по ее  преодолению. Длительное изучение  школьной неуспеваемости дает  основание сделать вывод, что  она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника  характеризуется своеобразным сочетанием  важнейших свойств личности, сложившихся  в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения  в учебной работе.

В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – дети со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод исп6ользуют А. А. Бударный, Ю. К. Бабанский и некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают.

 Имеются попытки построить  типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках  учебного труда учащихся и  структуре их личности. Такой  подход можно обнаружить у  П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:

1) задания воспринимает  невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;

2) работает пассивно (постоянно  нуждается в стимулах для перехода  к очередным видам работы);

3) не подмечает своих  неудач и трудностей;

4) не имеет ясного представления  цели, не планирует и не организует  свою работу;

5) либо работает очень  вяло, либо снижает темп постепенно;

6) индифферентно относится  к результатам работы.

 

 Указанные черты неуспевающего  школьника, поскольку они характеризуют  его деятельность в учебном  процессе, могут быть использованы  в определении неуспеваемости. Другой  выделенный тип назван патологическим  — это эмоциональные, часто имеющие  неудачи в учении школьники, встречающие  специфическое к себе отношение  окружающих. Они заявляют «не  могу» до начала работы, нуждаются  в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и , неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер.

 Психологическую типологию  неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников.

 Деление неуспевающих  школьников на типы можно осуществить  в зависимости от характера  соотношения двух основных групп свойств личности школьников:

1. Особенности мыслительной  деятельности, связанные с обучаемостью.

2. Направленность личности  школьника, определяющая его отношение  к учению.

 

 На этой основе выделено  три типа неуспевающих школьников:

1. Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое  качество мыслительной деятельности  при положительном отношении  к учению и сохранении позиции  школьника.

2. Учащиеся с относительно  высоким уровнем развития мыслительной  деятельности при отрицательном  отношении к учению и частичной  или полной утрате позиции  школьника.

3.Неуспевающие, для которых  характерно низкое качество мыслительной  деятельности при отрицательном  отношении к учению и полной  утрате позиции школьника, проявляющееся  в стремлении оставить школу.

 

 Первый тип неуспевающих  школьников.

 Для всех школьников  этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

 Неуспех в учебе  и неумение работать вместе  с классом не являются для  них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности  своих познавательных возможностей  свое отставание они правильно  видят в неспособности усваивать  отдельные предметы наравне со  всеми. Отсутствие морального конфликта  способствует сохранению позиции  школьника и формированию положительной  моральной направленности, так как  понимание причин неуспеха при  положительном отношении к учению  является хорошим стимулом для  преодоления недостатков. Об этом  говорит тот факт, что школьники  этого типа охотно принимают  помощь учителей и товарищей.

 

 Второй тип неуспевающих  школьников.

 Учащиеся этого типа  в школу приходят с хорошей  интеллектуальной подготовкой, с  желанием хорошо учиться. Однако  на качестве их учебной работы  отражается, прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

 

 Третий тип неуспевающих  школьников.

 Для этого типа, как  и для первого характерна низкая  обучаемость. Слабое развитие мыслительных  процессов вызывает серьезные  трудности в усвоении учебного  материала. При выполнении учебных  задач у этих школьников отсутствует  критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты  они не пытаются сравнивать  с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом  свидетельствует не только о  трудностях в усвоении и неумении  работать, но и о беспечном  отношении к учению. У этих  школьников весьма отчетливо  проявляется узость мышления.

 Слабое развитие мотивационной  стороны познавательной деятельности  проявляется в отсутствии познавательных  интересов, в характере общей  направленности личности. Совокупность  этих качеств определяет отрицательное  отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление  оставить школу. Общее отрицательное  отношение определяет интересы  этой категории. В школе их  больше всего привлекают такие  предметы как физкультура, уроки  труда.

Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р. Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Под учебным материалом в данном случае понимается текст учебника, а различные типы усвоения соотносятся с определенным уровнем смысловой переработки текста. Так, одни неуспевающие ученики характеризуются тем, что они совсем не могут следить за ходом объяснения учителя и испытывают серьезные трудности при чтении текста учебника, другие – тем, что справляются с анализом – синтезом только в некоторых случаях, в частности, когда речь идет о конкретных предметах и явлениях. Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.

 Внимание исследователей  сосредоточено в основном на  сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает  изучение ее причин. В частности, Н. А. Менчинская и ее сотрудники изучают только тех учащихся, которые не успевают по многим предметам в течение ряда лет. В исследовании Ю. К. Бабанского анализ причин неуспеваемости составляет основной метод разработки средств  предупреждения неуспеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Причины неуспеваемости

 

 В основе неуспеваемости  в школе всегда лежит не  одна причина, а несколько, и часто  они действуют в комплексе. Среди  них можно обозначить: несовершенство  методов преподавания, отсутствие  позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других  учеников, высокая одаренность в  какой-либо конкретной области, несформированность мыслительных процессов и т. д.

 

3.1.Классификации  причин.

 

 Однако имеются попытки  тем или иным образом сгруппировать  причины неуспеваемости. Так, например, А. М. Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).

 В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

Информация о работе Понятие школьной неуспеваемости